План по самообразованию "Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы"
методическая разработка (средняя группа)

Макеева Татьяна Алексеевна

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

План по самообразованию

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного        возраста посредством чтения  художественной литературы

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Воспитатель:    

Макеева Т.А.

Покачи 2021

Актуальность:

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка.  Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Книга  является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает  незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя.   Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.

Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.

Цель:

Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.

Задачи:        

  • Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
  • Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
  • Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
  • Составить картотеку игр-драматизаций , художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.    

Этапы  работы по самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
  • Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
  • Представление опыта работы по теме: май 2022г                                                              

Ожидаемые результаты:

  • повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.
  • повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;
  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Сентябрь – Октябрь

1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.

Ноябрь – апрель

2 этап – основной (реализация)

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр. Чтение художественной литературы. Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.

Май

3 этап – заключительный 

Представление опыта работы по теме.

Планирование для детей 4-5 лет

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь

Воспитание интереса к чтению, доброте, отзывчивости

Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа  Е. Кошевой "Два огородника"(беседа по прочитанному).

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Пополнение книжного уголка художественной литературой.

Октябрь

Закрепление знаний названия сказок

Чтение русских народных сказок.

Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Ноябрь

Формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка

Чтение детям сказки: «Три медведя».

День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю».

Декабрь

Формировать представления о дружбе

Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Чтение "Синие листья" В. Осеевой (беседа по прочитанному).

Январь

Формировать бережное отношение к книге

Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Февраль

Формировать  интерес к художественной литературе, побуждать детей к драматизации

Чтение сказок русских писателей. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки».

Март

Формировать чуткое отношение к маме, уважение к старшим

Чтение произведений о женщинах, мамах.

Выставка «Портрет моей мамочки».

Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются".

Апрель

Формировать творческое воображение, память, потребность в чтении книг,  любовь к устному народному творчеству

 Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок

 Беседа на тему: "Доброжелательность".

Май

Отчёт по самообразованию

Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.                    

                                           План работы с родителями

№ п/п

Месяц

План работы с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей

Консультация для родителей «Практические советы родителям по изучению художественной литературы для детей 4-5 лет

Октябрь

Консультации для родителей:  «Сказка для ребёнка»

Ноябрь

Консультация: «Как подружить ребенка с книгой»

Декабрь

Консультации для родителей «Что читать детям»

Январь

Консультации для родителей:  «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

Февраль

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников»

Март

Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку »

Апрель

Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг»

Май

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева В.Г.»

laquo;Взаимодействие педагога с родителями в вопросах позитивной социализации детей» по теме: «Нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством сказок Сутеева ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Воспитание любви к своей Родине и уважению к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного "мы любим нашу страну", а с знаний, с отношения, котрое формирует...

Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности

ull;Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.•Задачи:...

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...

«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».

laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....

«Воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством трудовой деятельности»

ldquo; Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач "К. Д. УшинскийЦель работы по теме самообразования: объединение усилий...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством использования доброжелательных технологий

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитание духовности. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных кач...