Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Людмила Владимировна Сапронова

 Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений на развитие речи у дошкольников (5-7лет)»

Содержание:

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Основная часть………………………………………………………………..3

3. Рекомендации по использованию игр по развитию речи…….,……………5

4. Заключение……………………………………………………………………8

5. Список используемых источников…………………………………………..9

6. Приложение №1. Сборник дидактических игр и упражнений на развитие

речи у дошкольников(5-7лет)………………………………………………….. 10

7. Приложение №2 Конспект открытого занятия по развитию речи для

дошкольников (5-7 лет) в соответствии с ФГОС …………………………………………………………………………………….20

8. Приложение №3 Конспект родительского собрания на тему «Развитие речи

старших дошкольников»………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного

Стандарта в содержании образовательной деятельности дошкольных

учреждений уделено внимание достижению целей и решению задач по

развитию речи. Основная цель речевого развития в условиях реализации

ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение

конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Красивая, развитая речь — это необходимое условие гармоничной

социализации ребёнка, его комфортного психического самочувствия,

выстраивания полноценных отношений со сверстниками и окружающими

взрослыми, достижения хороших и отличных результатов в учёбе.

Непринуждённое и грамотное владение словом является важнейшим

инструментом для развития мышления, творческой свободы самовыражения,

разностороннего познания окружающего мира. Чем раньше, с учётом

возрастных особенностей, мы поможем ребёнку научиться правильно и

полно выражать свои мысли, тем свободнее и увереннее он будет

чувствовать себя в обществе. Далее подробно разъясним, каким образом

следует строит работу по развитию речи у детей старшей группы согласно

ФГОС.

Основная часть

Работа по речевому развитию — многогранный творческий педагогический

процесс, базирующийся на комплексе методических приёмов и специальных

упражнений, нацеленный на совершенствование речевых навыков ребёнка и

формирование у него высокой культуры речи (умения слушать, сдерживать

спонтанную эмоциональную реакцию, проявлять тактичность и

дружелюбие).

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в

виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения

дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,

может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого

высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у

ребенка складываются предпосылки грамотности.

В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами

которой является:

- резкое ухудшение здоровья детей;

- глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

- существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за

занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

- недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в

дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст –самый благодатный период в жизни человека, когда

интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление,

внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.

Особое значение в развитии дошкольника отводится речи, так как именно

речь и тесно связанное с ней мышление дают большие возможности для

познания окружающего мира. Это, в свою очередь, положительно влияет на

своевременное развитие других психических процессов. Нужно понимать,

что ребёнок, безусловно овладеет речью, но насколько быстро и хорошо –

будет зависеть от окружающих людей. Чем раньше будет начато обучение

родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Дошкольный возраст – это период, где ведущая деятельность ребенка – игра.

В игре легче усваиваются знания, формируются умения и закрепляются

навыки. С помощью игровой ситуации можно с легкостью привлечь

внимание ребенка, таким образом он качественнее запомнит материал.

Большая роль отводится именно дидактическим играм. Дидактические

речевые игры носят увлекательный и одновременно познавательный

характер. Важная роль дидактической игры состоит в том, что с ее помощью

можно развить самостоятельность и активность мышления и речи у детей.

Виды речевых дидактических игр:

- игра с предметами;

- настольная игра;

- словесная игра без использования наглядного материала.

Главной особенностью такой игры является то, что в ней обязательно

ставится обучающая задача, которая решается при помощи определённых

правил и действий.

В дидактических играх на развитие речи основными направлениями будут:

1. Обогащение словаря.

2. Формирование грамматической культуры

3. Формирование звуковой культуры

4. Оформление связной речи

Ежедневные, грамотно организованные, дидактические игры:

- значительно увеличивают словарный запас;

- способствуют развитию связной речи;

- учат составлять рассказ;

- позволяют формировать правильное произношение звуков;

- учат подбирать нужные слова в зависимости от ситуации.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо

развитая речь.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития

детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать

свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

действительности, содержательнее и полноценнее отношения со

сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи

детей, о ее чистоте и правильности.

