Трудовое воспитание ребенка в семье ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
материал

Титова Татьяна Николаевна@

Трудовое воспитание ребенка в семье

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание ребенка в семье

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Организационная информация

Название мероприятия

Круглый стол с родителями по теме: «Трудовое воспитание в семье».

Тема: «Как привить ребенку трудолюбие?»

Авторы образовательного мероприятия

Титова Т.Н.

Группа, количество человек

Старшая группа, 20 человек

Продолжительность мероприятия

1час, 30 мин

Методическая информация

Характеристика группы

25-40 лет

Цели мероприятия

формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания детей.

Задачи мероприятия

  • познакомить родителей с особенностями трудового воспитания детей в семье
  • охарактеризовать содержание интереса к труду у ребенка, с учетом возрастных особенностей в процессе трудового воспитания в семье
  • воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми и взрослыми.

Знания, умения, навыки, которые актуализируют или приобретут или закрепят участники в ходе мероприятия

Родители познакомились с особенностями трудового воспитания детей в семье

Охарактеризовали содержание интереса к труду у ребенка, с учетом возрастных особенностей в процессе трудового воспитания в семье

Освоили позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми и взрослыми.

Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

#1082;арточки с вопросами для 2х команд

#1089;писок способов привлечения ребенка к труду для 2х команд

#1082;арточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье и помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

Подробный конспект мероприятия

Этап мероприятия в соответствии с выбранной формой

Название метода Происхождение метода

Подробное описание АМО

Вводная часть

Зачитывание отрывка из воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова

Здравствуйте, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнюю встречу.

И наше общение я хочу начать с воспоминаний крепостного крестьянина Федора Бобкова. Вот что он писал о своем детстве:

«Участие мое в работах заключалось в наматывании ниток на маленькие шпулечки для тканья миткаля. Летом на моей обязанности лежало нянчить брата и сестру, которые были моложе меня. Во время жатвы я оставался с ними в доме один. Возился я с ними не особенно много, — Петрушке давал кусок хлеба, Кате соску и убегал играть с мальчиками, забывая совершенно о своих питомцах. Изредка соседка наша, тетка Матрена, покричит на меня, что оставил детей без присмотра, тогда я возвращался домой, пихал в рот одному кусок хлеба, другому соску и опять убегал. Вплоть до зимы я бегал босиком, а зимой ходил в лаптях».

Я неспроста зачитала этот отрывок из воспоминаний. Каждый из нас, слушая это отрывок, мысленно перенесся в те далекие времена. Представили этого мальчугана и проводили параллель с нынешними детьми.

Может быть, и была какая-то особая система воспитания для крестьянских детей, но большинство из них росли в естественной окружающей их среде и познавали все новое сами, набивая шишки.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

Мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить, ничего не делая.

И сегодня мы собрались вместе, что бы разобраться в этом нелегком вопросе.

Я предлагаю, разделиться на две группы. Нам будет одинаково интересно услышать мнения пап и мам. В первой группе у нас будут только мамы, а вторая группа будет состоять из пап.

И так, мы начинаем.

Практическая часть:

Вопросы родителям.

#1054;пределение понятию «Трудолюбие»

#1063;то включает в себя понятие – трудолюбие?

#1048;рга «Да – нет».

4.Игра «Труд мужской и женский».

#1048;гра «Принцип эффективности»

#1054;бсуждение «Различные ситуации, которые могут произойти в семье»

Ответ на вопрос.

1. ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости.

Для начала, я порошу участников обеих команд дать определение понятию «трудолюбие». Что на ваш взгляд включает в себя понятие – трудолюбие?

- Это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого.

- Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

(анализ задания)

2. А сейчас я предлагаю поиграть в иргу «Да – нет». На подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо разделить эти карточки на три группы. Первая группа, это те поручения, которые ваш ребенок чаще всего выполняет дома. Вторая группа, это те поручения, которые ребенок выполняет редко. И третья, это те поручения, которые ребенок не выполняет вообще. В конце игры мы проанализируем результат.

Перечень поручений:

Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

Наводит порядок на своем столе и в своей комнате.

Заботиться о младшем брате или сестре.

Стирает свои мелкие вещи.

Моет чайную (либо другую) посуду.

Следит за чистотой обуви.

Выносит мусор.

Кормит домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

Гуляет с собакой, кошкой.

Самостоятельно ходит в магазин (за хлебом, молоком и т.д.).

Ухаживает за растениями.

Помогает в приготовлении пищи (моет овощи для салата, раскатывает тесто)

Накрывает на стол и убирает со стола.

