Интегрированное занятие ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» (в рамках преемственности ДОУ и начальной школы)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Интегрированное мероприятие в рамках преемственности дошкольного образования и начального общего образования. Область образования: "Развитие речи - обучение грамоте". Занятие проводилось с детьми подготовительной к школе группы. Интеграция "воспитатель + учитель начальных классов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs_2_-_puteshestvie_po_strane_znaniy.docx963.13 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: воспитатель 1 категории

Страчкова Нина Анатольевна

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»

Алтайский край, г.Рубцовск 2024г.

Интегрированное занятие ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»

Цель мероприятия: формировать положительную мотивацию воспитанников к обучению в школе совместными усилиями воспитателя и учителя начальных классов в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования.

Цель занятия: Обобщить и закрепить полученные знания воспитанников на занятиях по обучению грамоте о звуках, буквах, слогах, предложении.

Образовательная область: «Речевое развитие – обучение грамоте».

Образовательные задачи:

- закреплять понятия «звук», «буква», «слово», «предложение»;

- закреплять умение в нахождении места звука в слове;

- совершенствовать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- закреплять умение составлять предложение по схеме, изменять предложение в зависимости от знаков препинания в конце;

- закреплять умение выполнять звуковой анализ слова;

- совершенствовать навык чтения слов и слогов;

- продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие задачи:

- развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка;

- развивать зрительное восприятие, внимание, память;

- обогащать лексику.

Воспитательные задачи:

-  создать хорошее настроение;

- совершенствовать речевое общение детей в игровых ситуациях;

- воспитывать желание и умение работать в коллективе, умение выполнять игровые  

  правила; 

- воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать усидчивость, умение слушать, интерес к обучению грамоте;

- воспитывать чувство дружбы.

Методы и приемы:

- игровой (форма проведения - путешествие, использование сюрпризных моментов - вовлечение Феи Грамоты, отгадывание загадок, физминутка);

- наглядный (использование ребуса, схем);

-словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- практический (раздаточный материал, дидактические игры);

- метод поощрения.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: подготовка ребёнка «Феи  Грамоты» - разучивание слов, знакомство с ребусами, игры со звуками «Назови первый, последний звук в слове…», «Найди заданный звук в середине слова», «Составь предложение из …слов», «Слоговой домик» и др., игры со словами - «Конструктор «ТИКО. Грамматика».

Словарная работа: активизация словаря по теме: звук, слог, слово, схема, предложение, знаки препинания.

Материалы к занятию: слайдовая презентация,воздушные шары на палочках, 2 корзины для шаров, ребус слова«ЗНАНИЯ» на мольберте, маленький стол или пуфик, дидактическая игра «Собери цветок», картинка учёного кота, мел, указка, «свиток» - 2 шт., шкатулка со школьными принадлежностями, сундучок, пятёрка, энциклопедия или другая книга.

Раздаточный материал: Буквы конструктора «ТИКО. Грамматика.» на каждого ребёнка в коробочках (12 шт.), буквы для выкладывания слов на доске для Феи Грамоты, 6 ключей с напечатанными словами на них (по одному на каждую пару), тарелочки со «звуками».

План реализации:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Организационный момент.

(Мотивация детей на образовательную деятельность)

Дети стоят с воспитателем и учителем на ковре полукругом.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Необычное оно не только потому, что к нам на занятие пришло много гостей, но и потому что проводить его буду я не одна, а с учителем начальных классов гимназии № 8 – Ольгой Александровной. Вы с ней уже знакомы. Она проводила для нас экскурсию по своей большой красивой школе, в которую, я знаю, некоторые ребята из нашей группы пойдут учиться.

Учитель: - Да, ребята, совсем недавно вы были гостями моей школы, а сегодня я решила прийти на занятие к вам в гости. У вас в детском саду проходят занятия по обучению грамоте, и у наших первоклассников в школе тоже есть предмет, который очень похож на «Обучение грамоте». Называется он «Русский язык» (учитель показывает учебник русского языка). Поэтому, всё что вы изучаете на занятиях «Обучение грамоте», вы продолжите изучать в школе на уроках русского языка.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: - Сегодня мы хотим, ребята, предложить вам отправиться в путешествие в одну интересную страну.

