Из опыта реализации проекта «В сибирскую столицу я с детских лет влюбился»
статья по теме

Морозова Тамара Сергеевна

Обобщение опыта реализации проекта по краеведческому образованию дошкольников "В сибирскую столицу я с детских лет влюбился"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «В сибирскую столицу я с детских лет влюбился»

Морозова Тамара Сергеевна, 

учитель-логопед, МКДОУ д/с № 414

(город Новосибирск, Центральный округ)

В нашем детском саду работа по краеведческому направлению дошкольного образования проводится с 2015 года.

В 2016 году педагогами нашего ДОУ разработана и утверждена программа по социально-коммуникативному развитию «Я горжусь Новосибирском», как часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Актуальность работы в направлении краеведческого образования дошкольников обусловлена тем, что, по данным исследователей, наметилась тенденция к потере населения Новосибирской области в обмене со всеми федеральными округами, кроме Уральского и Дальневосточного. Причем, замещение выбывающего коренного населения происходит, главным образом, за счет населения, прибывающего из стран СНГ, что часто является неэквивалентным по образовательному и квалификационному статусу. (статья Е. В. Шевцовой, в Известиях Иркутского государственного университета в 2017 году 2017. Т.20 Серия «Политология. Религиоведение» с. 91-101).

Поэтому,  для детей современного Новосибирска, растущих в условиях описанной социальной ситуации, очень важно сохранить ценностное отношение к своей малой родине (или сформировать его по отношению к своей новой родине), обладать ответственностью и готовностью своими усилиями и трудом повышать уровень жизни и благосостояния региона, в интересах собственного будущего.

В целях повышения качества образования дошкольников по направлению «Краеведение» в учреждении ведется следующая деятельность:

  • создана творческая группа Центра Краеведения в рамках сотрудничества с кафедрой Теории и методики дошкольного образования ГОУ ДПО НСО НИПКиПРО.
  • разработан педагогический проект «В Сибирскую столицу я с детских лет влюбился».    

Цель проекта: создание условий для воспитания у дошкольников ДОУ ценностного отношения к родному городу, району, через обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи проекта:  

  1. Создать на базе ДОУ мини-музей «Достопримечательности Новосибирска».
  2. Организовать  образовательную деятельность по теме «История родного города» с участием родителей воспитанников.
  3. Пополнить медиатеку образовательных ресурсов по краеведению.

Поэтапная реализация проекта осуществлялась в течение 2017-2018 учебного года.

На первом этапе при создании мини-музея «Достопримечательности Новосибирска», была выбрана форма «Мобильного музея», которая представляет собой организацию методических комплексов по различным темам краеведческого направления в группах.

На втором этапе работа была организована согласно календарному плану:

Месяц

Даты

Мероприятия проекта

Предполагаемый результат

Январь

09-19

Создание нормативно-методической базы музея, разработка положения, плана работы, журналов учета экспонатов и посещений.

На базе МКДОУ Д/С № 414 создан открытый музей Железнодорожного района для дошкольников и их родителей.

15-19

Оборудование музея.

22-31

Формирование экспозиции. (Пополнение и обновление экспозиции производится на протяжении всего времени работы музея).

Февраль

01-09

Железнодорожный вокзал

Организация на базе музея тематической образовательной деятельности по теме «История родного города» с участием родителей воспитанников.

12-16

Новосибирский Цирк

19-22

Новосибирский Зоопарк

26-28

Заельцовский бор

Март

01-09

Мост через реку Обь

12-16

Библиотека им. А.П. Чехова

19-23

Областной театр кукол

26-30

Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Апрель

02-06

Создание оргкомитета Фестиваля

Целевая аудитория фестиваля «Новосибирск-столица детства» владеет информацией о его проведении.

09-13

Разработка положения о Фестивале

16-30

Распространение информации среди ДОО Железнодорожного района

Май

01-11

Сбор конкурсных работ участников фестиваля.

Фестиваль семейных образовательных видео-роликов «Новосибирск-столица детства».  

14-18

Подведение итогов Фестиваля. Работа жюри. Определение победителей и лауреатов.

21-31

Презентация целевой аудитории лучших работ, распространение их через социальных партнеров и СМИ.

На третьем этапе педагогами ДОУ были созданы презентации, фото и видео материалы, конспекты занятий по краеведческому направлению, которыми пополнилась медиатека ДОУ.

Перспективные планы;

Конспекты;

Фотоматериалы;

Презентации;

Макеты;

Стенды;

Коллекции;

Выставки и др.