Цель: развивать развитие речи детей дошкольного возраста через игру.

Задачи:

- совершенствование монологической формы речи

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй языка;

-развивать связную монологическую речь.

Рекомендации по использованию игр по развитию речи

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в

планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Дидактические игры имеют такую структуру, в которой многие

исследователи выделяют такие элементы, как:

- обучающая задача;

- игровое действие или игровой элемент;

- правила;

- заключение или окончание игры.

Организация дидактических игр с целью развития речи осуществляется

педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению

дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры с целью развитию речи

детей дошкольного возраста входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и

обобщение знаний, активизация психических процессов (память, внимание,

мышление, речь);

- определение наиболее удобного времени для игры (в процессе

организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других

режимных процессов время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

(такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке).

-определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры

(игрушки, разные предметы, картинки);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь

ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения

игровой задачи;

Проведение дидактических игр с целью развития речи включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре (показ картинок, предметов, краткая

беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом педагог обращает внимание на

поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение

правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не

приведет к нужному результату;

- определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры –это ответственный момент в руководстве ею, так

как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её

эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в

самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведённой игры направлен на выявление её приёмов её подготовки

и проведения: какие приёмы оказались эффективными, в достижении

поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет

совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,

избежать впоследствии ошибок. Кроме того анализ позволит выявить

индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит

правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых

правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их

выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Большое место в

играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется

большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении

её задач. Роль педагога в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог чётко

эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и

действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы

закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при

этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в

спортивных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного

участия педагога. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её

начала. В дидактической игре необходимое правильное сочетание

наглядности, слова педагога и действий самих детей с игрушками, игровыми

пособиями, предметами.

На одном занятии в зависимости от его содержания и обучающих задач

может быть проведена одна или несколько игр. Длительность игр различна:

от 3 – 5 минут до 15. Дидактическая игра требует от детей значительного

напряжения внимания, памяти, поэтому при ее проведении педагог должен

наблюдать за играющими и при появлении у детей первых признаков

утомления (или сильного возбуждения) закончить игру.

Начало игры надо проводить в несколько замедленном темпе, чтобы дети

лучше усвоили правила. Если правила сложные, то тогда можно предложить

пробный ход, а потом перейти к проведению самой игры. Чем четче

соблюдаются правила, тем напряжённее, интенсивнее идет игра.

Нецелесообразно исключать из игры того, кто ошибся, поскольку он

лишается возможности упражняться в совершаемых действиях.

Темп игры возрастает при развертывании действий. Педагогу надо следить за

темпом игры, ибо слишком быстрый темп возбуждает детей или может

внести растерянность, замедленный темп - утомляет играющих. По

окончании игры педагог подводит итог, определяет вместе с детьми

победителя, указывает на допущенные ошибки, высказывает, что

потерпевшие неудачу смогут в следующий раз выиграть, если будут более

внимательными, ловкими, находчивыми.

Заключение

Ребенок правильно отвечает на вопросы по содержанию литературного

произведения, определяет причинно-следственные связи.

Различает жанры сказки, стихотворения, рассказа.

Воспитанник проявляет самостоятельность и активность в игровой

деятельности, решении бытовых задач посредством общения со взрослыми и

другими детьми, свободно выражает эмоциональное состояние, формулирует

желания и просьбы, старается уходить от конфликта, демонстрирует

вежливость и воспитанность в речи.

Испытывает комфортное психологическое самочувствие в разговоре,

адекватно реагирует на вопросы, задаёт встречные, свободно использует

простые средства объяснительной речи.

Активно использует аргументацию, проявляет интерес к поиску

доказательств утверждения.

Замечает речевые ошибки сверстников и тактично их исправляет.

Проявляет интерес и пробует свои силы в речевом творчестве, например,

самостоятельно придумывает небольшие рассказы, подбирает рифмы.