Учитель:  - А в какую страну мы отправимся путешествовать, вам поможет узнать это зашифрованное слово.

C:\Users\User\Desktop\загружено.png

(На мольберте выложен ребус. Дети высказывают свои предположения, разгадывают ребус, аргументируя свои ответы)

Воспитатель: - Замечательно! Ребята, вы верно разгадали ребус. И путешествовать мы отправимся в страну…давайте все вместе прочитаем, в какую же страну мы отправляемся сегодня в путешествие? (Воспитатель показывает на слайд. Дети хором читают)

Слайд 2

На слайде: СТРАНА ЗНАНИЙ

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что нас ждёт в этой стране, чем мы будем заниматься? (ответы детей)   

(Звучит волшебная музыка, входит Фея Грамоты (Соня Ш.)

Фея Грамоты: - Здравствуйте, мои дорогие юные друзья! Я - Фея Грамоты.Сегодня, я вас приглашаю в гости - в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда.

Воспитатель: - Ребята, хотите отправиться в путешествие в Страну Знаний?

Фея Грамоты: - А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране я предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Эти шарики не простые, а волшебные. Пусть ребята выберут для себя нужный шарик. (Фея Грамоты достаёт воздушные шары)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, все шарики разного цвета: красный, синий и зеленый. Каждому из вас нужно выбрать свой шар по первому звуку в своем имени. Например, я выберу себе шарик зелёного цвета, потому что моё имя НИНА начинается с мягкого согласного звука [н']. А вы Ольга Александровна?

Учитель: - А я возьму себе красный шарик, потому что моё имя ОЛЬГА начинается с гласного звука [0].

Воспитатель: - Подумайте, ребята, какого цвета шарик нужно взять вам.

(дети разбирают шары)

Учитель: - Лёва, скажи, почему ты взял зелёный шар?

Ребенок: - Я взял ЗЕЛЁНЫЙ шар, потому что мое имя Лев начинается с мягкого согласного [л'].

Воспитатель: - Данил, а ты почему выбрал себе синий шар?

(дети объясняют свой выбор)

(Воспитатель и учитель обращают внимание детей на то, что отвечать нужно полным ответом)

Слайд 3

Воспитатель: - Все шарики взяли, а теперь, готовы отправиться?  Прежде чем отправиться, давайте скажем волшебные слова.

Артикуляционная гимнастика (хором).

Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.

Им – им – им, мы на шариках хотим.

Ши – ши – ши, там заданья хороши.        

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

(дети произносят все вместе речёвку, затем кружатся)

(Звучит фоновая «сказочная» музыка)

Фея Грамоты: - Вот мы и очутились в моей стране Знаний!

Слайд 4

Воспитатель: - Ребята, опустите шарики в корзины и проходите на стульчики.

(дети убирают шары в корзину и рассаживаются на стульчиках)

Фея Грамоты: - Для начала, ребята, отгадайте загадки о жителях моей страны. (подаёт 2 свитка воспитателю и учителю)

Учитель:  - Слушайте, ребята, внимательно, только так вы сможете отгадать загадки.

(Воспитатель вместе с учителем по очереди зачитывают загадки ребятам)

У:1. Один мягкий и свистит

Другой, твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт…(звук)

В:2.Чёрные птички

На белой страничке

Молчат, ожидаю

Кто их прочитает…(буквы)

У:3. Слово делим мы на части.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей. (слоги)

В:4. Звук я к звуку подберу

И его произнесу,

Если буквы в ряд сложу,

То его потом прочту…(слово)

        

У:5. Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложенье

То получу я …(предложение)

Воспитатель (обращаясь к Фее Грамоты): - Ребята, загадки вы отгадали, а теперь давайте ещё раз назовём всех жителей страны Знаний.

