Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».
консультация

Артёмова Лариса Геннадьевна

Экологическое воспитание в ДОУ способствует формированию у детей знаний, навыков и ценностей, необходимых для устойчивого развития и сохранения природы.

Данная консультация поможет педагогам в  достижении основных целей и задач экологического воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_ekologiya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 9

«Канашевский детский сад « Золотой ключик»

                               

                     

                  Консультация для педагогов

 «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента».

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории :

                                                                                  Артёмова Л.Г.

                                                     2024 год

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое воспитание:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.

Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).

Дети должны знать, комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена, вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него возникнуть не может. Дети должны понимать, что растения и животные, птицы - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют боль.

Задачи экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста:

-продолжать учить детей замечать состояние погоды и понимать связь между явлениями;

-продолжать приучать детей к труду в уголке природы;

-продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, любовь к природе;

-закрепить знание об овощах, их вкусовых качествах, о животных;

-познакомить детей с круговоротом в природе (времена года);

-учить различать деревья, кустарники, травы;

-закрепить понятия: ствол, ветки, стебель, листья, цветы. Учить детей рассуждать, делать предположения, выводы.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач, как:

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФОП ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения. Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.

В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.

Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам и др.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от нашего желания и нашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

Форма работы с детьми дошкольного возраста:

Привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям.

Метод демонстрации.

Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов.

Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.

 Метод рассказывания.

Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., мы обогащаем впечатления у ребенка, оказываем влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.

 Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.

Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.

Беседа.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок должен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.

 Игра.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность.

Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение.

Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через игру»

В современном  мире  проблемы  экологической  среды приобрели первостепенное  значение, поэтому  особо  остро  встала  задача  более  широкого...

Консультация для педагогов: " Экологическое воспитание дошкольников через художественно- творческую деятельность"

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО предполагает:воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);формирование системы экологических знаний и пр...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие »

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через социально- коммуникативное развитие » Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является эколо...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

Консультация для педагогов«Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность» (средний дошкольный возраст)...

Семинар – практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников с учетом регионального компонента".

Семинар – практикум для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента направлен  на систематизацию знаний педагогов по  экологическому  вос...

«Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента в образовательном процессе ДОУ»

В своей работе мы хотим вас познакомить с традициями празднования разных народов проживающих на территории нашей Республики Адыгея старинного летнего праздника, связанного с водой: «Вардавар&raq...