Развита звуковая чистота, грамотность и эмоциональная выразительность

речи.

Производит звуковой анализ слова, выделяет слоги в простых словах из

двух-трёх слогов. Самостоятельно пересказывает рассказы.

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1.ФГОС ДО .- М.: Центр педагогического образования, 2014;

2.О.С. Ушакова «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для

дошкольников, -М:ТЦ Сфера,2019г;

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009;

4. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к

школе группа. –М.: Мозаика-Синтез, 2021;

5.https://konspekteka.ru/sbornik-didakticheskie-igry...

6.https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-ivanovna-shishk...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Приложение №1.

Сборник дидактических игр и упражнений на развитие

речи у дошкольников(5-7лет)

«Волшебный мешочек»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского)

рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: «волшебный мешочек», предметные картинки по количеству

детей.

Ход игры:

Педагог обращается к детям:

- Ребята, я в мешочек положила

Волшебные картинки.

Вы в мешочек загляните

И картинки опишите.

Дети поочерёдно вынимают картинки и выполняют задание.

 «Придумай следующее слово»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук

предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Дети садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит

какоелибо слово (имя существительное), например «кукла». Получивший

мяч, говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «арбуз». Следующий говорит «зонт», а за ним «торт» и т.д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается

приз.

 «Весёлые кубики»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа. Развивать

фонематические представления, внимание, речевое внимание, речевое

дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Материал: кубики с разными картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что

нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры:

Ребёнок вместе с педагогом произносит: «Кубик, кубик покрутись! На один

бочок ложись», - и бросает кубик. Затем ребёнок, посмотрев на выпавшую

картинку, имитирует звук, соответствующий изображённому предмету и

произносит первый звук данного слова.

Например:

Педагог: Это что?

Ребёнок: Самолёт

Педагог: Как гудит самолёт?

Ребёнок имитирует гул самолёта.

Педагог: Какой первый звук в слове самолёт?

Ребёнок: С

 «Найди потерявшийся звук»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Педагог подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и

называет, заменяя нужный звук паузой. Ребенок должен догадаться, что это

за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в

нем звук.

Например:

па[ ]ка - пропал звук [л], ло[ ]ка -звук [ж], тарел[ ]а - звук [к], ру[ ]ка - звук

[ч], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Педагог может подобрать

картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение

которого нужно закрепить у ребенка.

«Назови действия»

Цель: учить активно использовать в речи глаголы, образовывая различные

глагольные формы.

Материал: Картинки: предметы одежды, самолёт, машина, собака, солнце и

т.д.

Ход игры:

В корзинке лежат предметные картинки. Задача детей подобрать слова,

которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям,

изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о солнце? (светит, греет, согревает, ласкает)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Машины помощники»

Цель: Учить образовывать форму множественного числа глаголов.

Развивать мышление и воображение.

Материал: кукла Маша.

Ход игры.

- К нам пришла кукла Маша со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы

угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Маше.

Кукла идёт по столу. Педагог указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Машины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и

т.д.)

Далее педагог указывает на другие части тела куклы и задаёт аналогичные

вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают,

грызут…; глаза смотрят, моргают…)

 «Продолжи цепочку»

Цель: Упражнение в составлении предложений.

Ход игры: Воспитатель произносит простое предложение. Далее ребенок

называет последнее слово и с ним уже придумывают предложение. Так игра

продолжается по кругу.

 «Закончи слово»

Цель: Развить умение делить слова на слоги.

Материал: мяч

Ход игры: Дети становятся в круг. Педагог бросает любому ребенку мяч

и говорит начало слова, а он должен бросить его назад и сказать конец слова.

Например, кошка.

 «Волшебные словечки»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные,

называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами,

которые должны получиться.

Ход игры:

Педагог задает звук, на который нужно будет заменить первый или

последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова. А ребенок с их

помощью мысленно заменяет звук в исходном слове и называет вслух

получившееся слово.

