"Знания - ключ ко всему" Конспект занятия по развитию речи (подготовка к обучению грамоте)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сапельникова Елена Александровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»

Возрастная группа: старшая

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: актуализация и систематизация знаний детей по пройденному материалу (обобщение полученных знаний о буквах, звуках, слогах и предложениях).

Задачи:

  1. Обучающие:
  • закреплять умение отличать букву от звука, «гласный» звук от «согласного»; умение определять место звука в слове;
  • продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов;
  • продолжать учить составлять простые предложения по предложенной схеме.

    2.Развивающие:

  • развивать речь (актуализация знаний, расширение словаря), фонематический слух, внимание, наблюдательность, мышление, любознательность (высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли);
  • развивать коммуникативные навыки в ситуациях общения.

     3.Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучения грамоте)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность), социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Форма организации НОД: групповая, фронтальная, парами

Методы и приемы, используемые в НОД:

Методы: наглядные – письмо от Королевы, карта «подсказка», карточки для дидактических игр; словесные - беседа, вопрос-ответ, игровые – Д/И «Шифровка», Д/И «Письма», Д/И «Разложи в коробки», Д/И «Место звука в слове», Д/И «Найди и назови».

Приёмы – объяснение, вопросы к детям, смоделированная проблемная ситуация, опыты.

Предварительная работа: работа над развитием фонематического слуха детей «Поймай звук», «Определи место звука в слове»; звукобуквенный анализ слова, составление предложений по схемам и схем к предложениям, работа над слоговым чтением.

Материал и оборудование:

  • для педагога: стеклянная емкость, стакан, водный раствор с красителем, «волшебный» стакан, кисточка, водный раствор йода, пробирка, лист А4 (для опытов), конверт, письмо, обозначения для столов;
  • для детей: карточки для дидактических игр, камушки «Марблс», простые карандаши, карта-подсказка, бумажный ключ.

Содержание НОД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент:

Дети находятся в свободной деятельности.

Проблемная ситуация.

«Письмо от королевы Алфавита»

Здравствуйте, ребята, пишет вам королева из далекого королевства Алфавита. Все жители моего королевства умные и любознательные, изучают буквы и любят читать книги. У меня был магический ключ, который помогал открывать двери в мир знаний и тайн. Однажды, злой волшебник, завидуя моему уму и знаниям, решил заколдовать ключ, чтобы я больше не могла пользоваться своими магическими способностями. Для того, чтобы снять колдовские чары и вернуть магическую силу ключу, нужно выполнить испытания. Я и мои поданные просим вас помочь нам в этом. Ребята, вы поможете нам?»

Воспитатель:

-Ребята, о чем нас попросила королева? Поможем ей? Что нам нужно сделать? Посмотрите у нас еще в письме карта – подсказка, что на ней изображено?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Вернуть магическую силу ключу. Выполнить испытания, двигаясь по карте.

Воспитатель:

-Ребята, прежде чем начнем выполнять задания, нам нужно вспомнить, что такое «алфавит», чем буква отличается от звука? Какие бывают звуки (буквы)? Почему их называют гласными? Чем гласные отличаются от согласных? Что такое «алфавит»?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

- Алфавит-это буквы русского языка, расположенные в определенном прядке.

Букву пишем и видим, а звук произносим и слышим. Звуки (буквы) бывают гласные (красные), согласные (синие-твердые), зеленые-мягкие). Гласные поются (при помощи голоса), согласные не поются (есть преграда).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

-Ребята, обратимся к карте-подсказке, которая подскажет, с какого испытания начнем.

(Дети рассматривают карту, на которой изображена схема маршрута, находят стол с первым номером; на столе емкость с темной жидкостью и прозрачный стакан)

-Ребята, вспомним, сколько мы изучили гласных букв?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

-Первое испытание, на столе емкость с темной жидкостью, я опускаю в нее стакан и навожу его на буквы, ваша задача, назвать только гласные звуки.

