Копилка календарного, потешного, игрового фольклора.
картотека по развитию речи

Коровина Марина Владимировна

 В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведениями, имеющими сезонный характер. Значительную его часть составляют колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки птицам, насекомым, животным. Этот раздел фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_kalendarnogo_poteshnogo_igrovog.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Копилка календарного, потешного, игрового фольклора для детей детского сада.

 В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведениями, имеющими сезонный характер. Значительную его часть составляют колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки птицам, насекомым, животным. Этот раздел фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества.

Заклички для детей

Ветер, тучки погоняй!

На дворе уж теплый май,

Рожь посеяли - растет,

Только дождик не идет!

* * *

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Угони их все

За седые горы,

Просветлеют пусть

Золотые просторы!

* * *

Жаворонушки весенние,

Прилетайте!

Й весну-красну

Зазывайте!

В гости к нам скорей

На житье-бытье,

На согрев земли

Ясным солнышком,

Теплым солнышком-

Колоколнышком!

* * *

Речка-красавица,

Чиста водица!

Пусти нас остудиться,

Поплавать, помыться!

* * *

Дорожка, дорожка,

Пожалей наши ножки,

Не петляй, не крути,

Не путай пути!

* * *

Выйди, выйди, выгляни,

Порадуй нас,

Утреннее солнышко

В рассветный час!

* * *

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

* * *

Ты, туман молочный,

Не тумань мне очи,

Не тумань окошко,

Покажи дорожку!

* * *

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлем поклон тебе за это!

* * *

Уж ты радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждем мы солнышка родного!

Приговорки

К закличкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

* * *

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

* * *

Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

* * *

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

* * *

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

* * *

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи "Ква-ква"

* * *

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Силушкой своею поделись до срока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

* * *

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

* * *

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

* * *

Рожь и пшеница,

Хотим вам поклониться!

До земли поклоны бить,

Чтобы сытно, с хлебом жить!

* * *

Цветик-цветик-семицветик,

Расскажи-ка нам о лете,

Разложи листочек-цвет,

Расскажи нам свой секрет!

Красный - ягодка клубничка, помидор,

Желтый - солнышко на небе и забор,

Синий - озеро лесное и наш дом,

А зеленый - лес и поле, всё кругом,

Небо голубое, оранжевый рассвет,

Вечер фиолетовый - вот и весь секрет!

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки. Их назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. Этот вид детского фольклора отвечает повышенной тяге детей к рифмам, развивает детскую фантазию, пробуждает интерес к новым словообразованиям.

Хотел Федя
Убить медведя,
А ему медведь:
— Федь, не сметь!
Утром рано
Съешь барана,
А на закуску —
Съешь лягушку!

***

Миронушка-Мирон
Полна пазуха ворон.
Выглянул в окошко —
Голова с лукошко,
Нос крючком,
Волоса клочком!

***

Никита-волокита
Купил лошадь без копыта.
А Фома-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Зацепился за пенек,
Простоял весь денек,
Зацепился за кочку,
Простоял всю ночку.

***

Фома чудак,
Полез на чердак,
Шлепнулся пузом,
Стал карапузом!

***
Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошко,
Вылезти не может.
Кто ему поможет?

***

Жадина-говядина,
Кислая капуста,
Съел мышонка без хвоста
И сказал: «Как вкусно!»

Фольклор используемый при проведении режимных моментов с детьми раннего возраста.

При кормлении:
Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
Травка – муравка со дна поднялась.
Птица – синица за зерно взялась.
Зайка – за капусту,
Мышка – за корку,
Дети – за молочко.


При умывании:

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,
Не боимся мы воды.
Часто умываемся,
Детям улыбаемся.


При одевании:

Вот они, сапожки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем голошки:
Этот с правой ножки,
Этот с левой ножки.
Вот как хорошо!

Валенки – валенки,
Невелички – маленьки.
Опушка бобровая,
Мама чернобровая,
Завяжу потуже шарф,
Будем делать снежный шар.
Шар покачу, гулять хочу.