Например:

нужно заменить первый звук в слове чашка на звук [к] (чашка - кашка) или

последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования

картинок.

 «Хлопни, если услышишь»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Педагог произносит различные слова, а дети с закрытыми глазами, услышав

определенный звук, должны хлопнуть в ладоши.

 «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове, громко

проговаривая слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Педагог называет любой звук, дети произносят вслух названия своих

картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий

разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои

картинки.

 «Скажи наоборот»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных

признаков предметов или слов-антонимов.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Например:

длинный-короткий

плохой-хороший

умный -глупый

грустный- весёлый

острый –тупой и т.д.

 «Скажи, из какого материала сделано»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных

прилагательных и способов их образования.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Туфли из кожи», а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Например:

Стакан из стекла - стеклянный

Мяч из резины - резиновый

Ваза из хрусталя - хрустальная

Носки из шерсти – шерстяные

 «Чей хвост?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных

прилагательных.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У лисы хвост…», а ребёнок, бросая

мяч обратно, заканчивает: «…лисий».

Например:

У волка хвост – волчий

У рыбы - рыбий

У белки - беличий

У коровы – коровий

 «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён

существительных.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном

числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во

множественном числе.

Например:

стул – стулья

мяч – мячи

карандаш – карандаши

цветок – цветы

 «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Материал: Мяч

Ход игры:

Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа

требует запоминания названий детёнышей.

1. У тигра – тигрёнок; у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя –

оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

2. У медведя – медвежонок; у верблюда – верблюжонок; у зайца –

зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у

овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты

реакции.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, мяч), а

ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (мячик). Слова можно

сгруппировать по сходству окончаний.

Например:

вишня – вишенка

мяч – мячик

стол – столик

часы – часики

 «Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с

числительными.

Материал: Мяч

Ход игры:

Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с

числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же

существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь»,

«восемь».

Например:

Один мяч – пять мячей

Один утёнок – пять утят

Один цветок – пять цветов

 «Доскажи словечко»

Цель: Развитие фонематического слуха, речевую активность детей,

логическое мышление, слуховое внимание. Учить подбирать рифму к словам.

Ход игры: Педагог объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть

среди них и такие, которые звучат похоже. Предлагает помочь подобрать

слово.

Например:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Как приятен он на вкус,

И зовут его. (АРБУЗ)

 «Исправь ошибки»

Цель: Развитие слухового внимания.

Ход игры:

Педагог читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Дети

исправляют ошибки и называют слова правильно.

Например:

Жучка будку недоела,

Неохота, надоело (булку).

Сели в ложку и айда!

Покатили вдоль пруда (лодку).

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это (билета).

 «Закончи слово»

Цель: Развивать активную речь детей в процессе деятельности. Развивать

умение работать в группе, в процессе совместной игры. Развивать

мыслительные операции. Учить детей правильно составлять слова на основе

предложенной части.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети располагаются по кругу. Педагог бросает кому-либо мячик и говорит

первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили

мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности

составило бы целое слово.

Например:

Педагог говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) — и бросает

мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале

игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге.

Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов.

Например: ведущий говорит: «Са...» — и бросает мяч ребенку, поймавший

отвечает: «мо» — и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово:

«лет» (Са-молет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

 «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному

примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Педагог называет какое-нибудь слово, а дети по

очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному

предмету.

Например:Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …..

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

                                                                                             Приложение № 2

Конспект открытого занятия по развитию речи для дошкольников

(5-7 лет) в соответствии с ФГОС.

 

Тема занятия :  «Русские  народные сказки»

Цели : выяснить, знают ли дети русские  народные сказки.

 Задачи :

 Образовательные :

•        закрепить с детьми понятие « русские народные сказки»;

•        вспомнить содержание известных детям русских народных сказок,

•        расширять словарный запас через участие в игре — инсценировке.

 Развивающие :

•        развивать выразительность речи, связную речь,силу голоса ;

•        развивать внимание, память, логическое мышление, воображение

•        развивать артистические способности детей.

