Перспективное планирование по программе Е.С. Бабуновой "Наш дом - Южный Урал" для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа)

Сагдиева Ольга Александровна

В данной методической разработке содержится перспективное планирование по национально-региональному компоненту по программе Е.С. Бабуновой "Наш дом - Южный Урал".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально-регионального компонента на основе программы Е.С Бабуновой  «Наш дом – Южный Урал» на 2023-2024 уч. г.г.

Программное содержание:

1.   Продолжать приобщать детей к духовно-художественным ценностям, созданным народом:

—  познакомить с особенностями жилища, быта русских крестьян, казаков, башкир и других народов Южного Урала как предметами народного искусства;

—  подводить их через народное искусство к пониманию особенностей традиций, быта, национального характера разных народов, общечеловеческих ценностей.

2.   Развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов-типов («древо жизни», «мать-земля», солярные знаки и т. п.).

3.   Продолжать развивать умение детей создавать выразительные образы на основе повтора-вариации-импровизации, выражая собственное эмоционально-ценностное отношение к действительности, искусству.

4.   Знакомить детей со способами проектирования предметной среды народного быта (эскизы, разработка элементов экстерьера, интерьера жилища, макетирование и т. п.).

5.   Развивать и обогащать эмоционально-образную, объяснительно-выразительную речь детей, умение вести диалог по поводу искусства.

6.   Продолжать воспитывать внимательность и целенаправленность эстетического восприятия, бережное отношение к природе, человеку, самостоятельность и творческую инициативу.

Месяц.

№ недели.

Познавательный блок.

Цели и задачи

Программное содержание.

Сентябрь.

1 неделя-

2 неделя

История жизни человека на Южном Урале.

Знакомство с народным фольклором: колыбельные песни. Ай, люли, ай, люли, прилетели журавли.

Познакомить детей с историей заселения Южного Урала разными народами: русские, казахи, башкиры, татары, нагайбаки и т.д; объяснить понятия «первобытные люди», «каменный век», «медная эпоха», «бронзовая эпоха»; формировать знания о различных видах труда народа.

   В старшем дошкольном возрасте знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колыбельные широко используются в сюжетно-ролевых играх, в досугах, в играх-инсценировках.

Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная любовь, забота). Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).

1.Беседа:   «Эволюция народов Южного Урала»

2. Беседа «Коренные жители Урала»

3. Досуг «Город Пласт – наша гордость».

4. Досуг «Поэтическая  гостиная»: «Колыбельные песни народов Южного Урала». (обр. оласти: художественно- эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие).

5. Сюжетно- ролевая игра « Дочки-матери».

6. Заучивание наизусть колыбельных песен  «Ай, люли, ай, люли, прилетели журавли».

7. Выставка поделок из овощей «Подарки осени».

.

3 неделя-

4 неделя

Человек и мир вокруг.

Знакомство с народными играми: русскими, башкирскими, татарскими.

Познакомить детей с образными выражениями о природе, о народном представлении мира, природы и космоса. Познакомить с понятиями «кочевой народ» и «оседлый народ», «земледелие», «родичи». Дать сведения детям о появлении первых железо- и медеплавильных заводах Южного Урала. Работа людей «в горе» — в шахтах по добыче руды, драгоценных камней, угля. Объяснить понятие «мастеровой», «заводской» человек — человек, который работал на заводе, мог что-либо мастерить, изготавливать.

Познакомить детей с понятием народная игра и её особенностями. Значением народной игры в жизни человека.

1.«Пчелы» русская народная игра.

2. «Земля, вода, огонь, воздух» татарская народная игра. — 3.Башкирская народная хороводная игра «Юрта».

1. Беседа:«Свой край – люби и знай!». (Познавательное развитие – обр. область).

2. Русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;

— русская народная хороводная игра «Чурилки»;

— татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;

— башкирская народная подвижная игра «Белая кость»;

— башкирская народная подвижная игра «Гроза»;

— русская народная настольная игра «Бирюльки».

3. Досуг «Поиграй- ка!»

(обр. область- художественно- эстетическое развитие).

Октябрь.

о

1неделя-2 неделя.

Человек и календарь природы.

Знакомство с пестушками, потешками, прибаутками.

1. Я умница-разумница…  

2. Журавель долгоногий на мельницу ездил…

Расширить представления детей о правилах природы, по которым жили люди на Южном Урале, т.е. по определённому календарю – земледельческий и скотоводческий. Познакомить с новыми понятиями «лад», «земледельческий», «скотоводческий», «круглый год».  Познакомить с особенностями народных костюмов.

1.   Обобщать знания детей о поэзии пестования, ее роли в воспитании детей в семье.

2.   Учить выделять в тексте образные средства языка.

3.   Способствовать исполнению детьми потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках.

 4. Совершенствовать исполнительские умения детей.

1.Беседа: «Пушешествие по Южному Уралу».

2.Заучивание наизусть потешек, пестушек:

1. Я умница-разумница…  

2. Журавель долгоногий на мельницу ездил…

3. Фольклорный праздник

 «В гостях у Марьюшки» (обр. область – художественно- эстетическое развитие).

3. Театр потешки «Журавель долгоногий на мельницу ездил…».

3 неделя – 4 неделя.

Человек и природа Южного Урала.

Знакомство с небылицами.

1.Из-за тучи, из-за гор…

2. Рано утром, вечерком…

Познакомить детей с природно – географическими зонами Южного Урала: лесная, горная, степная, лесостепная. Дать сведения об озёрах, реках, горах, отражающих историю родного края; Познакомить с животными, птицами, растениями, обитающими в регионе.

1.   Уточнять представления о жанровых особенностях небылиц.

2.   Учить детей рассуждать, развивать логичность и доказательность высказываний.

3.   Учить придумывать небылицы по аналогии с готовыми текстами.

4.   Развивать чувство юмора.

1. НОД: «Русские мастера». (Обр. область – познавательное развитие).

2. Развлечение  «Флора и фауна Южного Урала». (Обр. область – познавательное развитие).

3. Экологический досуг «Берегите край родной».

4. Литературная гостиная

«Небылицы я люблю».

(Обр. область – художественно- эстетическое развитие).

5. Рисование «Небылицы».

(Обр. область – художественно- эстетическое развитие).

6. Досуг «Праздник Осени».

Ноябрь.

1 неделя – 2 неделя.

Человек и календарные традиции.

Знакомство с закличками, приговорками.

1.Радуга-дуга, принеси нам дождя.

2.Мочи, мочи, дождь, на нашу рожь…

Формировать представления детей о тесной взаимосвязи человека, его семьи, рода с природой. Дать сведения о календарных обрядах и традициях народа  Южного Урала и познакомить с некоторыми из них.

1.   Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок.

2.   Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы).

3.   Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок.

1.Досуг «Открываем календарь». (Обр. область – познавательное развитие).

2. Досуг «Традиции народов Южного Урала» (обр. область – художественно – эстетическое развитие).

3. Заучивание наизусть закличек, приговорок: «Осень, осень…», «Медведь могучий…», «Радуга-дуга, принеси нам дождя»,

«Мочи, мочи, дождь, на нашу рожь…».

3 неделя – 4 неделя.

Человек, род и природа.

Знакомство с докучными сказками.

Познакомить детей с фольклором народов Южного Урала. Дать сведения о семантическом значении слов «природа», «род», «родня», о домашних (семейных) народных способах лечения больных – траволечение, грязелечение, закаливание в бане и т.д.

1.   Уточнять знания детей об особенностях содержания и формы докучных сказок.

2.   Показать способ бытования докучных сказок в современной жизни.

3.   Поддерживать желание рассказывать докучные сказки.

4.   Развивать чувство юмора.

5.   Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты докучных сказок, создавать иллюстрации к докучным сказкам.

1.Досуг «Богат талантами  Южный Урал» (обр. область – познавательное развитие).

2. Досуг «Литературная гостиная» «В гостях у сказки» (обр. область – художественно – эстетическое развитие);

3. Чтение детям докучных сказок.

4. Д/И «Сочини докучную сказку».

5. Рисование «По мотивам докучных сказок».

6. Драматизация докучных сказок «Про Шиша».

7. Чтение сказа П. Бажова «Каменный цветок».

Декабрь.

1 неделя – 2 неделя.

 

Человек и его семья. Сила семьи в его родне.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Познакомить детей со смысловым значением слов «семья», «родня», «родственники», «племянники», «двоюродный» (состав семьи, традиции, родственные связи). Формировать добросердечные, дружелюбные отношения к родственникам.

1.   Обогащать представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).

2.   Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.

3.   Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов.

4.   Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной.

5.   Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц.

1.Спортивный досуг «Мама, папа, я – дружная семья».

2.Викторина «7 и я – получается СЕМЬЯ!».

3. НОД: «Уральские мастера умельцы». (Образ. область – познавательное развитие).

4. Чтение сказов П. Бажова «Огневушка - поскакушка».

5. Рисование «Уральские сказы» по мотивам сказов П. Бажова.

6. Заучивание наизусть пословиц и поговорок.

7. Рисование по мотивам пословиц и поговорок.

8. Словесные игры — «Кто больше назовет», с наглядным материалом — «Собери пословицу».

3 неделя – 4 неделя.

Жилище семьи.

Подвижные народные игры.

Познакомить с традициями и обычаями, связанными со строительством и переселением в новый дом. Дать сведения о названиях и назначении частей народного жилища: окна, стены, двери.

Продолжать знакомить детей с понятием народная игра и её особенностями. Значением народной игры в жизни человека.

1.Экскурсия в музей г. Пласта.

2 Беседа «Новоселье мы справляем» (обр. область – познавательное развитие).

3. Акция «Птичья столовая».

4. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

5. Изготовление коллективного макета «Русская изба».

6. Фестиваль игр народов Южного Урала.

7. Подвижная игра «Маленькие ножки – большие ножки»,

Р. н. и. «Бег по стволу»

Т. н. и «Спутанные кони»

Б. н. и «Букэн кайыш» (поймай воробья поясом)

Январь.

1 неделя – 2 неделя.

Предметы народного домашнего быта.

Знакомство с народной песней.

Познакомить детей с семантическим значением слова «утварь», различными её видами. Дать сведения об особенностях украшения народного жилища, предметов домашнего быта и одежды.

Познакомить детей с понятием народная песня, её жанровыми особенностями.

1.Экскурсия в «русскую избу» ДОУ.

2. Изготовление предметов народного быта из природного и бросового материала.

3.  «Аппликация «Укрась сапоги – ичиги».

4. Досуг «Коляда, коляда».

5. Беседа: «Лейся песня».

6. Конкурс певцов «Шире круг!».

3 неделя.

Особенности взаимоотношений в семье.

Познакомить детей с народными особенностями взаимоотношения в семье: мужа, жены, братьев, сестёр, бабушек,  дедушек.

1.Досуг «В гостях у бабушки Агафьюшки».

2. Спортивный досуг «А, ну-ка, мальчики!».

3. Беседа «Крещенье».

4. Акция  «Генеалогическое дерево» (совместно с родителями воспитанников).

5. Викторина «Семейная».

6. Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Февраль.

1 неделя – 2 неделя.

Нравственные основы семьи.

Дать детям представление об отношениях в семье к старым людям, больным и сиротам, малым детям, людям, попавшим в беду; о воспитании в семье – любовью, заботой, милосердием, поощрением, наказанием (словесный).

1. НОД «Генеалогическое дерево» (образов. область - познавательное развитие .)

2.Поэтическая гостиная «Поэты Южного Урала».

3.Рисование «Моя семья».

4. Досуг «Поэтическая гостиная « Чтение стихотворений о семье поэтов Южного Урала – Л. Таничевой, В. Кузнецова.

5. НОД «23 февраля – день Защитника Отечества»  (образ. область – познавательное развитие).

3 неделя – 4 неделя.

Семья и домашнее хозяйство.

Формировать у детей знания о распределении обязанностей по ведению хозяйства в семье и домоводстве.

1.Досуг «На подворье у Матрёны».

2. Аппликация «На скотном дворе».

3.НОД «В мире интересного» (образ. область –познавательное развитие).

4. Викторина  «Знатоки домашнего хозяйства».

Март.

1 неделя – 2 неделя.

Народные праздники семьи.

Расширить знания детей об особенностях народного  гостеприимства и подготовки к праздникам.

  1. НОД «8 марта – Женский день» (образ. область – познавательное развитие).
  2. НОД «Великие женщины Южного Урала»
  3. НОД «Доброта жителей Южного Урала»

(образ. область – познавательное развитие).

  1. Беседа «Народные праздники Южного Урала».
  2. Акция «Семейные традиции».
  3. Рисование «Семейный праздник» (образ. область – художественно-эстетическое развитие).

3 неделя – 4 неделя.

Семья и природа.

Познакомить детей с отношениями народа к природе и с образными народными названиями растений, природы.

1.НОД «Весна на Южном Урале» (образ. область – познавательное развитие).

  1. Досуг «Мама, папа, я – счастливая семья».
  2. Беседа: «Традиции встречи весны на Южном Урале».
  3. Конкурс чтецов стихотворений «Весенняя песня»
  4. Рисование «Природа Южного Урала».

Апрель.

прель.

1 неделя – 2 неделя.

Народные увеселения, игры, забавы семьи

Познакомить детей с народными играми, сезонными забавами детей и взрослых.

1. КВН «День смеха» (обр. область – познавательное развитие).

2. Беседа « Веснянка».

3. Акция «Скворечники».

4. Выпуск газеты «Семейные забавы».

5. Досуг «Пасха».

6. Акция «Пасхальные яйца».

7. НОД: «Встречаем перелётных птиц» (обр. область- познавательное развитие).

3 неделя – 4 неделя.

Знакомство с дразнилками.

1.   Познакомить детей с дразнилками, их назначением (осмеять отрицательные черты характера), формой (наличие рифмующихся слов) и происхождением.

2.   Учить правильно оценивать типичные жизненные ситуации.

3.   Воспитывать умение правильно реагировать на дразнилку (если дразнилка справедлива, стараться исправиться: «Маша-растеряша»), не обижаться, уметь отвечать на дразнилку.

  1. Беседа «Дразнись, дразнись!».
  2. Конкурс сочинителей «Придумай дразнилку».
  3. Рисование «Дразнилка».
  4. Досуг «Масленица».
  5. Сюжетно-ролевая игра «Цирк».

Май.

1 неделя – 2 неделя.

Здоровье – успех и богатство семьи.

Познакомить детей с народными домашними способами лечения больных в семьях.

  1. Досуг «В гостях у Айболита».
  2. НОД «1 мая – праздник весны и труда!» (обр. область – познавательное развитие).
  3. Изготовление газеты «Будь здоров!».
  4. НОД «День победы в ВОВ». (образ. область – познавательное развитие).
  5. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

3 неделя – 4 неделя.

Знакомство с уральскими сказками и легендами.

Познакомить детей с уральскими сказками и легендами,  авторами уральских сказок, историей возникновения уральских легенд.

  1. Беседа: «Уральские легенды»
  2. НОД «Легенды о природе Урала» (образ. область – познавательное развитие).
  3. Рисование «Уральские легенды».
  4. Досуг «Поэтическая гостиная» «В мире уральских сказок и легенд».
  5. д/у «Придумай легенду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение

Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели...

Перспективное планирование проектной деятельности на 2020 – 2021 учебный год группа № 10 ( старший дошкольный возраст)

Перспективное планирование проектной деятельности  на 2020 – 2021 учебный год группа № 10( старший дошкольный возраст)...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Методическая разработка. Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста»

Данный методический материал разработан для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей де...