Картотека речевых игр с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ направлена на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.

Основное педагогическое средство реализации: - моделирование мыслительных действий. Для ребёнка это схемы шагов алгоритма, которые позволяют решать какую-либо задачу познавательного плана. (осознание дошкольниками шагов алгоритма). Практика  работы с детьми ОВЗ показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства актуально использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_triz_-_kopiya.pptx1.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека речевых игр с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ Учитель – логопед ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 «Радуга» Полянкина Тамара Валентиновна.

Слайд 2

Ознакомление с возможностями органов восприятия «Анализаторы» Игра «У кого какой предмет?» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация зрительного анализатора. Ход игры: Ведущий предлагает посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать». Предлагается сравнить объекты по признакам.

Слайд 3

Анализаторы Игра «Снеговики» Дети выкладывают аппликацию по образцу из имеющихся материалов Игра «Бусы» Дети нанизывают на шнурок узор из геометрических форм, разных по цвету и размеру в соответствии с заданной схемой.

Слайд 4

Игра « Ощущал-ки с материалами» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь объекты, которые дает им в руки. В ходе обследования объектов предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседу о том, что бывает из данного материала, как можно использовать еще данный материал (его свойства)

Слайд 5

Игра « Ощущал-ки с крупами» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь крупы. В ходе обследования предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседы о том, какие продукты питания можно приготовить из круп, чем они полезны, как ещё можно применять крупы .

Слайд 6

Игра « Ощущал-ки с тканями» Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия, активизация тактильного ощущения. Ход игры: Ведущий предлагает детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать». Затем завязывает детям глаза и предлагает определить на ощупь материалы, из которых шьют вещи. В ходе обследования объектов предлагается повторять фразы: «Руки – помощники умной головы» «Руки трогают, а голова понимает признаки объектов» «Руки ощущают значения признаков: температура, влажность, рельеф, форма…) С целью развития речи можно провести беседу о том, какие вещи шьют из этих материалов (сущ. + прил.) Как еще можно применять данные ткани.

Слайд 7

Игра «Ателье» (круги Луллия ) Цель: развитие лексико-грамматических конструкций. (согласование сущ. с прил.) Ход игры: Логопед знакомит детей с различными видами материалов, из которых шьют одежду, дает их потрогать, оценить на ощупь и выкладывает их на большой круг. Картинки с изображением одежды расположены на среднем круге. Путем случайного выбора ребенок составляет словосочетания.(ПР. юбка и материал –шерсть, значит шерстяная юбка)

Слайд 8

Ознакомление с именами признаков Игра « Словосочеталки » Цель: развитие грамматического строя речи (умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже) Ход игры: Логопед предварительно вкладывает в кармашки маленького кольца ТК-признаков , а среднего кольца картинки объектов. Затем просит детей вращать кольца и называть получившиеся словосочетания. ( ТК-признак + объект = разноцветный шарик) В дальнейшем можно предложить детям составить предложения с получившимся словосочетанием, зарисовать его схему.

Слайд 9

Игра « Предлож-ки » Цель: развитие грамматического строя речи (умение конструировать предложение) Оборудование: « Логодом », ТК-признаков , картинки объектов, картинки с изображением леса, детской площадки, садика, магазина, больницы, дороги, пляжа, кухни, библиотеки, сада, парка. Ход игры: Логопед знакомит детей с схемой предложения (выставляет схему в верхнем кармане « Логодома » ТК-признака + объект + схема глагола + картинка с изображением места события) и просит детей составить свои предложения, озвучить их. Затем дети рисуют схему своего предложения.

Слайд 10

Игра « Объединялочки » Цель: формировать у детей способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к перцептивному действию как к основе чувственного познания мира. Ход игры: Логопед раздает детям картинки с различными объектами (по 5-6 шт.) Также кладет на стол ТК-признаков . Затем предлагает детям собрать логическую дорожку, объединив каждый объект общим признаком. (роза – рельеф – ёжик – цвет – камень…) Все решения обсуждаются и доказываются. Выигрывает тот, кто использует все картинки – объектов.

Слайд 11

Игра «Неприятели -2» Цель: расширение словаря антонимов. Ход игры: Логопед выставляет на маленьком и большом круге объекты, противоположные по определенному признаку. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по определенному признаку. Затем выбрать на маленьком круге подходящую ТК-признаков . Или наоборот, сначала выбрать признак, а затем подобрать антонимы по этому признаку.

Слайд 12

Освоение способов формулировки вопросов Игра «Вопросики-2» Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. Ход игры: логопед располагает на среднем круге изображения объектов природного и рукотворного мира. На большом круге – символы имен признаков. На малом круге символы вопросов. Дети раскручивают кольцо и в зависимости от того какие символы попадут в сектор, формулируют вопрос.