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-А, О, У, И, Ы, Э

Воспитатель:

-Верно, справились с первым испытание.

-Обращаемся к нашей карте-подсказке и двигаемся дальше.

Воспитатель:

-Следующее испытание, нам предложены картинки, нужно определить место гласного звука в слове, которое означает название картинки.

Дети: (выполняют задание, выкладываю фишки на нужную позицию звука в слове)

Воспитатель:

(проверяет задание, исправляет ошибки, разбирая вместе с детьми)

-Молодцы, справились с заданием, идем выполнять следующее испытание.

Воспитатель:

(подходят к третьему столу, предлагает детям карточки)

-Ребята, следующее испытание «Разложи в коробки». На карточке у вас изображены предметы и две коробки красного и синего цвета, нужно соединить предметы, которые начинаются на гласный звук с красной коробкой, которые начинаются на согласный звук с синей коробкой.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель:

(проверяет задание, исправляет ошибки)

-Молодцы, справились еще с одним испытанием.

Воспитатель:

(подходят к четвертому столу)

- Прежде чем начнем выполнять испытание, вспомним как определить количество слогов в слове.

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Ставим кулачок под подбородок, четко произносим слово, сколько раз подбородком коснемся кулачка, столько и слогов в слове.

Воспитатель:

- Следующее испытание «Отправь письмо» Вам предложены письма с картинками и почтовые ящики с цифрами, нужно назвать, что изображено на конверте и определить количество слогов в слове, затем положить на почтовый ящик с соответствующей цифрой.

Воспитатель:

(проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки)

-Молодцы, ребята, справились с испытанием.

Воспитатель:

(подходят к пятому столу; педагог предлагает детям карточки с зашифрованными словами)

-Ребята, сейчас нам предстоит выполнить очень сложное испытание, но я верю, что вы с ним справитесь. Нужно разделиться на пары. Рассмотрите карточки, здесь зашифрованы слова, каждый символ соответствует букве, ищем букву, вписываем и разгадываем слово.

Дети: (делятся разгадывают и зачитывают слова)

Воспитатель:

(проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки)

-Молодцы, ребята, справились с испытанием.

Воспитатель:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

(педагог предлагает детям схемы для составления предложений)

-Ребята, что мы с вами знаем о предложении? Вам предложены схемы предложений и предмет, с которым нужно составить по схеме предложение

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Предложение состоит из слова или нескольких слов, связанных между собой по смыслу. Предложение всегда пишется с большой буквы, в конце ставится точка или знак вопроса, или восклицательный знак.

Воспитатель:

(подходят к шестому столу)

-Ребята, что мы видим на столе?

Дети: (предполагаемы ответы детей

-Ключ, стакан, кисточка

Воспитатель:

-Ваши предположения, что нужно нам сделать?

Дети: (предполагаемы ответы детей)

-Раскрасить ключ

Воспитатель:

-У нас с вами есть ключ, волшебный стакан с жидкостью и кисточка. (обмакивает кисть в жидкость и покрывает поверхность ключа, на ключе проявляется надпись «знания»

-Ребята, кто попробует прочитать, что за волшебное слово появилось? (помогает детям прочитать слово)

-Ребята, есть такое выражение «знания-ключ ко всем дверям», «знания открывают любые двери» (Знания помогают делать новые открытия)

-Как вы понимаете эти выражения?

Дети: (предполагаемы ответы детей

-Человек, который много знает, может многое; делает научные открытия, изобретения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель:

-Ребята, кому мы с вами помогли? Что делали? Справились с испытаниями? Что было самым интересным? Что вам запомнилось? Что было самым трудным? Что удивило?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvennoy_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Знания-ключ ко всему»

Возрастная группа: старшая

Продолжительность занятия: 25 минут.

Цель: актуализация и систематизация знаний детей по пройденному материалу (обобщение полученных знаний о буквах, звуках, слогах и предложениях).

