конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Титова Татьяна Николаевна@

конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1. Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Цель. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Ход занятия.

Приветствие:

«Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Стук в дверь. За помощью к детям прилетает ворона с вороненком.

Объясняет детям, что ее детеныш не хочет выполнять различные упражнения, чтобы он быстрее научился каркать.

Ворона: Здравствуйте ребята, меня зовут Каркуша. Я прилетела к вам за помощью, мой вороненок ленится выполнять упражнения, для того чтобы он быстрее научился выговаривать звук «Р» и научился каркать.

Вот я ему говорю - скажи «Карр – карр – карр», а он сначала кричал «Пек – пек - пек», а потом «Ллак – ллак - ллак».

Ворона объясняет детям.

Может вороненок посмотрит на вас, как вы занимаетесь, выполняете различные упражнения, и вместе с вами в детском саду по тренируется выговаривать звук «Р» и научится каркать.

Воспитатель: Правда ребята «Из всех звуков звук «Р» – самый трудный и коварный. Он не получается у многих воронят, но и в том числе и у многих ребят нашей группы.

Поможем вороне и вороненку. Может правда, он посмотрит на нас, и будет выполнять упражнения с мамой.

Дети: Да, поможем.

Ворона: Я принесла различные упражнения, чтобы вы и вороненок быстрее научились выговаривать звук «Р».

Воспитатель: Хорошо. Сегодня мы все вместе, будем учиться различать звуки «Р» и «Л» и правильно выговаривать их.

#1040;ртикуляционная гимнастика (упражнение на диске).

#1044;./И. «Найди звук». Материал: рыбки и колокольчик.

Сейчас я буду произносить слова. Если вы услышите в слове звук «Р», пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя), если услышите звук «Л», попробуйте позвонить в колокольчик».

Сначала дети все вместе выполняют задание (6–8 слов), затем индивидуально. Воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.

Примерный перечень слов:

Полюшко, береза, стояла, легкая, полосатая, рыжая, львенок, зебра, муравьи, ползают, прыгают, кричат, кувыркаются, пляшут, трезвонят.

#1053;айди в словах звук «Р». Материал: пирамидки.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

(Петух)

Воспитатель ставит на свой стол четыре пирамидки и предлагает детям назвать слова со звуком «Р», которые встречаются в загадке. Ребята называют слова, а воспитатель убирает пирамидки.

#1053;азови слова со звуком «Р», «Л». Игра с мячом.

Затем просит детей сначала придумать слова, начинающиеся на звук л, затем – на звук р.

5. «Хлопните в ладоши».

«Слов со звуком «Р» много в сказке „Сивка-Бурка“ – в эпизоде, когда Иван зовет Сивку-Бурку», – замечает воспитатель.

Дети все вместе, а потом индивидуально (2–3 ребенка) повторяют: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой».

«Сейчас я произнесу предложение из сказки, – поясняет педагог. – Услышите слово со звуком р , хлопните в ладоши: „Фыркнул конь, заржал, прыгнул – только на три бревна до царевны не допрыгнул».

6. «Определи звук в слове».

Затем дети чертят на листах бумаги решетки и определяют позицию звука р в словах: рак, лягушка, береза, липа, лев, тигр и т. д.

Примечание. Для закрепления звука «Р» можно использовать скороговорку:

#1057;короговорки со звуком «Р».

А давайте ребята вспомним скороговорки со звуком «Р».

Тигры время коротали,

Вместе с громом рокотали.

В. Борисов

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.

2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

3. Проворонила, ворона вороненка.

4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Ворона благодарит ребят, говорит – посмотрела я на своего вороненка, и вижу, как он с интересом смотрел на вас, и потихоньку выполнял упражнения. И сказал мне что теперь будет тренироваться. Ему очень понравилось. Можно я сегодня оставлю его на целый день у вас, а вечером заберу. Ворона дарит диск с артикуляционными упражнениями и улетает.

Итог. Ребята скажите – кто к нам прилетал и зачем. Какое упражнение вам больше всего запомнилось? Какое упражнение было трудное? А какое легкое?

Физминутка

Звуки Л-Ль, Р

Лягушки

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо - влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям - физкультпривет!

Звук Р

Дети имитируют движения по тексту.

Руки в сторону, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Повернемся мы вокруг.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке

Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем.

Руки к верху поднимаем.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Веселый – грустный.

Чистый – грязный.

Медлительный - быстрый.

Трусливый – храбрый.

ласковый - Грубый.

Жадный – щедрый.

Злой – добрый.

Тихий (голос) – громкий.

Ленивый – трудолюбивый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе. «Звуки м, мь»

конспект занятия по звуковой культуре речи во второй младшей группе...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи....

Занятие по развитию звуковой культуры речи "Дифференциация звуков [с] и [ш] "

Программные задачи: • Продолжить  учить дифференцировать и четко произносить звуки [с] и [ш].• Закреплять навыки звукового анализа.• Развивать фонематический слух.• Воспитывать желание прави...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]".

Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.Закреплять умение изменять темп реч...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе на тему: «Звук [с]».

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Звуковая культура речи: звук [с]»....

Конспект НОД на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков з – с.Задачи:1. Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.2. Развивать фонематический слух.3. Упражнять в...

технологическая карта по речевому развитию "Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с."

конспект технологической карты по звуковой культуре речи . дифференциация звуков з – с....