Фея Грамоты: - Хорошо. А знают ли ребята, чем отличаются жители моей страны буквы от звуков?

Ответы детей: - Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим.

Фея Грамоты: - Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

Ответы детей: - Наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, а слова состоят из звуков)

Слай 5

Задание –игра № 1 – Д/игра «Собери цветок» 

Фея Грамоты: - Замечательно! Ребята, я предлагаю вам посетить первый город в моей стране – город Звуков, выполнить задание и украсить полянку красивыми цветами. Чем больше цветов, тем лучше!

Воспитатель: - Хорошо.Будет удобнее, если мы разделимся на три команды. И каждая команда составит свои цветочки. Ребята, подойдите 4 человека ко мне, 4 человека к Ольге Александровне и 4 человека – к Фее Грамоты. (дети подходят по 4 человека, встают рядом)

- Ребята, послушайте внимательно задание. Сейчас вам нужно будет собрать цветы из лепестков. Первая команда собирает цветок с серединкой красного цвета, для своего цветочка ей понадобятся лепестки, на которых нарисованы предметы, заканчивающиеся на гласный звук, то есть последний звук в словах должен быть гласным. Вторая команда собирает цветок с серединкой синего цвета. Как вы думаете, какие нужно будет лепестки вам выбрать?

Ответы детей: - Лепестки с предметами, в названии которых последний звук - твёрдый согласный.C:\Users\User\Desktop\0c5986f0-2e42-461e-914a-d52066ba152d.jpg

Учитель: - А третья команда собирает цветок с серединкой зелёного цвета, как вы думаете, какие лепестки вам нужно будет выбрать?

Ответы детей: - Лепестки с предметами, в название которых последний звук - мягкий согласный.

Воспитатель: - Всё понятно? Тогда приступаем к выполнению задания.

(На каждую команду даётся по 1 цветку и 10 лепестков. Дети на ковре выкладывают «цветы», воспитатель, учитель и Фея Грамоты смотрят за выполнением задания, помогают ребятам, если требуется помощь)

(Учитель и воспитатель хвалят детей за правильно выполненное задание)

Задание № 2 – Словесная игра «Раздели слова на слоги»

Фея Грамоты:  - Молодцы, ребята! С заданием вы справились, и теперь моя полянка стала гораздо красивее!

Воспитатель: - Ребята, садитесь, на стульчики. (дети возвращаются на стульчики)

Слайд 6

Фея Грамоты:  - Ребята, а теперь мы отправимся в следующий город – город Слогов. И здесь вас ждёт ещё одно задание.

(Достаёт небольшую шкатулку)

- В этой шкатулке находится то, что вам непременно понадобится, когда вы пойдёте в школу. Угадайте, что в ней?

(дети высказывают свои предположения)

Фея Грамоты достаёт предметы и выкладывает их на стол – тетрадь, ручка, ластик, линейка, азбука, пенал, карандаши.

Учитель: - Ребята, а как одним словом назвать все эти предметы?

ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ИЛИ УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

Фея Грамоты:  -  Названья предметов на слоги разделите,

                                И сколько в слове том частей – скорее вы скажите!

Учитель: - Ребята, как мы можем определить сколько в слове слогов?

Дети: - Мы можем прохлопать слово (сколько хлопков, столько и слогов).

Воспитатель: - А ещё какое правило мы знаем?

Ответы детей: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: - Давайте разделим названия этих предметов на слоги.

(Дети по желанию выбирают слово, прохлопывают его и определяют количество слогов в слове)

Тет – радь

Лас – тик

Пе – нал

Руч – ка

Ли – ней - ка

Аз – бу - ка

Ка – ран – да – ши

(Учитель и воспитатель поочереди вместе обращаются к детям при выполнении задания)

Воспитатель: - Отлично, молодцы, и в этом городе вы хорошо справились с заданием! А сейчас предлагаю всем пройти и сесть за столы.

