сказки
статья по развитию речи

Пономарева Нина Викторовна

Какие бывают сказки и для чего нужны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами перед нами  тысячелетняя  история русского народа». Алексей Николаевич Толстой

Сказка – жанр литературного творчества

Русские народные сказки

Литературные сказки

творение коллективное. Она создаётся народом

всегда имеет конкретного автора

 поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех

 проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя

 Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости

 Идея литературной сказки - выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам

 Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета...) в рамках народной сказки обязательны

 В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором

 В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь

 В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.

 В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец.

 В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать

 Народная сказка - это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста

Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени

В народных сказках добро всегда побеждает зло

 В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным

Марийские сказки.

Характерной особенностью марийских бытовых сказок является широта тематики.

Марийские бытовые сказки имеют много общего со сказками как финно-угорских, так и тюркских народов Поволжья, особенно в сюжетах и мотивах. Сходство сюжетов у них обусловлено общностью исторических судеб, родственностью языков и культуры, специфическими процессами их культурно-исторического и социально-экономического развития. Но, несмотря на общность сказок, в них много специфического, национального.

Нами выделены такие сюжеты сказок, встречающиеся в репертуаре народного творчества народа мари как: сказки о хозяине и о работнике; сказки о попах; сказки о дураках; сказки и хитрых и ловких людях, ворах; сказки о чертях; сказки о разрешении трудных задач и мудрых отгадчиках; сказки о супругах; сказки о судьбе.

В сказке герой - не конкретная личность с его неповторимым духовным миром, а некий персонаж, в котором воплотились качества многих. Нравственные ценности объективируются в поступках и поведении сказочного героя как типичного члена коллектива. Герои сказки строго делятся на положительных и отрицательных, т.е. их поведение оценивается с точки зрения абсолютного противостояния добра и зла.

Бытовым сказкам, наряду с общими для всех разновидностей сказочного жанра свойствами, присущи свои поэтика и стиль. Под поэтикой понимается совокупность тех средств, приемов, методов, применение которых придает произведениям словесного искусства их специфический характер. Без рассмотрения подобных приемов немыслимо народное творчество.

Башкирские сказки

Как и у других народов, бытовые сказки башкир отличаются от остальных сказочных жанров особенностями как содержания, персонажей и их функций, так и формы. В зависимости от жанрового содержания, преобладающего художественного пафоса, характера композиционного строения и доминирующих функций персонажей башкирские народные бытовые сказки можно разделить на следуювде жанровые разновидности: i) новеллистические; 2) сатирические и юмористические сказки. Каждая из этих групп имеет свои разновидности, различаемые относительно, а те имеют свои сюжетно-теыатичес-кке циклы.
При исполнении сказок расоказчик лишь иногда выражает в виде отдельных реплик, ремарок свое собственное отношение к рассказываемому. Его повествование представляет собой "нейтральный монолог". Ремарки в бытовых сказках токе бывают нейтральными. Но они, как правило, отсутствуют. А отсутствие ремарок в диалогах тоже способствует созданию впечатления быстротечности событий.

В бытовых сказках в роли поэтических средств использу тся и отдельные фольклорные жанры - пословицы, пеони, отрывки иэ кубаиров, формы волшебных сказок и сказок о животных, что усиливает эмоционально-экспрессивные возможности бытовых сказок.

В целом, анализ конкретных примеров показывает, что стиль повествования башкирских бытовых сказок достаточно отличается от стиля других жанров сказок. Главное отличие объясняется их реалистичностью, приверженностью и иносказательности, а также сатирическим, юмористическим и назидательным пафосом.
В отличив от русских народных сказок в башкирских, как и в других тюркских народных сказках, традиционные присказки, то есть инициальные формулы первого порядка, почти не встречаются. 

Беларусские сказки

Белорусские сказки интересны именно тем, что в них нет контрастного разделения на свет и тень, на добро и зло. Читатель или слушатель получает полное право самому сформировать мнение о персонаже и дать оценку его действиям. Эти сказки можно читать «под настроение», в каждом случае найдутся новые грани народной иносказательности и тайного смысла.

Если русским сказкам свойственна некоторая разухабистость, размашистость, то белорусский эпос более расчетлив. Герои белорусских сказок не живут одним днем, всегда присутствует какая-то отдаленная цель, обеспечивающая высокий жизненный уровень на долгое время. Если Иван Дурак просит у щуки печь самоходную, дрова поколоть, то в белорусском варианте бедняк, после проявления милосердия к рыбине, получает сразу несметное богатство.

