Консультация: "Закономерности развития речи детей раннего возраста"
консультация по развитию речи

Чухина Марина Александровна

В работе рассматриваются условия и закономерности  развития речи детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Консультация:

«Закономерности развития речи детей раннего возраста»

                                                  подготовила учитель – логопед

                                                       МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                       Чухина М.А.

Начальный детский лексикон        

     Первые слова, которые начинает говорить и понимать ребенок раннего возраста, получили название «начальный детский лексикон». Несмотря на множество различий лексикона у детей, которые связаны с социальными и культурными условиями семьи, существуют и общие закономерности появления и развития речи.

Развитие собственной (экспрессивной) речи ребенка

Крики – возникают с момента рождения и варьируются в зависимости от физического и эмоционального состояния ребенка.

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (а__, э__, гу__, агу__, гы__) с 2 до 5 – 7 месяцев.

Лепет – многократное повторение цепочек  слогов с губными и переднеязычными согласными (ма – ма – ма, бу – бу – бу). Появляется в период от 4 до 7,5 месяцев.

Слова – переход к словам осуществляется на фоне продолжающегося лепета. Лепетные слова, так называемый «нянюшкин словарь»: «мама», «папа», «бобо», «бах», «ам», «дай» и т.д., появляются, обычно, с 11 – 12 месяцев. В момент перехода от лепета к лепетным словам отмечается сокращение слоговой цепочки с 7 – 8 до 2 – 5 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.

Первые слова

     В возрасте одного года в активном словаре ребенка может быть от 5 до 7 – 9 слов, после чего наступает период, который длится 4 – 6 месяцев и характеризуется остановкой или очень медленным наращиванием объема словаря. В это время дети учатся использовать имеющийся словарный запас, сочетая слова с жестами и движениями. Словом считается любой звук, слог, звукоподражание, несущие постоянный смысл.

     К полутора годам ребенок может использовать в речи около 30 слов, но и 15 слов считаются допустимой нормой для данного возраста.

     С 18 – 21 месяцев словарь начинает нарастать такими быстрыми темпами, что это явление получило название «лексического взрыва». Так к 2 годам количество слов, входящих в активный словарь ребенка, может достичь 100 или даже 200, однако, наличие 50 слов в активном словаре при хорошем понимании обращенной речи также считается нормой.

     В этом возрасте начинают появляться слова взрослого лексикона, например, «мокко» (молоко), «мами» (возьми), «мака» (маленькая) и т.д. Сосуществование правильной неправильно произносимых слов – основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

     Одно и то же звукосочетание в различных случаях может иметь разные значения, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации (автономная речь). Например, «ка – ка» может означать качели («кач – кач»), ворону («кар – кар») или дождик («кап – кап»). Кроме того, этим же звукосочетанием ребенок может назвать любую птицу (ассоциация с вороной) или, например, зонтик (ассоциация с дождем).

Приблизительный порядок появления первых слов (в зависимости от их значимости для ребенка)

Существительные

     мама, папа, еда, транспорт, собака (или другое животное, или насекомое);

     бабушка, какая – нибудь птица, чье – нибудь имя (не свое);

     кукла, другие игрушки.

Глаголы

     Одновременно с существительными появляются первые глаголы, обозначающие действия:

     есть/кушать, дать (просьба дать), падать (падение удар, удариться), бросать, нет (отсутствие), спать.

     При наличии 30 и более словесных единиц начинается активное накопление глагольной лексики.  К 2,5 годам треть словаря ребенка составляют глаголы.

     В лексикон ребенка обычно входят:

- глаголы, обозначающие любимые занятия детей: гулять, кататься, купить, рассказывать, читать, строить, показывать;

- модальный глагол хотеть, служащий для выражения воли ребенка, его желания;

- глаголы интеллектуального состояния, говорения, восприятия органами чувств: говорить, знать, смотреть;

- глаголы, обозначающие состояния, которые часто испытывают дети: бояться, нравиться;

- глаголы движения: ехать, идти, летать, падать;

- самая большая группа глаголов, обозначающих занятия, конкретные действия: брать, взять, делать, ломать, открыть, закрыть, надеть, снять;

- глагол бытия (есть – нет).

От слова к фразе

     По мере накопления глаголов ребенок переходит к усвоению первых двухсловных построений. Показателем дальнейшего развития детской речи является не правильное звукопроизношение, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова во фразы.

     После 1.5 лет в речи ребенка могут появиться «слова», хотя и представляющие собой сочетания из двух лексических единиц, но воспринимаемые ребенком как единая лексическая единица, например.

«татам?» (кто там?) или «ди – да!» (иди сюда).

