Развитие речи
консультация по развитию речи

Шатова Алёна Владиславовна

«Язык не только объединяет людей в группы и нации, но и является основным отличием человека от животных. Язык лежит в основе преобразования окружающей среды, которое мы называем цивилизацией»

М .Монтессори «Впитывающий разум»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx80.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Язык не только объединяет людей в группы и нации, но и является основным отличием человека от животных. Язык лежит в основе преобразования окружающей среды, которое мы называем цивилизацией»

М .Монтессори «Впитывающий разум»

ЯЗЫК – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения (Википедия)

«Речь — вещь реальная и все же из всех инструментов, используемых человеком, наименее осязаемая».

М. Монтессори «Впитывающий разум»

http://ok-t.ru/studopediaru/baza6/485168447228.files/image003.jpg

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.

Она является:

  • средством общения
  • средством мышления
  • носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты)
  • средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Соответственно множеству функций речь может быть представлена в разных формах:

-Внешний - играет роль средства общения;

-Внутренний - роль средства мышления;

-Монолога - обслуживает процесс одностороннего диалога - двустороннего обмена информацией;

-Письменной - чаще всего выступает как способ запоминания информации;

-Устной.

Важно отличать язык от речи.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.

Речь же - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система 

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Плач  plach

Основные причины плача новорожденного ребенка связаны с самыми главными для него потребностями и проблемами: голод, боль, страх, жажда, дискомфорт, переохлаждение или перегрев, переутомление, желание пообщаться.

Сначала родителям непросто понять, почему плачет их маленький ребенок. Но, ежедневно общаясь с ним, мама начинает различать виды детского плача по интонациям, громкости и продолжительности.

Как понять причину

Самыми сильными раздражителями для любого человека являются голод, боль и страх. Поэтому самый громкий и надрывистый плач у новорожденного мы услышим именно в этих ситуациях. Плач при голоде будет громким, протяжным, интенсивность его постепенно нарастает и переходит в захлебывающийся крик. Если ребенок только начинает испытывать чувство голода, то плач будет призывным. Совет молодым мамам: если ребенок голоден, то начнет искать грудь, как только окажется у вас на руках.

Плач от боли, как правило, жалобный, интенсивность его не меняется, лишь иногда появляются нотки отчаяния. Если боль возникла внезапно, то плач сразу будет громким и заливистым.

Плач, связанный со страхом, начинается внезапно, он громкий, иногда истеричный. Может так же внезапно прекратиться.На такой плач родители должны реагировать незамедлительно и не ждать, пока ребенок успокоится сам. В остальных случаях крики будут сначала призывными, а затем, если малышу по-прежнему некомфортно, проявятся определенные особенности.

Призывный плач – это попытка крохи заявить о своих проблемах. Он негромкий и непродолжительный, повторяется с небольшими промежутками. Малыш кричит несколько секунд, а затем ожидает вашей реакции. Если на «просьбу подойти» никакого ответа нет, то плач повторяется, с каждым повтором крик будет громче.

Почему ребенок плачет, если у него ничего не болит и он не голоден?

Если дискомфорт ребенку доставляют мокрые пеленки, то плач будет хныкающим, а сам малыш будет ерзать, пытаясь сдвинуться с мокрого места. Если на ребенке переполненный памперс, то и на руках он будет проявлять признаки недовольства.

Если ребенок замерз, то плач постепенно перейдет в икоту со всхлипыванием. Кожа малыша бледная и прохладная на ощупь.

Если ребенок перегрелся, то плач сопровождается покраснением лица, кроха делает взмахи ножками и ручками, кожные покровы у него горячие.

При переутомлении малыш начинает капризничать, плачет при любой попытке его развлечь, но успокаивается при укачивании.

При необходимости в общении или контакте с мамой кроха плачет призывно и успокаивается, услышав приближающиеся шаги.

Зная основные причины плача, успокоить ребенка будет несложно. Достаточно устранить причину: голодного покормить, сонного укачать, поменять при необходимости подгузник или одежду (если малыш перегрелся или замерз). Трудности может доставить плач из-за боли, потому что не всегда сразу удается устранить ее причину. Но здесь главное набраться терпения и вести себя спокойно.

Другие ситуации

Дети иногда начинают плакать при купании, кормлении и даже во сне. Причин у подобных криков множество.

Ребенок плачет во время купания

Холодная или горячая вода – температуру воды перед купанием необходимо проверять «локотком» либо градусником, она должна составлять 36-37 градусов C. 