 Воспитательные :

•        воспитывать умения понимать сказочных героев, сочувствовать им и

сопереживать ;

•        воспитывать в детях чувство доброжелательности, взаимопомощи,

отзывчивости

•        воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Методы : словесный,  наглядный, игровой.

Приёмы : сюрпризный момент, погружение в игровую ситуацию.

Здоровьесберегающие технологии : игра на координацию движений

«Пирожки».

Предварительная работа :

•        чтение художественной литературы  и русских народных сказок;

 

•        беседы о прочитанном, о героях сказок ;

•        рассматривание иллюстраций к сказкам, обсуждение.

Индивидуальная работа :

•       вовлечение в работу малоактивных детей, поощрение, похвала.

Оборудование и материалы : книги с русскими народными сказками,

«волшебный сундучок», маски сказочных героев для театральной

деятельности по русской народной сказке «Теремок».

Ход занятия :

Организационный момент : воспитатель приглашает детей собраться  на

ковре и стать полукругом.

Воспитатель : Ребята, сегодня  к нам пришли гости, давайте со всеми

поздороваемся :

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, лёгкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень ! Здравствуйте !

Молодцы, ребята, проходите на свои места.

Основная часть : Дети садятся на стульчики.

Воспитатель : Ребята, скажите, пожалуйста, вам много читают в детском саду

и дома ? Что вам читают ?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель : Да, ребята мы много читаем. Читаем и стихотворения, и

рассказы, и сказки. А вы знаете, чем отличается сказка, как её узнать ?

(ответы детей) Верно, в сказке происходят чудеса, волшебство, животные

говорят человеческим голосом, растения и предметы оживают, ведут себя как

люди. А ещё в сказках есть волшебное число — число три : три сына, три дня

и три ночи, три задания...А вы помните, какими словами чаще всего русские

народные сказки начинаются ? (несколько индивидуальных ответов детей) А

какими словами заканчиваются ? (ответы детей)Ребята, а вы знаете, что

значит «народные», почему так говорят ? (ответы детей) Верно, молодцы,

потому, что эти сказки придумал народ, люди, каждый сказку рассказывал, и

чем - то мог её дополнить, что то добавить...Давайте вспомним, какие

русские народные сказки мы с вами знаем ? (дети отвечают воспитатель

добивается индивидуальных ответов, вовлекает малоактивных детей  в

диалог)  А помните ли вы о чём эти сказки ? (выслушиваются

индивидуальные ответы детей, если дети затрудняются, то педагог помогает,

цитируя некоторые слова или предложения из сказок ) Например : сказка

«Морозко», «Теремок», «Гуси — лебеди», «Жихарка», «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Царевна — лягушка»,

«Петушок и жерновцы», «Лиса и волк», «Колобок»... Очень хорошо, ребята,

вы большие молодцы. Но,  я думаю, что мы уже немного устали. Баба для

деда в сказке испекла колобок, а я вам предлагаю испечь пирожки ! Давайте

встанем и отойдём от стульчиков на один шаг, чтобы не мешать друг другу.

Проводится физкультминутка : игра на координацию движений «Пирожки.»

Мы печём отличные пирожки пшеничные.

Тесто в миске замесили,

Соль в солонке не забыли.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, не устали.

Взяли ложку с творогом,

Пирожок за пирогом.

Ну — ка, печка, дай пирожкам местечка! (все движения выполняются в

соответствии с текстом).

Воспитатель : Ребята, мы с вами поговорили о сказках, а теперь я предлагаю

вам рассмотреть иллюстрации к русским народным сказкам. Проходите к

столу с книгами, выберите себе одну книгу, полистайте её, посмотрите на

картинки — иллюстрации. (дети некоторое время рассматривают

иллюстрации в книгах) Ребята, обратите внимание, какие иллюстрации

красивые, яркие, красочные... По ним сразу можно догадаться о чём они

говорят, о какой сказке рассказывают. Интересно, правда ? Но ещё

интереснее в сказку поиграть ! Хотите ? У меня есть волшебный сундучок.

