Использование клавес в речевом развитии дошкольников_Педагогическая находка
консультация по развитию речи

Коровина Марина Владимировна

Деревянные музыкальные палочки – это именно то, что доступно для исполнения  каждому малышу или взрослому. Причин тому несколько - сделаны из дерева, приятны на слух и на ощупь, можно сопровождать любую мелодию и стихотворение, постукивая палочкой об палочку, можно играть как индивидуально с каждым ребенком, так и небольшими группами.  Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Использование клавес в речевом

                 развитии дошкольников.

Слайд

В связи с требованиями ФГОС ДО и реализацией национального проекта «Образование»,  одна из важнейших задач современного образования – это  формирование функционально грамотных людей. Одной из составляющей на уровне дошкольного образования, является работа по формированию социально - коммуникативной  грамотности  и развитию речевой активности дошкольников.

Слайд

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.

Слайд (педагогическая диагностика 2020-2022г.г.,2023г.)

Но, к сожалению,всё чаще отмечаю для себя, что у детей замедляется становление развернутой связной речи, она невыразительна и слабо интонирована, дошкольники говорят примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. При заучивании стихотворений меняют слова, нарушают рифму, от них «ускользает» ритм и рифма стихотворной формы.  В дальнейшем, это тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и их коммуникативно-речевую компетентность.

Слайд

Определяющим моментом считаю правильный выбор образовательных технологий, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи.

Слайд Программа

 Немаловажную роль в речевом развитии продолжают выполнять игры и упражнения на развитие мелкой моторики и ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

СЛАЙД - ВЫСКАЗЫВАЕИЯ. (В.А. Сухомлинский,  В.М. Бехтерев,  Кант) Отечественными педагогами, психологами, учёными доказана связь между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки,  что влияет на уровень развития детской речи и её выразительности.

Слайд

И сегодня хочу представить свою педагогическую находку, деревянные палочки –клавесы. Клавесы - это музыкальный инструмент, за названием которого кроется всего лишь пара простых деревянных палочек, которые изготавливают как правило из «поющего» дерева бука, дуба и берёзы. Палочки деревянные, поэтому безопасны для детей, они очень приятны на слух и на ощупь, гладкие и даже может быть, какой-то запах дерева у них сохранился, это тоже очень приятно, а постукивая палочку о палочку, можно задать какой то ритм той или иной композиции.

Слайд

Главная цель игр с палочками, состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации.

Слайд

Начинать знакомство детей с ними можно уже с самого раннего возраста и удобнее начать с одной палочки: Помимо обычного стука друг об друга,

-мы их катаем между ладонями,

-можно  положить клавес на пол перед собой,  покатать рукой,

- можно покатать по собственному телу - это уже самомассаж.

 -Кладем палочку на верхнюю часть ладони (на подушечки) и ловим баланс, чтобы палочка не упала.

-По аналогии держим баланс на двух пальцах. 

(с детьми раннего возраста начинаем с ладошки, с детьми старшего возраста-это на два пальчика);

Слайд

Далее можно попробовать с двумя палочками,

-Удерживаем клавесы в ладошках вертикально, перекатываем их так, чтоб клавесы не упали

-Держим  один клавес посередине в руке, а другим ударяем по- очередно то по правой, то по левой стороне.

амое простое, дали в руки две палочки и стучим по полу, как по барабану.(правая, левая) Это самое любимое занятие малышей, поверьте! Задавайте несложный ритм для детей, чтобы они могли повторять ваши движения.

Слайд

Детям постарше  нравятся сложные, но посильные задачи. Предлагаю им повторить движения, разные для обеих рук:

- одной клавесой стучим, другой - шуршим, двигая по полу;

 - одной клавесой рисуем круг на полу, другой в воздухе;

-закрыв глаза, крутим клавесы перед собой, а потом пытаемся соединить их концы в воздухе, не промахнувшись.

