План по самообразованию "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Макеева Татьяна Алексеевна

Повышение  теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

План по самообразованию

 Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

Срок реализации: 2022 – 2023 учебный год

Воспитатель:    

Макеева Т.А.

Покачи 2022

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Василий Александрович Сухомлинский.

Актуальность:

          В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. 

            В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре, каких – либо иных целей, чем играть. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.                                                                       

           Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).

          Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданными математиками, педагогами, методистами.

         Разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры.

          Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.

       Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, чисел. Геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Все дидактические игры можно разделить на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

          В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

          В старшей группе занятия по развитию элементарных математических представлений проводятся еженедельно. Продолжительность занятия – 25 минут. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер. Внимание четырехлетних детей, еще не устойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.

        На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.

       На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.

Цель:

повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу формирование элементарных математических представлений у дошкольников через игровые приемы.

Задачи:        

  • Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр-драматизаций , художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.    

Этапы  работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2023г                                                              

Ожидаемые результаты:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей элементарных математических представлений.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Сентябрь – Октябрь

1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.

Ноябрь – апрель

2 этап – основной (реализация)

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр.  Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.

Май

3 этап – заключительный 

Представление опыта работы по теме.

Планирование для детей 5-6 лет

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

 Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразование, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей.

Октябрь

Мониторинг знаний о геометрических фигурах.

Д/и «Геометрическая мозаика», «Почини коврик», «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Ноябрь

Формирование представлений об ориентировке в пространстве.

Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.)

«Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине)

Развивающие игры с палочками Кюизинера и игры с блоками Дьенеша.

Декабрь

Формирование представлений об ориентировке во времени

Д/и «Части суток»,

«Вчера, сегодня, завтра»

Оформить в группе уголок. Продолжать пополнять картотеку игр по формированию элементарных математических представлений. 

Январь

Изучение порядковых и количественных числительных

Индивидуальные беседы.

Февраль

Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10.

Д/и «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

 

Март

Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности.

Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете.

Д/и «Какие цифры поменялись местами», «Назови соседей»

и др.

Апрель

Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха, относительно предмета.

 Д/и «Откуда позвали», «Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.)

Д/и «Поставь чайник справа от чашки» ( спереди. слева и т. д.)

«Что находится слева от…» (за. над и т. д.)

Расскажи, где стоит стол. стул, шкаф и т. д.»

Май

Диагностика уровня

сформированности

математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по теме самообразования.

                                           План работы с родителями

№ п/п

Месяц

План работы с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей

Изготовление папки – передвижки для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей 5-6лет»

Октябрь

Консультации для родителей: « Как научить ребенка считать?»

Ноябрь

Памятки для родителей «Играем дома в сюжетно логические -математические игры» (блоки Дьенеша).

Декабрь

Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников».

Январь

Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников с использованием дидактических игр.

Февраль

Рекомендации для родителей «Формируем пространственные представления у детей старшего возраста».

Март

Подготовить памятки для родителей «Как научить детей определять свойства предметов».

Апрель

Памятка «Советы родителям».

Май

Консультация для родителей: «Учим математику дома».

Список используемой литературы

1. Программа «Радуга» Е.В. Соловьева.

2. Моя математика. Для детей 5-6лет. Е.В. Соловьева.

3. Формирование математических представлений детей 2-8 лет. Е.В. Соловьева.

4. Развиваем  через игру и сказку. Турбина Г.Н. 2012г

5. Е.В.Соловьева. Методическое пособие для воспитателей.   Познавательное     развитие детей 2 -8 лет: математические представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Индивидуальный план самообразованияНа 20...-20.... учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Цель и за...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2014-2017 "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Личный творческий план на 2014-2017 "Использование игровых приемов при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников"...

План саммобразование по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Индивидуальный план  самообразования : изучение психолого-педагогической литературы; разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; обобщение собственного опыта педаго...

План по самообразованию педагога на среднюю группу на тему "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...

План работы по самообразованию воспитателя Сергеевой Луизы Петровны на 2019/2020 учебный год Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Здесь представлен план работы по самообразованию воспитателя по ФЭМП на тему: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"....

План работы по самообразованию по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...