Посмотрите, что в нём ? Действительно, это маски для сказки ! А вы узнаёте

героев ? Какая это сказка ? Верно, ребята, молодцы, это сказка Теремок.

Детям раздаются маски, проводится игра — драматизация по русской

народной сказке «Теремок», в роли рассказчика выступает воспитатель, роли

исполняют дети. Если дети затрудняются с диалогом, педагог помогает.

Заключительная часть :

 Воспитатель : Вам понравилось, ребята ? Интересно было ?А как вы 

думаете, чему сказки нас учат ?(ответы детей: быть мудрыми, добрыми,

жалеть других, сочувствовать им, быть сильными, помогать тем, кто попал в

беду, верить в добро) Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами обязательно

продолжим читать сказки, ну а сегодня наше занятие подошло к концу, нам

нужно попрощаться с нашими гостями.Гости прощаются и уходят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Приложение №3

Конспект родительского собрания на тему «Развитие речи старших дошкольников»

 Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»

Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно

решать задачи речевого развития детей.

Задачи:

 Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Расширить представление родителей о речевом развитии детей 4-6 лет.

 Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних

условиях.

Предварительная работа:

1. Изготовление памятки по развитию речи ребенка 4-6 лет «Играя,

развиваем речь детей!»

2. Запись детских высказываний в повседневной жизни.

3. Видеозапись беседы с детьми.

4. Оформление мини — выставки настольно печатных игр по развитию

речи «Давайте поиграем!»

5. Подготовка презентации родительского собрания.

6. При подготовке данного мероприятия использовать ИКТ — технологии.

Повестка дня:

1. Вступительное слово воспитателя.

Представление презентации «Связная речь старших дошкольников. Какая

она?

2. Консультация «Причины нарушения речи? Что делать?»

3. Игра — путешествие «Острова речевого развития!».

5. Знакомство с видеозаписью детских рассказов. Обсуждение.

6. Подведение итогов.

Ход собрания

Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в

современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу.

Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех

Объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного

результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!

Тема нашей встречи сегодня «А как речь–то говорит, словно реченька

журчит!»

Часть 1: «Немного науки»

 Сформированная в России в течение многих десятилетий система

дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные

изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти

изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно

дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения

каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей

дошкольного возраста.

 Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены

в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью,

выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих

мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие

попрежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Задачи речевого развития согласно ФГОС ДО:

 Овладение речью как средством общения и культуры. Надо

сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не

испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и

взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим;

 Обогащение активного словаря за счет основного словарного фонда

дошкольника, которое зависит от нашего с вами словаря, словаря

родителей и воспитателей;

 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи. Строительным материалом для неё является

словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять

слова, соединять их в предложения;

 Развитие речевого творчества. Эта работа предполагает, что дети

самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают

участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в

сюжете сказки. Все это становится возможным, если мы создаем для

этого условия;

 Знакомство с детской литературой, разными её жанрами. Очень жаль,

что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не

приобретают опыт домашнего чтения, слушания, рассказывания. Книга

обязательно должна стать спутником детей;

 Развитие звуковой культуры речи, что является большой проблемой

наших детей;

 Формирование звуко-буквенного анализа, как предпосылки обучения

грамоте.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС

ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования

является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и

условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических

задач.

Каковы же эти задачи?

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

 Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками,

желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

 Развивать умение учитывать в процессе общения настроение,

эмоциональное состояние собеседника.

 Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое

творчество детей.

 Расширять представления детей о правилах речевого этикета и

способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в

процессе общения.

 Развитие компонентов устной речи детей в различных видах детской

деятельности:

 Продолжать развивать связную монологическую речь: учить детей

составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из

личного и коллективного опыта.

 Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

 Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

 Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях

социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

 Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и

доброжелательно исправлять их.

 Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):

 Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила

речевого этикета.

 Расширять представления детей о культуре речевого общения.

 Развивать умение соблюдать этикет общения в условиях

взаимодействия детей и взрослых.