Слайд 13

Игра «Вопросики-1» Цель: способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. Ход игры: Логопед раздает индивидуальные карточки «Задаём вопросы». Затем предлагает за определенное время составить вопрос из предложенных ТК-освоения способов постановки вопросов и предметных картинок. По истечении заданного времени дети озвучивают свои вопросы.

Слайд 14

Освоение способов установления причинно-следственных связей «Причина-следствие-2» Цель: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов. Ход игры: Логопед демонстрирует детям индивидуальную ТК «Причина-следствие» и предлагает выбрать из копилки картинок объектов и явлений природы в различных состояниях любую картинку (солнце), выявить активный признак (температура). Затем обсуждает с детьми, что может последовать за этой причиной, где активным является данный признак (температура). Фиксирует ответ. После общего обсуждения предлагает детям поработать с карточками индивидуально.

Слайд 15

Освоение детьми моделей мышления Освоение детьми способов составления творческих рассказов по сюжетной картине

Слайд 16

Освоение детьми способов морфологического анализа Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов. Создать условия для усвоения обобщенной модели комбинаторики.

Слайд 17

Освоение детьми способов составления рассказов по серии картинок

Слайд 18

Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия Игра: «Парочки» Цель: развитие фонематических процессов. Ход игры: Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. (мишка – миска) Игра: «Символ» Цель игры: развитие фонематического анализа. Ход игры: Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (символ – Ц – объект мотоцикл)

Слайд 19

Игра: « Слогжи » Цель игры: развитие фонематических процессов. Ход игры: Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (К.О. – КОля , молоКО ). 2 вариант. Ребенок читает слоги , меняя гласные буквы (крутит средний круг) Игра: « Слоготочки » Цель: слоговой анализ и синтез слов. Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге разное количество точек, на другом предметные картинки. 1 вариант Предлагает детям объединить точки с объектом, в названии которого такое же количество слогов. 2 вариант Логопед предлагает объяснить, как можно объединить количество точек с случайно выпавшим словом, т.е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. (две точки – СТОЛ – СТОЛЫ)

Слайд 20

Игра: « Слогопары » Цель: слоговой анализ и синтез Ход игры: Логопед выкладывает на кругах предметные картинки. Затем предлагает объединить картинки с одинаковым количеством слогов. (кит, лук, лев) Игра « Первозвук » Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: Логопед вкладывает предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (бант-барабан)

Слайд 21

Игра « Букварик » Цель: звуковой анализ слов и связь звука с буквой. Ход игры: Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки. 1 вариант Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (Т- телефон) 2 вариант Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. ( П – орех = Порех ) Игра: « Звукарик » Цель: звуковой анализ слова. Ход игры: Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков.

Слайд 22

Игра «Парочки-1» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: Логопед выкладывает на кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (апельсин – чемодан – клоун) Игра: «Подбери звуковой домик -1» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: На одном круге логопед выкладывает схемы слов из трех, четырех звуков, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий-банан )

Слайд 23

Игра «Парочки по твердости – мягкости» Цель: звуковой анализ слов. Ход игры: На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (лев - лопата) Игра: «Подбери звуковой домик – 2» Цель: звуковой анализ слов Ход игры: На одном круге логопед выкладывает схемы расположения заданных звуков в слове (начало, середина, конец), на другом предметные картинки. Просит объединить картинки с подходящими схемами.

Слайд 24

Игры: «Путешествие насекомых», «Путешествие птиц» Цель: формирование синтаксических конструкций. Задачи: - образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО; - закрепление предложно – падежных конструкций Ход игры: Логопед распределяет на первом кольце насекомых (птиц), на втором – схемы предлогов, на третьем – цветы (деревья). И предлагает детям выбрать насекомое и цветок, называет их. Дети используя схему предлога составляют предложение.

Слайд 25

Игра: «Оденемся на прогулку» Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде. Ход игры: Логопед предлагает выбрать картинку с изображением время года и спрашивает детей- какое время года изображено на картинке. Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии со временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор, одежду и обувь по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда, на третьем – обувь.

Слайд 26

Освоение детьми способов систематизации объектов Цель: способствовать формированию у детей основ системного мышления . Умения достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщенной модели систематизации объектов.

Слайд 27

Освоение детьми пространственных ориентиров. Игра«Найди загаданный объект» Игра « Да-нет »

Слайд 28

Освоение детьми способов составления загадок

Слайд 29

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД с использованием технологий ОТСМ-ТРИЗ «Безопасность детей при использовании ИТ».

Цель: формирование у детей осознанное отношение к своему здоровью.Задачи:Формировать представление детей осознанного отношения к своему здоровью, при использовании ИТ.Закреплять умение детей создавать...

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...

Карта НОД.Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература»в средней группе (4 – 5 лет). Тема: «Чему нас учит сказка». Название: «Сказки» с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей средней группы и разработана и опирается на ФГОС и на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной области ...

Картотека игр по развитию речи с использованием технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи....