План по самообразованию " Формирование речи детей в игровой деятельности"
рабочая программа (средняя группа)

Клевина Наталия Ионаса

Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение.

 С развитием речи связаны  фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      План по самообразованию                                                                  

              " Формирование речи детей в  игровой деятельности"
                                       (средняя группа № 12)

                                                                           Воспитатель Клевина Н.И.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Ф.А. Сохин

                                   Актуальность выбранной темы.

Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение.

 С развитием речи связаны  фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей  среднего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь,  эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает   развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к   сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь.   Внимательное воздействие педагога облегчит малышу становление и развитие речи через игровую деятельность, а, значит, и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста,  развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Задачи:   Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию  речи детей   дошкольного возраста  через игру.
Содействовать нормализации речевой функции у детей  средней группы. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

развитие свободного общения с взрослыми;
учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
 развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.                                                                                                  формировать грамматический, лексический строй речи;                                                              продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;                                                                              Подготовка консультаций для родителей по данной теме.                                                Изготовление папок-передвижек.                                                                                             Создание картотеки дидактических игр, сборник консультаций.                                                                                                                           Обобщение и распространение передового педагогического опыта по  

Были намечены этапы самообразования:

1 этап – теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап – практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап – реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Ожидаемый результат:                                                                                                  Для педагога:                                                                                                        Вовлечение родителей в развитие детей;                                                                        Пополнение методической копилки;                                                                      Обогащение опыта по проблемной тематике.                                                            Для детей 4-5 лет:                                                                                                   1.Обогащение словарного запаса;                                                                                     2.Умение использовать суффиксы при словообразовании;                                         3.Умение составлять небольшие связные рассказы;                                                              4. Понимание, как   и  где применять нужную интонацию в речи;                                          5. Умение определять звуки, их место в слове, а так же слышать  речевые ошибки в словах.

Содержание деятельности по

самообразованию

Сроки

Форма представления результатов

самообразования

1

Изучение литературы по проблеме

сентябрь

Подбор литературы для детей, родителей и педагога по выбранной теме  и для реализации плана самообразования

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003.  2.Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.                                                3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.                                            4. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.              5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010.                 6.Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. –                                                            7.  Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г

8. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

9. Петрова Т. И., Петрова Е. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания

2

1. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Оформить центр речевого развития детей.

сентябрь

Памятки для родителей по обучению связной речи.

3

1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры;
- сюжетные картинки;
настольно – печатные игры.           наборы умных карточек: «Противоположности», «Учимся сравнивать»,                                       настольные игры: шнуровки, вкладыши,  предметные кубики, лабиринты.                                         Крупные пазлы и разрезные картинки

октябрь

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей  средней группы».
 

Картотека бесед по теме

4

Картотека пальчиковых  игр по речевому развитию для детей  среднего дошкольного возраста.  Пальчиковые игры и упражнения для формирования речи. 

ноябрь

Консультация для родителей на тему:  «Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок»

5

1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры:
  Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, кукольного, пальчикового,

декабрь

 Представление родителям пальчиковых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников

6

 1.Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
2. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».- «Снегурочка».
3. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов.  

январь

  Зарисовки к сказкам для лучшего пересказа детьми.

 

7

 Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок «Колобок», «Теремок».

Словесные игры с использованием художественного слова.  Картотека игр. 

февраль

Консультация для родителей:  

8

 Дидактические игры с применением картинок. «Транспорт», «Бабочки и цветы», «Одежда», «Путешествие пчел», «Найди предметы для повара», «Собери грибочки», «Найди и назови»,  Дидактические игры  с различными предметами и материалами«Кто как кричит?», «Кто в домике живет», «Лисичка, пляши».

 март

 

Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками».

9

Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные,   театрализованные игры. Подвижные игры с элементами развития речи,(сопровождаются диалогами): «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лягушата»«Птичий двор» «Гуси лебеди» Используя в играх различные«выручалочки»  (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги.

апрель

Презентация тематической недели «Маленькие артисты большого театра».

Подготовка видеоматериала по проведению дыхательной гимнастики без предметов.

10

Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки.  

 

май

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

11

Рефлексия: разработка методических рекомендаций.

май

Презентация итогов работы по самообразованию. Консультация «Формы работы по речевому развитию дошкольников  через игровую деятельность»

Заключение: 

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.                                                                                                 Таким образом, использование дидактических игр в работе способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Перспективы на следующий год: данная тема очень обширна, многообразна и постоянно актуальна. Поэтому буду продолжать проводить постоянную работу по развитию речи через игровую деятельность используя различные виды игр.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет

Предлагаемая методическая разработка  предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также для родителей, интересующихся воп...

План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  Неделя Тема Программное содержание ЛитератураСЕНТЯБРЬ1Тема: «Рассказывание из личного опыта: «Л...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...