Во время причесывания:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосынки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка маму слушайся.


При укладывании спать:

Ходит сон по горе,
Носит дрёму в рукаве.
Всем детишкам продает,
Нашей Гале не дает.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Велолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать,
Стала Маша засыпать.

Спи, усни, дитя Сереженька,
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Сереженьке
Спать велят.

Баю, бай, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.

Вот и люди спят,
Вот и звери спят!
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Утки – на муравушке.
Детки все по люлечкам,
Спят – поспят, всему миру
Спать велят.

Игровой фольклор. Этот раздел занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.

У бабушки маланьи.

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все  без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Шатёр.

Участники игры делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу шагом вокруг стульев, поют и приговаривают:

Мы весёлые ребята.

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатер») дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «Шатер».

Огородник.

В центре большого круга ставят «пенёк» (стульчик), в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи). Все играющие стоят за кругом. «Огородник» сидит на пенечке и «тешет колышки», при этом приговаривает:

На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород горожу.

С окончанием слов играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки («овощи»). Ребенок, до которого дотронулся «огородник», выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

Катай каравай.

Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:

Катай каравай,

Поворачивай , давай,

К лесу – куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,-

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.

Аисты и лягушки.

       Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг – скок,

Догони – ка нас, дружок!

     Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.

Селезень.

        Играющие строятся в круг, выбирают «селезня» и «уточку». Дети идут по кругу, держась за руки, и поют:

Селезень утку догонял

Молодой утку загонял:

«Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой!»

        Селезень идет внутри круга по часовой стрелке, а Уточка за кругом против часовой стрелки. С окончанием пения селезень ловит уточку по типу игры «кошки- мышки». Поймав «Уточку» , Селезень приводит ее в круг и целует в щеку.

Гори ясно.

        Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливаются и поворачиваются лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Раз, два, три!

        На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.

Игра повторяется.

Гори, гори ясно. (2)

        Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все  поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

                Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать кого – нибудь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Ворон.

        Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребенок - ворон. ( он стоит в кругу вместе со всеми).

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

(дети идут к центру круга дробным шагом)

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

(тем же шагом дети идут назад, расширяя круг, и оставляют в центре «ворона»)

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

(ворон пляшет, дети повторяют его движения)

Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная,

Труба ладная,

Песня складная.

        С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей – нибудь спины, а сам становится в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становится вороном.

Краски.

        Играющие выбирают хозяина и покупателя– черта. Все остальные – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает  покупателя. Подходит черт, стучит палочкой о землю и говорит с хозяином:

- Тук, тук!

- Кто пришел?

- Я черт с рогами, с горячими порогами,

С неба свалился, в горшок провалился!

-Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За красной.

Если красной краски нет, хозяин говорит:

- Нет такой. Ступай домой. По своей дорожке кривой.

Если краска есть, хозяин говорит:

Скачи на одной ножке по красной дорожке

Найди красные сапожки.

Поноси, поноси

И назад принеси!

В это время красная краска убегает. А черт пытается ее догнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового фольклора по развитию речи и рисованию для детей 2 - 3 лет <<Семья Петушка>>

Конспект игрового фольклора по развитию речи и рисованию <<Семья Петушка>>...

Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ.

В статье рассказывается о необходимости знакомства детей с русским народным творчеством и о влиянии его на формирование музыкальных способностей детей....

"Игровой фольклор как средство развития музыкально-ритмических, певческих способностей и коммуникативности детей в ДОУ"

В статье говорится о влиянии русской народной культуры на развитие музыкальных способностей ребёнка....

Календарный план игровой организации игровой деятельности в педагогическом процессе в первой младшей группе в первую половину дня.

Игра - основной вид деятельности детей. Игровая деятельность основная форм организации педагогического процесса т.к. это самоценная форма активности ребенка, в которой происходит развитие возрастных ...

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа"

Календарно-тематическое планирование "Фольклор - душа народа" в рамках проекта...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....

методическая копилка по малым формам фольклора

методическая копилка по малым формам фольклора...