Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Чикова Ольга Витальевна

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

«Путешествие по русским народным сказкам»

для детей старшего дошкольного возраста

   

 


Цель:

Создание условий для закрепления представления о русских народных сказках

Задачи:

     Образовательные:

  • Формировать представление о русских народных сказках, узнавать сказку по заданию;
  • Передавать структуру сказки с помощью моделирования, составлять мнемотаблицы и с их помощью рассказывать сказки; собирать пазлы, решать ребусы;
  • Вызвать желание читать русские народные сказки.

     Развивающие:

  • Развивать память и эмоционально-нравственную сферу и навыки общения детей.
  • Активизировать словарь детей.

      Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательное, дружелюбное отношение детей друг к другу;
  • Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Интегрируемые образовательные области:

«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Материалы и оборудование:

Экран, мультимедиа проектор, пазлы, карточки, Листы чистой бумаги, карандаши, лукошко, «сказочные» предметы.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Круг радости.

Здравствуй небо!  (руки вверх)

Здравствуй земля!  (приседают)

Здравствуйте мои друзья!  (руки вперёд)

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять

Будем вместе мы играть,

В сказку мы хотим попасть!

II. Основная часть.

Воспитатель:

-Вы любите сказки? (да) А почему вы их любите? (Ответы детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

Ребята, я сегодня, не просто Ольга Витальевна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

III. Путешествие по русским народным сказкам

Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! (слайд 2) Она будет нашим проводником в путешествии.

Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание – игру «Из какой мы сказки?». Щелкаем по домику. Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки. (слайд 3 – щелкаете по яблоку, появляется сказка и т.д.), дети отгадывают. Молодцы! Воспитатель возвращается на второй слайд, щелкает по кнопке возврата.

Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? 
(Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание, вот какое

Сказочная викторина

Текст записки.

Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.

  1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)
  2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)
  3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)
  4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)
  5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)
  6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)

Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.

Давайте отдохнем

Физкультминутка

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко, уронила (наклониться «поднять» яичко)

Посмотрите - кА, разбила! (показать «яичко» на вытянутых руках).

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Выросла репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движений)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

            И будем мы от репки здоровы и крепки! (показать «силу») 

Пойдем дальше. Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? А в лукошке находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?

Игра «Волшебное лукошко»

В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.

(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)

Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка;

«Курочка Ряба» – золотое яйцо;

«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;

«Финист-ясный сокол» – перышко;

«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича.

Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.

Посмотрите, перед нами изба. Кто живёт в ней?  (Ответ детей) 
А встречает нас Колобок, румяный бок. Из какой сказки этот герой? (Ответ детей)

Что наделал? Просто - ах! Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал!

Пазлы вы должны собрать,

Сказку русскую назвать!

Дети садятся, собирают пазлы.

Какие сказки вы собрали?

Молодцы!

Мы вышли с вами на полянку. И мышка говорит, что наше путешествие подходит к концу. Попрощаемся с мышкой, снова возьмёмся за руки и на мгновение закроем глаза.

IV. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства.

Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? 
(Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята, а я превращаюсь вновь из сказительницы в воспитательницу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...

Конспект итогового НОД по развитию речи "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД "Путешествие по страницам Азбуки" для детей старшего дошкольного возраста содержит игры и упражнения по развитию речевой коммуникации....

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие в Страну сказок" ( для детей средней группы).

В ходе занятия ребята получают письмо от медвежонка Топтышки из сказочного леса, который просит ребят нарисовать ему рисунки своих любимых сказок. Ребята выполняют задания, отгадывают загадки, собираю...

Конспект занятия по развитию речи «У страха глаза велики» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить с содержанием русской народной сказки «У страха глаза велики», учить анализировать поступки героев, различать реальную и мнимую опасности.Закреплять умение обыгрывать сказку &l...