(дети проходят к столам и занимают свои места)

Слайд №

Задание № 3 – Упражнение «Составь предложение»

Фея Грамоты: - Ребята, а сейчас мы отправляемся в следующий город, в город, где живут предложения. В моей стране у меня много помощников. Один учёный Кот

просит вас составить предложения по схемам со словом «весна»! (На доску воспитатель вывешивает картинку кота, схемы предложения нарисованы мелом на доске заранее)

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=ce6ede9efa56b3b043172e8f357eaa6f778b3a41-9065816-images-thumbs&n=13

1. |___  ___ .

2. |___  ___  ___ .

Воспитатель:- Ребята, посмотрите на первую схему. Из скольких слов должно состоять это предложение?(из 2 -х).

- Почему? (потому что 2 чёрточки)

- Что означает «уголок»? (предложение всегда пишется с большой буквы).

- О чём говорит точка в конце схемы? (предложение закончено).

- Кто может составить предложение по первой схеме со словом «весна»?

Ответы детей: (Весна пришла. Наступила весна.)

Учитель: -  Ребята, а по второй схеме я предлагаю составить предложение со словами, обозначающими весенние признаки.

Ответы детей: (Дни стали длиннее. Ярко светит солнце. Начал таять снег. Вылезла первая травка. Весной возвращаются птицы. Весной просыпаются насекомые. Весной появляются подснежники. Весной бегут ручьи…..)

Воспитатель: - Ребята, всегда ли в конце предложения ставится точка? Какой знак ещё может стоять в конце предложения?

Ответы детей:- В конце предложения ещё может стоять восклицательный или вопросительный знак.

Воспитатель: - Верно. Мы ставим в конце предложения вопросительный или восклицательный знак в зависимости от того, с какой интонацией мы хотим его произнести.

Учитель - Ребята, измените своё же предложение, если я поменяю точку на вопросительный знак.

Учитель: - А как изменится ваше предложение, если в конце будет стоять восклицательный знак?

(Если дети затрудняются, то учитель просит помочь Фею Грамоты)

Учитель: – Молодцы, ребята!

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА

Воспитатель: - Вы, наверное, устали? Я предлагаю заглянуть в Домик отдыха.

Раз-два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернись,

Семь, восемь - улыбнись,

Девять, десять - не зевайте,

Свое место занимайте!

Слайд 9

Задание № 4 – Д/игра «Собери слово»

Фея Грамоты: - Ребята, а сейчас я приглашаю вас в город Слов.

Учитель: - Фея Грамоты, которые собираются в школу, должны знать очень важные слова. Эти слова ШКОЛА и КНИГА. В школе вы будете получать знания от учителя, а книга станет для вас первой помощницей.

Воспитатель: - Ребята, давайте составим слова ШКОЛА и КНИГА из букв. Для этого вы можете использовать конструктор «ТИКО».

(Дети используют для выполнения задания «Конструктор «ТИКО. ГРАММАТИКА»)

(Дети работают самостоятельно, воспитатель и учитель следят за правильностью выполнения. Фея Грамоты выкладывает слово ШКОЛА (КНИГА) на доске)

Учитель: - Ребята, можете проверить друг друга, правильно ли ваш товарищ составил слово.

Воспитатель: - Фея Грамоты, ребята отлично справились с заданием!

Слайд 10

Задание № 5 – Д/упражнение «Составь схему слова» (звуковой анализ слов)

Фея Грамоты: - Хорошо. Ребята, мы побывали во всех городах моей страны - страны Знаний. Помните, в начале путешествия я сказала, что после выполнения всех заданий, вас ждет награда.Ваша награда в этом волшебном сундучке. Но чтобы его открыть, нужно правильно подобрать ключ к замку.

(Сундучок заранее ставится возле доски, накрывается тканью.На сундучке висит «замок».)

Учитель: - Ребята, я думаю у вас лучше получится справиться с этим заданием, если вы будете работать в парах, ведь одна голова –хорошо, а две – лучше.

Воспитатель: - Очень хорошая мысль! Вот вам, ребята, ключи. (Фея Грамоты, воспитатель раздают ключи, один на каждую пару детей).