Эта процедура малыша пугает – постарайтесь во время купания спокойным тоном рассказывать о каждом действии и отвлечь ребенка, любое ваше действие должно быть нежным и плавным 

Вы ведете себя неуверенно, ребенку передается ваш страх – перестаньте бояться сами и пригласите кого-нибудь помочь вам в купании;

На теле ребенка есть участки воспаления (опрелости, укусы комаров, расчесы) – постараться не допускать появления ранок;

Добавьте в воду успокаивающие травы для купания ребенка;

Плачет во время кормления

Во время кормления кроха чувствует боль. Такое происходит при воспалении слизистой оболочки ротовой полости (стоматит, молочница), с инфекциями (воспаление горла, ушек), с прорезыванием зубов, заглатыванием большого количества;

Малышу не нравится вкус. Молоко меняется при злоупотреблении сильно пахнущими продуктами или продуктами с резким вкусом (что не рекомендуется кушать кормящим мамам). На поверхности соска могут оставаться частички прогоркшего молока, поэтому грудь перед кормлением необходимо мыть. Средство, которым обрабатывают грудь перед кормлением, имеет неприятный для ребенка вкус и запах. (Основные и главные правила кормления грудью грудного ребенка)

Почему плачет во сне

  • Захотелось есть;
  • Приснился страшный сон;
  • Лежит в неудобной позе;
  • Испытывает боль;
  • Почувствовал, что рядом нет мамы;

Кроме того, дети иногда плачут при мочеиспускании или опорожнении кишечника. Такие крики могут свидетельствовать о воспалительных заболеваниях мочевыводящих путей или запорах. Причину такого поведения ребенка необходимо выяснять совместно с детским врачом.

Развитие речи в домашней среде

Стадии развития мышления в течении 3х лет жизни. Родители часто не дают правильный пример: сюсюкают, проговаривают слова за ребенка и т.д.

Язык тела, артикуляция

Понимание языка

Важно разговаривать на уровне ребенка, устанавливать контакт глазами

Слушающий взрослый, выстраивающий диалог

Не отвлекающий ребенка взрослый, не игнорирующий

При истерике: установить телесный контакт (взять за руку), наклониться до уровня ребенка, повторять слова тоддлера, говорить спокойно, но четко

Первые 3 года самые важные в формировании речи. Существует ответственность родителей в плане развития речи. Это период абсорбции бессознательной речи. Родитель должен знать, как разговаривать с ребенком: фразы короткие, четкие, без уменьшительно ласкательных слов, среда наполнена книгами, организован  уголок для чтения. Рядом сам читающий взрослый.

Часто нарушения речи возникают из-за проблем со слухом. Именно ритм музыки развивает слух, а соответственно речь.

Одна из причин речевого отставания демотивация- с ребенком либо не разговаривают, либо понимают его без слов

Лингвистическая фаза- до года

1этап: употребление звуков, выражает через улыбку, мимику

2 этап: в 3 мес. игра со звуками

3. этап: гуление, внимательно смотрит на рот взрослого

4.этап: 5-6 мес.-лепет, появляется  вокализация гласных

5 этап: от 6-9 мес.- улавливает интонации, в 9 мес. присоединяются жесты

5-10 мес.-бормотание

6 этап: 9-10 мес. первое понимание слов «нет», и собственного имени

7 этап: 9-12 мес. формируются соц-ые жесты

8 этап: после 12 мес. лингвистическая фаза

9-12 мес. Этап имитации речи

10-12 мес. появляется первое слово

10-18 мес. по нарастающей

13 мес. возникает понимание существительных

14 мес. развивается яркая жестикуляция

16-24 мес. –появляются глаголы и прилагательные, первые фразы, 2-3 слова, объединенные между собой, в 20 мес. кол-во жестов уменьшается, увеличивается кол-во слов

24 мес.- латентный этап, речевой взрыв, пытается все выразить через слова

В районе 30 мес. каждый день появляется новое слово, начинается склонение глаголов

В 3 года 1000-1300 слов, кол-во ошибок сохраняется, взрослому понятно, что говорит ребенок.

В 2-2,5 года ребенок начинает давать себе указания в третьем лице

Речь формирует:

-Самооценку

-Уверенность в себе

-Независимость

Для родителей важно:

-проговаривать все, что делаешь с ребенком (дозировано)

-работать речевым аппаратом

-предупреждать ребенка о предстоящих действиях (идем купаться, кушать, гулять)

-важно разделять действия и речь

-дозировать информацию, делать паузы

Действия:

-обращаться с позитивным глаголом: надень ботинки и т.д.(коротко даем указания, иначе ребенок не усваивает информацию)

- наличие ритуала (чтение книг, рассказывать реальные сюжеты из жизни ребенка

-не нужно угадывать мысли ребенка, не интерпретировать

-не стоит бояться сложных слов

-не бояться использовать сложные слова

Упражнения по развитию речи:

-родитель в первые месяцы должен удостовериться, что у ребенка не нарушен слух

-обратить внимание на произношение гласных звуков

-в первые 6 мес. ребенок реагирует на артикуляцию, необходимо отслеживать делает ли это ребенок

-8-9 мес. Вводятся вопросы : где кукла? где мяч?

-11-12 мес.- вводятся указания (принеси…)

-с 5-6 мес. вводятся книги

-14-15 мес.- указания «положи на стол», «вверх» , «вниз»

-необходимо петь ребенку песенки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...