Задачи:

  1. Обучающие:
  • закреплять умение отличать букву от звука, «гласный» звук от «согласного»; умение определять место звука в слове;
  • продолжать формировать умение делить слова на слоги и формировать навыки чтения слогов и слов;
  • продолжать учить составлять простые предложения по предложенной схеме.

    2.Развивающие:

  • развивать речь (актуализация знаний, расширение словаря), фонематический слух, внимание, наблюдательность, мышление, любознательность (высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли);
  • развивать коммуникативные навыки в ситуациях общения.

     3.Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучения грамоте)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность), социально-коммуникативное развитие

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Форма организации НОД: групповая, фронтальная, парами

Методы и приемы, используемые в НОД:

Методы: наглядные – письмо от Королевы, карта «подсказка», карточки для дидактических игр; словесные - беседа, вопрос-ответ, игровые – Д/И «Шифровка», Д/И «Письма», Д/И «Разложи в коробки», Д/И «Место звука в слове», Д/И «Найди и назови».

Приёмы – объяснение, вопросы к детям, смоделированная проблемная ситуация, опыты.

Предварительная работа: работа над развитием фонематического слуха детей «Поймай звук», «Определи место звука в слове»; звукобуквенный анализ слова, составление предложений по схемам и схем к предложениям, работа над слоговым чтением.

Материал и оборудование:

  • для педагога: стеклянная емкость, стакан, водный раствор с красителем, «волшебный» стакан, кисточка, водный раствор йода, пробирка, лист А4 (для опытов), конверт, письмо, обозначения для столов;
  • для детей: карточки для дидактических игр, камушки «Марблс», простые карандаши, карта-подсказка, бумажный ключ.

Содержание НОД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент:

Дети находятся в свободной деятельности.

Проблемная ситуация.

«Письмо от королевы Алфавита»

Здравствуйте, ребята, пишет вам королева из далекого королевства Алфавита. Все жители моего королевства умные и любознательные, изучают буквы и любят читать книги. У меня был магический ключ, который помогал открывать двери в мир знаний и тайн. Однажды, злой волшебник, завидуя моему уму и знаниям, решил заколдовать ключ, чтобы я больше не могла пользоваться своими магическими способностями. Для того, чтобы снять колдовские чары и вернуть магическую силу ключу, нужно выполнить испытания. Я и мои поданные просим вас помочь нам в этом. Ребята, вы поможете нам?»

Воспитатель:

-Ребята, о чем нас попросила королева? Поможем ей? Что нам нужно сделать? Посмотрите у нас еще в письме карта – подсказка, что на ней изображено?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Вернуть магическую силу ключу. Выполнить испытания, двигаясь по карте.

Воспитатель:

-Ребята, прежде чем начнем выполнять задания, нам нужно вспомнить, что такое «алфавит», чем буква отличается от звука? Какие бывают звуки (буквы)? Почему их называют гласными? Чем гласные отличаются от согласных? Что такое «алфавит»?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

- Алфавит-это буквы русского языка, расположенные в определенном прядке.

Букву пишем и видим, а звук произносим и слышим. Звуки (буквы) бывают гласные (красные), согласные (синие-твердые), зеленые-мягкие). Гласные поются (при помощи голоса), согласные не поются (есть преграда).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель:

-Ребята, обратимся к карте-подсказке, которая подскажет, с какого испытания начнем.

(Дети рассматривают карту, на которой изображена схема маршрута, находят стол с первым номером; на столе емкость с темной жидкостью и прозрачный стакан)

-Ребята, вспомним, сколько мы изучили гласных букв?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель:

-Первое испытание, на столе емкость с темной жидкостью, я опускаю в нее стакан и навожу его на буквы, ваша задача, назвать только гласные звуки.

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-А, О, У, И, Ы, Э

Воспитатель:

-Верно, справились с первым испытание.

-Обращаемся к нашей карте-подсказке и двигаемся дальше.

