Занятие по исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Почему птицы летают?»
план-конспект занятия (средняя группа)

Балаева Ольга Ивановна

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_issled._deyat._pochemu_ptitsy_letayut.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по исследовательской деятельности в средней группе.

 Тема: «Почему птицы летают?»

Программное содержание:

-Закрепить знания детей о птицах.

- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.

- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.

- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.

Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций;  чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).

Материал: музыкальная запись, свеча, зажигалка, пуховое перо, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.

В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)

У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?

 От детей прозвучали ответы:   Потому что у птиц есть крылья.

Мы выдвинули гипотезу :  Птицы летают, потому что у них есть крылья.

Я последовала методике 3 вопросов:

Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)

 Почему птицы летают и что помогает им летать?

 Воспитатель:   Что мы знаем о птицах?

Дети: Птицы летают, у них есть крылья.

Воспитатель: Что мы еще знаем?

Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух

Дети: Птице помогают лететь ее крылья

 Воспитатель: Оказывается, стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.

Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать, как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).

Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?

Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.)                                                                                      

Воспитатель: - Что с ним происходит? (Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? (Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).

 ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.

Воспитатель: А почему перья легкие?

Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?

Дети: За стержень

Воспитатель: Обратите внимание какой он?

Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый), в нем находится воздух.

Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).

Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? (Ответы детей: воздух)

ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.

Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?

(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?

 ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.

Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?

Опыт 4:  Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?

Дети: Маховое.

 Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?

Дети: нужно помахать им.

 Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?

(Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).  

Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?

(Ответы детей: видно крючки на волосках).  

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?

Дети: чтобы перо не раскрывалось                                                                                                    

 ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:

- Птице помогает лететь особенное строение пера: стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, что делает перо легким;

- Так же перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью «крючков». Эти «крючки» не дают возможность раскрываться перу;

- Чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.

- Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"

Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе  тема: «Посадка лука»...

План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"

План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?»

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности  в средней группеТема: «Снег.  Какой он?»...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?».

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей средней группы по теме «Снег.  Какой он?» На данном  занятии закрепляется представление у детей о снеге, его...

Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»

Данный конспект  дает возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения....