Беседа «Широкая масленица» (Региональный компонент)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Наугольнова Ирина

Формирование интереса к русским народным традициям на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_maslenitsa.docx222.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

второй категории №56 «Улыбка»

Беседа

в подготовительной группе

 «Карусель»

на тему:

«Широкая масленица»

(Региональный компонент)

C:\Users\1\Downloads\1617571681_6-p-maslenitsa-fon-dlya-afishi-6.jpg

Подготовили воспитатели

первой квалификационной категории:

Наугольнова Ирина Викторовна

Савкина Марина Сергеевна

г. Белая Калитва

2023 г.

Конспект беседы «Широкая масленица»

Цель: формирование интереса к русским народным традициям на Руси.

Задачи:

Образовательные :

  • Познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы (как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины).
  • Учить понимать народные потешки, заклички.

           Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
  • Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные :

  • Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям.

Словарная работа: боярыня-Масленица, госпожа, уста, широк двор, потешиться, гостьюшка годовая, саночки расписные, коники вороные, баба кривошейка, чучело.

Материал к беседе: иллюстрации зимних забав, праздника,  солнца, деревня зимой, чучела Масленицы. 

Ход беседы

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что каждому времени года приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. А чтобы зима не гневалась и ушла по - хорошему и в свой положенный срок , русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.

Приходится он на конец февраля – начало марта и длится целую неделю.

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, и ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, широкой, весёлой. Величали её и боярыней-масленицей. 

В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Блины положено было есть всю неделю. Их нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие. На блины и угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году.

 

Каждый день на Масленицу особенный!

Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: «Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками».        С Масленицей разговаривали как с живым существом. Она то «дорогая гостья», то «баба кривошейка», то «красавица девица». А чтобы было удобнее разговаривать с ней к  первому дню праздника изготовляли ещё один символ масленицы - из тряпок и соломы чучело Масленицы, обряженное в женскую одежду.

 Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте, где и проходили все масленичные развлечения, вокруг чучела Масленицы. В последний день праздника чучело сжигали и разбрасывали пепел по земле: чтобы был хороший урожай. Поэтому у чучела не делали лица – считалось, что имея лицо, чучело имеет и душу, и тогда его нельзя сжигать.

А пока чучело стояло на видном месте, дети и взрослые катались с горки, ездили на санях, запряжённых тремя лошадьми – наперегонки, строили снежные крепости и городки, защищали их или брали их у «неприятеля». Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, весёлыми песнями, озорными частушками.

Вторник – «Заигрыш». Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда – «Лакомка» («Сладкоежка»). В этот день или лакомились блинами и другими масленичными яствами. Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

 О блинах сложено много поговорок:

- Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
- Блин добро не один.
- Блин брюха не портит.

Четверг – «Широкая Масленица». Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой. А ещё четверг слыл разгульным  и назывался «разгуляй – четверг». На этот день приходилась середина веселья и гульбы.

В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы.

Медведь - тоже является символом  Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода.  Особенно такая забава - игра нравится детям.

Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтобы обидеть, а чтоб повеселиться:

- Николай. Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
- Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
- А у Ваське на носу съели кошки колбасу!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из-под палочек!

Пятый и шестой день – пятница и суббота – были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Пятница – «Тещины вечерки». Вся семья на блины к бабушке шла.

Суббота – «Золовкины посиделки» - к тетям и дядям шли на блины.

Воскресенье -  седьмой и последний день Масленицы –  был днём «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей…

- Ты прощай, прощай
Наша Масленица:
Ты не в среду пришла, и не в пятницу,
Ты пришла в понедельник,
Всю неделю веселье!

А ещё этот день назывался «Прощенным воскресеньем».  В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.

В старину люди, когда у них просили прощения, отвечали: «Бог простит».

Мы с вами тоже скоро будем праздновать Масленицу. Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться? (водить мы будем хороводы, сжигать чучело и угощаться блинами. )

А когда придет прощенное воскресенье - будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.

 После Масленицы начинался Великий пост, когда нельзя было есть блины, мясо, масло, молоко, сыр, пироги, а ели только постную пищу: грибы, овощи, орехи. Пост длился до Пасхи.

Рефлексия:

  • Как ещё называют праздник «Масленицу»? что он означает? (проводы зимы и встречу весны)
  • Как люди встречают Масленицу? Что делают, чтобы легче было разговаривать с Масленицей? (встречают прибаутками, песнями, делают чучело Масленицы)
  • Где устанавливают чучело и что вокруг него происходит? (на видном месте, игры, забавы)
  • Чем люди задабривают, зазывают Масленицу? (блинами-пирогами)
  • Что означает круглый блин? (солнышко)
  • Какие вам понравились частушки, прибаутки, дразнилки? О чем они? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация регионального компонента ооп по средства приобщения дошкольников к народному фольклору. Презентация : "Широкая масленица".

        В настоящее время очень остро стоит вопрос приобщения дошкольников к истокам русской культуры. В своей работе мы используем  много народных игр, хороводов. С эт...

Конспект беседы "Широкая Масленица".

Конспект беседы "Широкая Масленица"...

Картотека бесед по патриотическому воспитанию региональный компонент (средний дошкольный возраст)

26.                   Беседа по патриотическому воспитаниюрегиональный компонент(средний дошкольный воз...

Методическая разработка. Региональный компонент. Цикл бесед по патриотическому воспитанию дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом. Дошкольный возраст: время растить патриотов Человек как личность формируется в младш...

Картотека дидактических игр, бесед с использованием регионального компонента

В направлении «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования» представлены  картотеки игр, бесед с использованием регионального компонента...

Конспект беседы «Широкая Масленица»

Конспект беседы «Широкая Масленица»...

Конспект беседы " Широкая масленица " для подготовительной группы.

Конспект беседы " Широкая Масленица " для подготовительной группы....