Результаты проекта:

- В образовательном учреждении функционирует мобильный центр краеведения, в создании которого активное участие приняли родители воспитанников.

Это позволило создать условия для пробуждения и поддержки интереса детско-родительской аудитории ДОУ (около 250 семей, 285 воспитанников) к теме краеведения, расширить и уточнить представления об истории и культуре родного района и города.

- Разработаны методические материалы по краеведческому направлению.

- В настоящее время мини-музей объединяет в себе 9 комплексов. Их материалы могут перемещаться из одной группы в другую, в зависимости от проводимой воспитателями деятельности.

- Расширена сеть социальных партнеров ДОУ, в которую, помимо НиПК иПРО, Библиотеки им. А.П. Чехова и Гимназии № 4 вошли

  • Библиотека им Шевченко,
  • Центр развития ребенка «Студия детства»
  • Творческая мастерская «Воины Эфеи»,
  • Новосибирский детский театр «Сердце детям».

Проект награжден Дипломом за II место в окружном этапе городского конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании» в номинации «Мой Новосибирск родной: Новосибирсковедение».

Также результатами деятельности Центра краеведения в Детском саду стала разработка сценариев НОД в формате технологических карт по блокам. «Культура и достопримечательности родного края».

«Природа родного края».

«История родного края».

«Знаменитые люди родного края»

Сценарии по темам «С Днём рождения, Новосибирск», «Путешествие по Оби» и другим темам направлены педагогами для публикации.

Сценарий образовательной деятельности и презентация по теме: «Железнодорожный вокзал Новосибирск - Главный» направлен на Региональный профессиональный конкурс методических материалов «Мой край родной». Работа награждена дипломом лауреата II степени в номинации «Культура и достопримечательности родного края».

Значимыми для нас результатами работы является творческая активность воспитанников в данном направлении. Так, в окружном этапе городского конкурса «Мой Новосибирск – моя родина» приняли участие проекты воспитанников детского сада.

Проекты награждены дипломами лауреата в номинациях

  • Творческий проект детей «Новосибирск – город моей мечты»
  • Детско-родительский проект «Семейный альбом»
  • «Пою тебя, Новосибирск».

А также, дипломами других конкурсов.

Повысили свою компетентность по вопросам краеведческого образования дошкольников педагоги ДОУ.

Резюме:

  • Образовательная работа с дошкольниками по направлению «Краеведение» актуальная во все времена, в контексте ФГОС ДО наполняется особым смыслом, так как должна объединять обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Данную работу в ДОУ планируется продолжить в контексте:
  •  внедрения образовательной программы разработанной Центром научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста НИПКиПРО,
  • а также новых форм образовательной деятельности, таких как фестиваль семейных краеведческих проектов
  • расширение сети социальных партнёров ДОУ.
  • пополнение и обновление экспозиций мобильного мини-музея.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта реализации междисциплинарных проектов в детском саду

Использование компьютера для создания обемного междисциплинарного географического проекта для заинтересованности дошкольников, их знакомства с географией Земли, элементарными представлениями по аспект...

Методические рекомендации по реализации проекта "Совершенствование развивающей среды в группе детского сада" авторы: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю. и воспитатель первой кв. категории Захарова Н.А.

В соответствии с ФГТ к дошкольному образованию, необходимо обратить особое внимание на предметный развивающий мир, который окружает ребёнка в течении долгого времени в дошкольном учреждении. Данный ма...

Представление педагогического опыта. Образовательный проект "Социокультурное развитие старших дошкольников посредством детского фольклорного театра".

Тип проекта: групповой, долгосрочныйАктуальность темы. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При э...

Отчет по реализации проекта «Здоровье с детства» от ГБДОУ детский сад № 2 Пушкинского района Санкт-Петербурга

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесбере...

Обобщение педагогического опыта по теме: Внедрение бережливых технологий в деятельность ДОУ в рамках реализации проекта «Бережливый детский сад»

  Нижегородская область стала первым регионом России, где бережливые технологии внедрили сразу в нескольких сферах. Система образования Нижегородской области является полноправным участник...

Мастер-класс из опыта реализации проекта: «Безграничные возможности обычного бумажного листа в решении задач познавательного развития детей».

В статье описаны опыты с детьми старшего дошкольного возраста с обычным листом бумаги, которые можно проводить в процессе основной образовательной деятельности по познавательному развитию и в свободно...

Представление педагогического опыта: реализация проекта "Все профессии нужны!" в старшей группе с тяжелым нарушением речи

Описана реализация проекта "Все профессии нужны" в старшей группе для детей с ОВЗ...