Подклеивает книги, коробки для настольных игр.

Выполняет посильную работу на приусадебном участке.

Убирает свою постель.

(анализ задания)

Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий.

3. Среди современных ученых бытует мнение, что не следует разделять труд на «мужской» и «женский». Согласны ли и вы с этим мнением? Если нет, то почему?

Родители должны знать, что и девочек, и мальчиков нужно приучать ко всем видам домашней работы наравне. Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками.

Я попрошу команду мам описать трудовую деятельность мальчиков, а папы пусть определят трудовые поручения для девочек.

Трудовое воспитание девочек

Девочек необходимо привлекать к домашнему труду: учить убираться по дому, стирать, готовить простые блюда, накрывать на стол. Такая деятельность должна быть ненавязчивой и правильно организованной, чтобы у малышки все больше и больше возникало желание помогать маме. Дочке нужно понимать, что в её помощи нуждаются. По мере взросления, нужно добавлять и более сложные задачи: рукоделие, забота о младших. Работая вместе, у мамы и дочки возникает взаимопонимание. В будущем это все положительным образом скажется на заботе о пожилых родителях.

Трудовое воспитание мальчиков

Лучшим примером для сына является его отец. Если папа целыми днями сидит на диване и не помогает своей жене, то, скорей всего, мальчик не вырастит трудолюбивым.

В зависимости от возраста малыша, папа может поручать различные трудовые действия: помогать во время ремонта каких-либо предметов, подавая инструменты, оказывать помощь в работе на огороде или гараже. Общее дело способствует сближению, улучшению отношений. Ремонт какой-либо несложной бытовой техники можно превратить в интересное занятие, стимулируя больший интерес ребёнка.

(анализ задания)

4. У каждой команды есть список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?

Просьба

Принуждение

Поощрение

Одобрение

Благодарность

Соревнование

Наказание

Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.

Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.

Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка.

Одобрение – простой вид поощрения.

Благодарность – более высокий уровень.

Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.

Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.

4. Итак, в семье труд для детей должен быть посильным. У ребёнка могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребёнок уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т.д.

У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Нам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

А) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?

(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но, если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)

Б) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

(Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым.)

(анализ задания)

5. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомления с трудом взрослых, художественных средств.

Какое средство из трех является ведущим и почему?

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др

Заключительная часть:

Вопросы:

Для чего нужно прививать любовь к труду у детей?

«Как воспитывать трудом?

Давайте подведём итог нашей встречи. Ответим на вопросы, которые мы поставили в начале нашей беседы: Для чего нужно прививать любовь к труду у детей?

На вопрос: «Как воспитывать трудом?» мы тоже постарались ответить. Вашему вниманию и на обсуждение были представлены: формы, методы, принципы, условия, правила организации трудовой деятельности. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла вам разобраться в очень важных вопросах трудового воспитания. И я очень надеюсь, что многие из вас воспользуются нашими советами и рекомендациями.

- Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:

- «С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?

- Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.

Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.

Благодарим всех за участие. До новых встреч!

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

#1040;. С. Макаренко. «Семья и воспитание детей». Учебное пособие. М. Педагогика, 1984.

#1051;. А. Кулик. Семейное воспитание: Учебное пособие, М. Просвещение, 2003.

#1055;ашков А.Г. Труд как средство воспитания//Педагогика, 1992, № 7-8.

#1050;алейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. / Е.Н. Степанова – М.: Творческий центр, 2001.

#1044;иалоги о воспитании. / Книга для родителей. — М.: Педагогика, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Трудовое воспитание ребенка в семье любящих родителей"

что дает ребенку совместный труд в семьетрудовое воспитание должно проводиться совместно в детском саду и в семье...

Консультация для родителей на тему: "Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни"

Консультация для родителей по трудовому воспитанию детей среднего возраста...

Консультация для родителей среднего дошкольного возраста на тему: «Трудовое воспитание ребенка в семье»

Для того чтобы родители могли осуществлять трудовое воспитание в семье в единстве с детским садом, они должны хорошо знать, какие задачи трудового воспитания ставятся "Программой воспитания в детском ...

Консультация для родителей «Семья и трудовое воспитание ребенка»

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития малыша....

Консультация для родителей «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»

Автором разработана консультация для родителей о рли труда в жизни ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»

Консультация для родителей на тему: «Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни»Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет; движения их более совершенны, они способны уже к боле...

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни - консультация для родителей

Трудовое воспитание ребенка пятого года жизни - консультация для родителей...