Воспитатель:

-Следующее испытание, нам предложены картинки, нужно определить место гласного звука в слове, которое означает название картинки.

Дети: (выполняют задание, выкладываю фишки на нужную позицию звука в слове)

Воспитатель:

(проверяет задание, исправляет ошибки, разбирая вместе с детьми)

-Молодцы, справились с заданием, идем выполнять следующее испытание.

Воспитатель:

(подходят к третьему столу, предлагает детям карточки)

-Ребята, следующее испытание «Разложи в коробки». На карточке у вас изображены предметы и две коробки красного и синего цвета, нужно соединить предметы, которые начинаются на гласный звук с красной коробкой, которые начинаются на согласный звук с синей коробкой.

Дети: (выполняют задание)

Воспитатель:

(проверяет задание, исправляет ошибки)

-Молодцы, справились еще с одним испытанием.

Воспитатель:

(подходят к четвертому столу)

- Прежде чем начнем выполнять испытание, вспомним как определить количество слогов в слове.

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Ставим кулачок под подбородок, четко произносим слово, сколько раз подбородком коснемся кулачка, столько и слогов в слове.

Воспитатель:

- Следующее испытание «Отправь письмо» Вам предложены письма с картинками и почтовые ящики с цифрами, нужно назвать, что изображено на конверте и определить количество слогов в слове, затем положить на почтовый ящик с соответствующей цифрой.

Воспитатель:

(проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки)

-Молодцы, ребята, справились с испытанием.

Воспитатель:

(подходят к пятому столу; педагог предлагает детям карточки с зашифрованными словами)

-Ребята, сейчас нам предстоит выполнить очень сложное испытание, но я верю, что вы с ним справитесь. Нужно разделиться на пары. Рассмотрите карточки, здесь зашифрованы слова, каждый символ соответствует букве, ищем букву, вписываем и разгадываем слово.

Дети: (делятся разгадывают и зачитывают слова)

Воспитатель:

(проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки)

-Молодцы, ребята, справились с испытанием.

Воспитатель:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

(педагог предлагает детям схемы для составления предложений)

-Ребята, что мы с вами знаем о предложении? Вам предложены схемы предложений и предмет, с которым нужно составить по схеме предложение

Дети: (предполагаемые ответы детей)

-Предложение состоит из слова или нескольких слов, связанных между собой по смыслу. Предложение всегда пишется с большой буквы, в конце ставится точка или знак вопроса, или восклицательный знак.

Воспитатель:

(подходят к шестому столу)

-Ребята, что мы видим на столе?

Дети: (предполагаемы ответы детей

-Ключ, стакан, кисточка

Воспитатель:

-Ваши предположения, что нужно нам сделать?

Дети: (предполагаемы ответы детей)

-Раскрасить ключ

Воспитатель:

-У нас с вами есть ключ, волшебный стакан с жидкостью и кисточка. (обмакивает кисть в жидкость и покрывает поверхность ключа, на ключе проявляется надпись «знания»

-Ребята, кто попробует прочитать, что за волшебное слово появилось? (помогает детям прочитать слово)

-Ребята, есть такое выражение «знания-ключ ко всем дверям», «знания открывают любые двери» (Знания помогают делать новые открытия)

-Как вы понимаете эти выражения?

Дети: (предполагаемы ответы детей

-Человек, который много знает, может многое; делает научные открытия, изобретения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель:

-Ребята, кому мы с вами помогли? Что делали? Справились с испытаниями? Что было самым интересным? Что вам запомнилось? Что было самым трудным? Что удивило?

Дети: (предполагаемые ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...

Интегрированное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром по теме "Весна"

Цель научить детей над слоговой структурой слова, дать детям представление о характерных признаков весны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте

Конспект занятия по развитию речи - подготовка к обучению грамоте в старшей группеЦель. Закрепление представления детей о слове.Образовательные задачи.Закрепить понятие «Слово», разли...