- Чтобы узнать подходит ли ваш ключ к замку, нужно прочитать слово на ключе и выложить его звуковую схему. Понятно задание?

https://blog.opto22.com/hubfs/iStock_000014792918Small.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673516782_gas-kvas-com-p-klyuch-detskii-risunok-1.png

Ключей – 6 шт. (по одному на каждую пару)

Учитель: - Дети, какие слова написаны на ваших ключах? Кто сможет прочитать?

(Детям предлагается прочитать слова на ключах)

(Дети поднимают руку и читают свои слова на ключах)

- Молодцы, ребята, как хорошо, что вы уже умеете читать!

Воспитатель: - А теперь выложите звуковую схему своего слова.(Дети работают в парах, выкладывают звуковую схему слова на ключе. Фея Грамоты тоже выполняет задание вместе с другим ребёнком, образуя с ним пару. Затем сравнивают свою схему со схемой на ключе, определяют у кого верный ключ. Воспитатель и учитель проверяют правильность выполнения)

Воспитатель: - Отлично. Ребята, у кого из вас оказался верный ключ? Какое слово написано на вашем ключе? ДРУЖБА

Учитель: - Какое замечательное и очень важное слово! Здесь, в детском саду, ваш воспитатель для вас является другом, который всегда поможет и научит, а в школе, ребята, для вас другом станет школьный учитель, который поможет заглянуть в сокровищницу знаний.

Воспитатель: - Несите ключ!

Фея Грамоты: (прикладывает ключ к замку, сундучок открывается) - Ребята, а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик! Ребята, вот вам в подарок от меня умная книга. Она поможет узнать вам много нового и интересного. Эти знания очень пригодится вам в школе!

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Рефлексия.

Слайд 11 (выход из страны)

Воспитатель: - Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

Учитель: - Ребята, вы, конечно, знаете, что в школе ученикам ставят оценки. Я хочу предложить вам самим оценить свою работу сегодня на занятии, как делают это ученики в первом классе. Подумайте и скажите, как вы оцениваете свою работу, старался ли каждый из вас, активно работал или не очень, многое ли у вас получилось? Хорошо, что многие из вас сами оценили свою работу и поставили соответствующую оценку себе. Скажите, а какая самая хорошая оценка в школе? Да, конечно же, пятёрка. Я хочу вам вручить за вашу замечательную работу на занятии вот эту пятёрку. Пусть она остаётся с вами в группе. А вам желаю всегда получать только хорошие оценки!

Воспитатель: - Ребята, давайте снова пройдём на ковёр. Возьмите свои шарики, произнесём волшебные слова.

(Дети выходят из-за столов и проходят на ковёр, берут каждый свой шар и произносят речёвку вместе с воспитателем, учителем и Феей Грамоты).

Чу - чу - чу, в детский сад я полечу.

Им - им - им, мы на шариках хотим.

Ши - ши - ши, занимались от души.        

Жи – жи - жи - нам очень знания нужны!

(Звучит фоновая «сказочная музыка»)

Подведение итога занятия

Воспитатель: - Ребята, вот и закончилось наше путешествие по стране Знаний вместе с Феей Грамоты, и мы вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? Какие знания мы закрепляли сегодня на занятии? Что вам больше всего понравилось? (какое задание) Спасибо тебе, Фея Грамоты!

Учитель: - Мне тоже, ребята,  понравилось путешествовать с вами по стране Знаний. Когда вы пойдёте в школу, все те знания, что вы получили в детском саду, обязательно пригодятся вам.

Воспитатель: - А мне, ребята, ещё очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями. А ещё, работали все дружно, сообща. Молодцы! Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

- закрепить у детей понятия: звук и буква. Знать их отличия. - развивать связную речь. - воспитывать умение слушать товарища....

Конспект НОД по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие в страну знаний»

Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.Закреп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"

Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:·        Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"

Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоме" в рамках програмных требова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектнепосредственной образовательной деятельности по обучению Грамоте в подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»  Программное содержание:Закрепить...

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»

Технологическая карта занятия по обучению грамоте в подготовительной группе...