Еще одна особенность, это ранние сказки о богатырях победителях, которые очищают землю и спасают людей от страшных чудовищ. И опять, победа оказывается на стороне героев не за счет умения махать дубиной, а благодаря смекалке и хитрости, хотя и в силе необузданной богатырям не откажешь.

Целый пласт самобытного народного белорусского творчества отражен в сказках о животных. В них нет остросюжетных поворотов и неожиданных переломов, очень мягкие и добрые повествования, с обязательными бытовыми вплетениями и ненавязчивыми поучениями. Конечно, как и было сказано выше, грань добра и зла очень размыта, но тем больше места для раздумий и сопоставления себя с главным героем. Вот дятел отдает своего птенчика на съедение лисе, что бы сохранить остальное потомство и только потом начинает действовать более решительно. Первая реакция после прочтения – протест, потом наступает фаза осмысления, и неприятие уступает место сочувствию.

Белорусские сказки, это не развлекательно чтиво, а громадный кладезь народной мудрости и образец единения природы с человеком.

Китайские сказки

Самые романтичные сказки создал китайский народ. И не важно, что китайцы практичны в реальной жизни, но в волшебных историях простые крестьянские парни становятся знатными чиновниками, а иногда даже императорами. Конечно, им помогают волшебные силы, на стороне добра выступают все четыре стихии и их властители. Огнедышащие драконы готовы по мановению руки сказочного героя сражаться с войском захватчиков и разметать по холмам их бренные тела.

А сказки о любви? Красивы и грустны, часто влюбленные разлучены обстоятельствами или самой Смертью, но их отношения вызывают восхищение из-за особой трепетности к возникшему чувству.

Мудрость. Древний китайский народ имеет свою собственную философию уклада жизни и по-своему трактует некоторые значимые вехи в развитие человека. Но общечеловеческие ценности почитаются в Китае даже в большей степени, чем в других странах. Судьи в сказках мирят животных, стихии, людей и разъясняют неразумным душам о плохих поступках, подчеркивают важность жизни по совести.

Сказки о животных. Китайские сказки о животных основываются на объяснениях поведения животных, их особенностей и среде обитания. В хитроумных историях рассказывается, почему собаки воют на луну, почему мыши боятся кошек, отчего ёж колючий. Не забыты сказания о звериной хитрости, где маленький всегда облапошит большого зверя и выйдет победителем.

Волшебные сказки. Отдельная категория, которая разделена на несколько направлений. Животные – оборотни и люди, которые умеют принимать другой облик, обязательно присутствуют в сказках. Китайцы настолько верят во всяких оборотней, что в средние века письмена-руководства выдавали рецепты их изгнания. И сейчас во многих провинциях, перед каждым началом важного дела, происходит обязательный ритуал отпугивания злых демонов и оборотней.

Сказки о мастеровых. Трудолюбие китайского народа нам известно не понаслышке, но вот китайские сказки о ремесленниках мало, кому известны. Обычный для них сюжет, это когда известный мастер обучает других людей или человек приносит себя в жертву ради помощи мастеровому.

Китайские сказки полны глубинной мудрости тысячелетий и отражают прошлое древнего народа, его фольклор и легенды.

Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками. Они передавались от одного человека другому, из поколения в поколение, и, сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.

Взрослые рассказывали сказки детям еще в древние времена, рассказывают или читают их и в наши дни. С тех пор изменились места действий, герои, сюжеты, однако, суть самого процесса осталась неизменной.

Зачем нужны сказки, какую роль они играют в жизни ребенка и почему принято их читать детям с самых малых лет?

Дети начинают знакомство с человеческими отношениями, дают начальные понятия о добре и зле, подлости и благородстве, дружбе и предательстве. Учат, как вести себя в разнообразных ситуациях – когда на пути возникают препятствия, когда тебя обидели, когда кто-то просит помочь.

Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые». Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Польза сказок для детей не только в возможности для малыша разобраться в тонкостях взаимоотношений. Влияние сказок намного больше, они:

  1. Учат добру, позволяют понять, чем оно лучше зла.
  2. Дают понимание, что просто так в жизни ничего не дается, достигается все только усилием и трудолюбием.
  3. Развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление.
  4. Компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться.
  5. Развивают внимание, учат размышлять.
  6. Учат преодолевать трудности.
  7. Расширяют словарный запас.
  8. Прививают любовь к книгам и чтению.
  9. Помогают адаптироваться к реальной жизни.
  10. Учат навыкам общения.

Всем детям нравится, когда папа и мама уделяют им внимание, а не постоянно занимаются своими делами. Сказка, польза которой для развития ребенка просто огромна, помогает еще и сблизится взрослому и малышу, она является прекрасным вариантом совместного досуга.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...