Часть 2. Консультация «Причины нарушения речи? Что делать?»

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей

дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых

расстройств у детей неуклонно растет, в этой связи актуальность проблемы

их выявления и коррекции становится неоспоримой.

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать

общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим

направлениям:

развитие правильного дыхания, развитие мелкой и общей моторики, развитие

артикуляционной моторики, развитие слухового внимания и

фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики:

 Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют

дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому

артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой

полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Развитие правильного дыхания:

 Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких

детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм

поступает только 75% от его нормального объема.

Используя простую дыхательную гимнастику, можно научить ребенка

правильно дышать.

Развитие мелкой моторики:

 Польза пальчиковой гимнастики очевидна. Отечественные физиологи

подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В.

А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике

пальцев».

 В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением

пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать

ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую

гимнастику.

 Развитие слухового внимания и фонематического слуха:

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает

говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при

нормальном слухе у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это

вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо

недостаточным развитием фонематического восприятия, или нарушением как

моторики, так и фонематического восприятия.

Часть 3. Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в

детей. Мы вручаем Вам пригласительные билеты в путешествие по островам

развития речи. Их изготовили для Вас наши дети. Корабль наш

называется «Счастливое Детство», а путешествие произойдёт на «Острова

Развития Речи». Чтобы наши высказывания принесли практическую пользу,

предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с

ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома.

Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком.

Давайте поиграем!

1.Остров развития речевого слуха.

Будем учиться сравнивать слова по смыслу. Игра «Найди

ошибку» или «Исправь ошибку». Например, «У бабочки крылья круглые, а у

стрекозы прозрачные.», «У синички хвост чёрный, а у снегиря красная

грудка» …

Взрослый читает слова стихотворения, а ребёнок договаривает последнее

слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка,

Зовут его... (белка).

Ты не бойся — это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).

В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

2. Остров отгадывания загадок и сочинения своих собственных.

Давайте вместе придумаем загадку по описанию любого предмета.

Например, стул, цветок, солнце…

Можно поиграть в игру «Отгадай загадку!» Несколько человек

придумывают какую-то историю и с помощью кубиков и игрушек

изображают её. Другая подгруппа должна отгадать, а затем рассказать

предложенную предметную ситуацию. Таким образом, ребёнок не только

создаёт и обыгрывает свой сюжет, но и угадывает и показывает чужой

сюжет, рассказывая его содержание.

3. Остров Фантазии.

 Сейчас поиграем в игру «Всё наоборот!» Игра выстроена на приёме

инверсии – любому объекту (предмету, явлению) приписываются прямо

противоположные функции. Возьмём многоэлементный объект и опишем его

по принципу «Всё наоборот». Возьмём тему «Детский сад». «Наш детский

сад – это высокий-превысокий небоскрёб, в нём одна группа, в неё ходят

только взрослые…» Продолжите, пожалуйста. Каждый взрослый – по

одному предложению.

 Дети очень любят слушать небылицы, перевёртыши, сочинять их сами,

фантазировать. Недавно мы читали рассказ Н. Носова «Фантазёры». Детям

было предложено пофантазировать: «Я вчера летал на луну и…». А что там

увидели Вы?

 Можно предложить пофантазировать безудержно на какую-то тему,

используя любые приёмы фантазирования. Можно предлагать любые идеи,

даже самые бредовые. «Придумайте фантастическое растение,

пожалуйста!» Каждый присутствующий – по одному предложению. Рассказ

можно записать. «Сочинение концовок к сказкам». Воспитатель читает

сказку не до конца, а присутствующие сочиняют окончание сказки, каждый

своё. В заключении познакомить с окончанием настоящей сказки.

4. Остров развития и обогащения словаря.

 Предлагаем Вам полоски бумаги из 10 цветных квадратов, расположенных

в два ряда. Воспитатель указывает на крайний верхний квадрат. На что он

похож? Что бывает того же цвета? Педагог придумывает первое

предложение, а остальное сочиняют родители на основе своих ассоциаций по

цвету.