     Появление словосочетаний из двух лексических единиц относится к возрастному диапазону от 1 года 9 месяцев до 2 лет. Двухсловные высказывания: «Ляля бах!» (девочка упала), «Папа у – у – у» (папа пилит). Появление предложений из 3 – 4 и более слов наблюдается с 2 – 2,5 лет.

     В речи детей третьего года жизни постепенно появляются фразы, в которых все чаще используются существительные в нужном падеже и числе, глаголы в будущем и прошедшем времени, с учетом лица и числа. Все чаще используются прилагательные, союзы и предлоги. Речь ребенка, хотя она состоит преимущественно из простых предложений, становится средством общения.

Звукопроизношение

     Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. В речи чаще всего встречаются слова, состоящие из доступных звуков, какими являются звуки раннего (гласные а, о, у, и; согласные м, п(б), т(д), н’, к,г,х, с, йот) и среднего (гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, звук л’)  онтогенеза.

     Звуки позднего отногенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л могут появиться после 4 лет.

     Чем меньше слов в активном словаре ребенка, тем больший процент от общего их числа составляют те, которые ребенок произносит правильно.

Как развивается понимание речи окружающих

     Понимание речи ребенком опережает развитие активной речи и является базой и предпосылкой для ее возникновения.

     Ребенок с сохранным слухом еще не понимает смысла речи окружающих, но реагирует на интонацию, темп, ритм, высоту голоса. Еще не зная своего имени, младенец может реагировать на «зовущую» интонацию и повернуться, когда его окликнут.

     Умение соотносить слова с предметами и действиями приходит не сразу. Вначале ребенок начинает понимать слова – указания только в сочетании с действиями и жестами, например, «дай – дай», помаши – «пока – пока» малыш понимает только в определенной ситуации.

     В отношении понимания слов – названий ребенок идет от слитного понимания названия предмета, его местоположения и ситуации к вычленению смысла самого слова. Например, на вопрос «Где часики?» ребенок повернется к определенным часам, висящим на определенном месте. Все остальные часы никак не ассоциируются у него с этим словом. Точно такие же часы, но висящие в другом месте, не сразу будут опознаны ребенком как часы. Если малыш может показать, «где свет» в комнате, то не обязательно, что в коридоре он так же уверенно укажет на лампу.

     Если вы, протягивая ребенку чашку, говорите «Возьми чашку», и малыш выполняет вашу просьбу, то это еще не значит, что он понимает смысл слов, произнесенных вами.

     Все эти ситуации готовят его к пониманию речи, т.е. к соотнесению слова и того, что оно обозначает. Так, постепенно проходя этап ситуативного понимания речи, ребенок приходит к пониманию наиболее часто встречающихся слов.

     По словесной просьбе ребенок учится показывать членов семьи, знакомые предметы, игрушки, основные части лица и тела.

     Следующим достижением становится понимание простых просьб: «Брось мяч», «Покачай куклу». Малыш начинает понимать и слова, обозначающие свойства и качества предметов: большой, горячо, вкусно, а также слово «нельзя».

     Постепенно у ребенка начинают формироваться понятия. Этому способствует знакомство с предметами, очень разными на первый взгляд, но носящими одно и то же название: разные машинки, разные мячи, разные собаки.

     Если постоянно соотносить предметы с их изображениями, то постепенно ребенок научится узнавать и показывать картинки. Вначале это будут предметные картинки, например, мяч, кукла, машинка, ложка, яблоко и т.п. Сложнее дается различение действий по картинке. Но, пройдя через ряд ситуаций, когда одно и то же действие выполняется разными персонажами в разных ситуациях (мишка спит, папа спит, киса спит), ребенок начинает вычленять слово «спит», когда оно относится не только к реальным действиям, но и их изображениям.

     Далее ребенку будет интересно рассматривать простые сюжетные картинки: «Мишка ест», «Мишка едет на машине», «Собачка и кошечка играют в мяч», «Собачка и кошечка кушают».

     Вот некоторые дальнейшие шаги ребенка первых лет жизни в понимании речи: выполнение просьб, предполагающих вычленение величины предмета, его цвета («Найди такой же носочек»), местоположения («Положи мяч в коробку», «Положи книжку на стол»); выполнение инструкций «Иди сюда», «там», «тут».

     По мере формирования представлений о величине малыш начинает понимать разницу между словами «мяч» и «мячик», а первоначальные представления о количестве делает доступным различение слов, являющихся отражением понятий «один» и «много».

     При развитии понимания связной речи, малыша особенно привлекают чтение сказок, пение песенок (лучше с движениями), рассказов по картине, и, особенно повествований, где главным героем является сам малыш.

Литература:

1. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам.

2. Ханьшева Г.В., Кулибаба Л.В. Как разговорить малыша?

3. Материалы интернет – ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Консультация: "Закономерности развития речи детей раннего возраста"

Ознакомление родителей с этапами развития речи дошкольников...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...