Такие  приёмы игры расширяют спектр движений и формируют новые межполушарные связи в мозгу . Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Слайд 

Игрой на палочках можно  озвучить любое стихотворение или рассказ, что тренирует у детей память. Когда  учим  какое- то стихотворение, то мы учим и последовательность движений с палочками: поставили ,перевернули, перекрестили. Три упражнения в заданной последовательности. Ребенок все это запоминает и выполняет.

 Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Вот включилась память, координация, речь, движения и межполушарные взаимодействия.

Можно использовать мнемотаблицу.Слайд: Видео 1

Дети могут сами придумать любую увлекательную историю или рассказ, импровизируя, придумывая разнообразные движения клавесами.

 

Слайд: Видео 2

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создаёт предпосылки для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, интонационной выразительностью речи. В начале детей тренируют воспринимать и правильно воспроизводитьнебольшое количество ударов без пауз: I, II, III и т. д (от 1 до 3-5 ударов). Далее даются сочетания комплексов ударов, состоящих из различного количества ударов слабых и сильных с короткими и длинными паузами (промежутками)

Слайд

Так же работа с палочками помогает развивать воображение ребенка. Можно попросить ребенка сделать козу, как он это может сделать при помощи палочек, приставить к голове палочки, вот вам и коза получилась.Либо петушок( постучать палочками над головой)-гребешок. Жираф -может быть это длинная шея (ставим палочку на палочку вверх)

Слайд

 Работая  с палочками, мы  начинаем ощущать собственное тело, для детей очень важно ощущать себя,   ориентироваться в пространстве: взяли палочку в левую руку, взяли палочку в правую руку, постучали с правой стороны, постучали с левой стороны, постучали вверху, внизу и т.д. Предложить детям попробовать постучать палочками за спиной. Это развивает координацию.

 Удерживая палочки руками, делая какие-то движения, соответственно развиваются мышцы рук, развивается моторика-это все важно в дальнейшем при письме.

Слайд

Упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям, вызывают положительный эмоциональный насторой. Взяв в руки палочки,у нихвозникает желание поиграть. В руки им дали каждому лично - это уже такая радость, это мне дали, и я могу с этим что-то делать. Кроме того эта работа в коллективе, либо работа парами, Поэтому подобные игры формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, взрослым и ребёнком. Деревянные музыкальные  палочки – это именно то, что доступно для исполнения каждому ребёнку или взрослому. Если  совсем нет клавес, то их можно заменить тем, что есть под рукой карандашами или палочками от флажков, либо можно изготовить самостоятельно.  

Играть на клавесах можно разными способами, но каждый будет благотворно влиять на развитие речевых способностей через чувствительные пальчики детей.

Две маленькие палочки, а сколько возможностей!

Слайд

  Используя в своей работе  игры с клавесами, хочу отметить, возрастание динамика положительных результатов показателей интонационной речи. Речь у детей приобрела богатую окраску: они научились регулировать темпом речи в зависимости от ситуации и речевого высказывания, научились  уместно использовать интонационные средства выразительности,    появилась эмоциональная выразительность в потоке речи.

На праздниках, развлечениях, в театрализованных представлениях дети демонстрируют свою артистичность,  исполнительское мастерство. Что в дальнейшем им обеспечивает успешность  обучения в школе. Слайд: Видео 3

Большинство выпускников успешно  прошли адаптацию к новым социальным условиям, к школе

       Слайд: Видео4

Надеюсь, мой приём работы увлёк и заинтересовал вас, и вызвал желание поиграть с весёлыми, ритмическими палочками со своими детьми. Попробуйте и вам обязательно понравится! Играйте с удовольствием!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар- практикум « Использование клавес в речевых и музыкальных играх, как эффективная форма развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Повышение профессионального уровня педагогов  по использованию упражнений с деревянными палочками, способствующих развитию чувства ритма у детей....

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»

Выступление на методическом дне ДОУ (2020-2021 уч.год)Доклад на тему «Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития»...

Мастер-класс "Использование клавес в речевых и музыкальных играх как эффективная форма развития чувства ритма»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развитию интеллект...