Можно усложнить: придумывание по ассоциациям цвета с настроением.

Можно предложить игру «Разговор красок». Например, «Я- краска белая. Я –

снег, я – облако… А Вы?» Можно спросить: «Если бы ты стал невидимым,

для чего бы использовал это свойство?», «Если бы я стал волшебником, что

бы сделал?», «Если бы я стал выше дома, что бы нового увидел

вокруг?», «Если игрушки оживут и заговорят, что они могут рассказать?»

5. Остров словотворчества.

 В центре внимания методы, которые вызовут интерес к теме и желание

сочинять, ведущие задачи: развитие речи и развитие творческого

воображения.

 Поиграем в игру «Найди слово!» Например, гвоздь-гость, трость, кость и

т.д. Теперь слово точка а Вы — … (дочка, бочка, строчка, сорочка, два

листочка) и т.д.

 А вот игра «Подберите эпитеты к словам»

-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

-ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

6. Остров пальчиковой гимнастики.

Предложить родителям выполнение любой пальчиковой гимнастики: При

проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

 Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при

этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

Это не только позволит подготовить ребёнка к правильному

выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный

настрой.

 Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом

демонстрируя собственную увлечённость игрой.

 При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

 Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

 Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

 Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, поменяйте игру.

 Стимулируйте подпевание детей, поощряйте успехи.

7. Остров «Чтение».

 Мы хотим предложить Вам, уважаемые родители, познакомиться с

памяткой «Как читать детям» (раздать родителям памятки,

предварительно их огласив):

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо

убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные

бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или

сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с

возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух,

поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению

выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах,

соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше

воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается

практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на

то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на

посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно

заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите это

время для своего ребёнка!

6. Остров «Творческая мастерская». Родителям предлагается нарисовать

рисунки на тему «Что приснилось пчеле?» (муравью, слону, комару…).

По окончании работы каждый родитель получает рисунок своего

ребенка на эту тему, сравнивает свои и детские работы. В конце

собрания оформляется общая выставка родительских и детских

рисунков.

 К сожалению, игра уходит из жизни ребёнка в угоду раннему обучению, но

вместе с ней уходит и детство – самая счастливая и беззаботная пора в жизни

человека. Надо понимать и помнить: если мы отнимаем у ребёнка игру,

значит крадём мир детских переживаний и отношений. Это касается всех

видов игр!

Давайте же будем играть!

Часть 5. Заключительная часть собрания — блиц-опрос для

родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!» — «Чудесный

цветок» (изготовлен детьми). Родителям раздаются цветы, с обратной

стороны которых родители пишут ответы на вопросы:

1. Какие игры по развитию речи можно организовать с ребёнком, если вы

заняты делом на кухне, во время уборки квартиры?

2. Какие пальчиковые игры Вы знаете?

3. Каких игрушек больше всего у Вашего ребёнка?

4. Чем Вы руководствуетесь, покупая игрушки?

5. Какую последнюю книгу Вы читали с ребёнком?

6. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.

7. Как вы думаете, как игрушки могут способствовать развитию речи?

8. О чём (последнее) фантазировал Ваш ребёнок?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

В конце встречи мы благодарим родителей за время, проведённое вместе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....

Презентация для родителей "Сборник гимнастик, дидактических игр и упражнений для развития речи дошкольного возраста".

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков. Причиной является недостаточно развитый в силу ...

Статья в сборник конференции "Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников"

laquo;Роль кинезиологических упражнений в развитии речи старших дошкольников»...

Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (3-7 лет)

В методическом пособии предоставлен сборник дидактических игр и упражнений, сценарий семинара практикума для педагогов...

Методическое пособие: «Сборник дидактических игр и упражнений направленных на формирование внимания, логики, мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Данный сборник дидактических игр адресован педагогом ДОУ, родителям и студентам педагогических специальностей (очного и заочного образования специальности «Дошкольное образование» (воспита...