Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников безопасности жизнедеятельности».
консультация

Джалилова Замина Милгажидиновна

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

  • не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,
  • необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_sredstva_i_metody.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Средства и методы формирования у дошкольников безопасности

жизнедеятельности».

Период дошкольного развития можно назвать важным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

  • не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,
  • необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение – ребёнок - родители.

Поэтому педагогам сейчас необходимо организовать воспитательно - образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.

Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка — дать элементарные знания основ безопасности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Для этого необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу, включающая процесс создания в образовательной системе таких мер, которые смогут обеспечить физическую, психологическую и социальную безопасность и которая будет направлена на формирование у воспитанников способности защиты себя и других людей.

Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Изучив литературу, мы выделили ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.

Основные средства ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту:

  • Зависит полностью от взрослого, быть рядом с малышом и помочь ему накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
  • Окружающие ребенка предметы, которые созданы руками человека. Ведь мир предметов разнообразен по свойствам, качествам и функциям. Педагогу лишь необходимо привлекать внимание дошкольника к ним, создать условия безопасного взаимодействия с ними, и лишь только после этого каждый отдельный предмет станет для малыша своеобразным средством познания мира. Необходимо добиваться от каждого дошкольника понимания принципов действия того или иного прибора,

безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: Что? Для чего? Почему?

Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности.

  • Художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Использование художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
  • Дидактические игры. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Наиболее эффективной формой ознакомления детей с безопасным поведением считается ситуативно-имитационное моделирование. Процесс общения дошкольников в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами позволяют формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • ребенок – пешеход;
  • ребенок – пассажир городского транспорта;
  • ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок использовал в продуктивной деятельности, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольного учреждения.

В группе необходимо организовать центр по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей. Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: «Что мы знаем о пожаре?», «Что мы знаем о правилах дорожного движения?», «Я – человек»; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, о тренировках пожарных в ДОУ.

Нельзя обойти стороной метод проектов. Он считается одним из самых популярных и действенных. Метод проекта позволяет строить общение между деть и взрослыми на соучастии в деятельности, – это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими.

В процессе проектирования дошкольник имеет возможность выступать не только как

«заказчик» и «исполнитель», но и как «эксперт». В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе.

Так же общаясь, ребенок удовлетворяет свои потребности в новой информации, новых эмоциях, расширяет свой кругозор, учится проявлять поисковые умения в различных ситуациях.

Обучая детей правилам безопасного поведения, нельзя забывать о взаимодействии с родителями воспитанников. Так, имеется возможность привлечения родителей к активному участию в таких мероприятиях как:

  • создание совместных рисунков и поделок для выставок;
  • создание совместных рисунков для альбомов;
  • организация и проведение дней открытых дверей;
  • привлечение к помощи в изготовлении атрибутов для игровой деятельности;
  • участие в совместных развлечениях и досугах;
  • организация совместных прогулок;
  • организация родительских собраний (групповых и общесадовских);
  • проведение индивидуальных консультации по запросам родителей;
  • оформление стендов и родительских уголков;
  • анкетирование родителей;
  • организация выставок совместных семейных творческих работ;
  • проведение цикла консультаций и подготовка информационных бюллетеней.

Заметим, что вовлечение родителей в процесс проектной деятельности способствует включению родителей в сферу интересов дошкольника, совместному поиску решения, достижению цели. Подводя итог проведенному обзору психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что многие исследователи рекомендуют использование игровых методов и приемов по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности. В частности, предлагают организовывать дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, тренинги, вводить игровых персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования 2018-2019 года «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности» Воспитатель МКДОУ «Краснянский детский сад» Клюева Светлана Александровна

Актуальность:Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. В современных условиях, в св...

«Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью ...

Конспект по теме самообразования в старшей группе № 11 «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»

Одним из главных условий пребывания детей в детском саду является их безопасность.Цель: Формирование у воспитанников обеспечения безопасности жизнедеятельности.В течение года во время проводимых мероп...

Консультация для педагогов "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"

Консультация "СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДО"...

Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

« Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....

Консультация для педагогов «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Современная система образования определяет ребенка как активного участника образовательного процесса, который должен иметь возможность свободу самовыражения, выбора приоритетных направлений развития и...