Занятие по исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Почему птицы летают?»
план-конспект занятия (средняя группа)
-Закрепить знания детей о птицах.
- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.
- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_issled._deyat._pochemu_ptitsy_letayut.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по исследовательской деятельности в средней группе.
Тема: «Почему птицы летают?»
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о птицах.
- Активизировать словарь, за счет слов: перо, стержень, опахало, маховое, пуховое.
- Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук.
- Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; художественное творчество (лепка, аппликация, ручной труд); дидактическая игра: « Перелетные и зимующие птицы »).
Материал: музыкальная запись, свеча, зажигалка, пуховое перо, мыльные пузыри на всех детей, листы бумаги на всех детей по 2- шт., подносы, молнии, перья птиц (маховые, пуховые), лупы.
В ходе изучения темы «Перелетные птицы», детям было предложено посмотреть видеоролик «Перелет птиц». (Познавательный мотив)
У Егора возник вопрос: Почему птицы могут летать?
От детей прозвучали ответы: Потому что у птиц есть крылья.
Мы выдвинули гипотезу : Птицы летают, потому что у них есть крылья.
Я последовала методике 3 вопросов:
Что мы знаем про это? (Птицы летают. У птиц есть крылья)
Почему птицы летают и что помогает им летать?
Воспитатель: Что мы знаем о птицах?
Дети: Птицы летают, у них есть крылья.
Воспитатель: Что мы еще знаем?
Дети: Птица летает, потому что ей помогает лететь воздух
Дети: Птице помогают лететь ее крылья
Воспитатель: Оказывается, стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, а перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью крючков.
Воспитатель: Давайте попробуем с вами узнать, как воздух помогает лететь птице? Пройдите в лабораторию. (Дети переходят к столам).
Опыт 1: Возьмите на ладошку перо. Как можно доказать, что перо легкое и может летать?
Дети: нужно на него подуть (Дети берут перо и дуют на него.)
Воспитатель: - Что с ним происходит? (Ответы детей: перо летает). Воспитатель: - Что мы делали? – Какое перо? (Ответы детей: Мы дули воздухом на перо, оно легкое).
ВЫВОД: Воздух помогает летать легким предметам.
Воспитатель: А почему перья легкие?
Опыт 2: У вас на столе лежат маховые перья птиц. За что вы держите перо?
Дети: За стержень
Воспитатель: Обратите внимание какой он?
Дети: Стержень у пера «Пустой» (полый), в нем находится воздух.
Воспитатель: У вас на столе лежат полиэтиленовые пакеты. Как с помощью этих пакетов мы можем доказать, что есть воздух? Дети предлагают варианты исследования. (Детям предлагается резким движением провести пакетом в воздухе и закрыть рукой пакет).
Воспитатель: Мы видим, что пакет надулся, а что же в пакете? (Ответы детей: воздух)
ВЫВОД: воздух есть, стержень у перьев наполнен воздухом. Перья помогают птице быть легкой.
Опыт 3: Вы сказали, что птице помогают лететь ее крылья. Я даю вам ровный лист бумаги и смятый лист бумаги. Как мы можем доказать это?
(Представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист, сложенные крылья). Воспитатель: - Какой лист бумаги летит дольше? Почему? (Ответы детей: не смятый лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает. Воспитатель: - Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
Воспитатель: Гордей сказал, что птицы имеют особенное строение перьев. В чем же их особенность?
Опыт 4: Воспитатель: - У вас на подносах перья птиц. Возьмите большое перышко. Как оно называется?
Дети: Маховое.
Воспитатель: Как можно проверить раскрывается перо птицы во время полета или нет?
Дети: нужно помахать им.
Воспитатель: Что происходит с волосками на пере?
(Ответы детей: волоски на пере не расходятся, сомкнуты).
Воспитатель: Дети возьмите пожалуйста лупу и рассмотрите перо под лупой. Какие особенности строения пера вы увидели?
(Ответы детей: видно крючки на волосках).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти крючки?
Дети: чтобы перо не раскрывалось
ВЫВОД: Птице помогает лететь особенное строение пера. Чем длиннее маховое перо, тем шире размах крыльев, птица дольше будет лететь. ИТОГ: Мы узнали почему птицы могут летать:
- Птице помогает лететь особенное строение пера: стержень у пера «пустой» (полый), в нем есть воздух, что делает перо легким;
- Так же перо состоит из маленьких волосков, которые соединяются между собой с помощью «крючков». Эти «крючки» не дают возможность раскрываться перу;
- Чем шире крылья, тем птица может дольше и выше лететь.
- Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развития речи с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе. Тема: "Покормите птиц зимой"
Методическая разработка непосредственной организованной деятельности по формированию целостной картиной мира с использованием технологии исследовательской деятельности в средней группе....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе тема: «Посадка лука»...
План конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе. Тема "Мы волшебники"
План конспект занятия по познавательно -исследовательской деятельности в средгей группе на тему: "Мы волшебники"...
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?»
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группеТема: «Снег. Какой он?»...
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Снег. Какой он?».
Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей средней группы по теме «Снег. Какой он?» На данном занятии закрепляется представление у детей о снеге, его...
Конспект занятия по развитию речи с элементами исследовательской деятельности в средней группе Тема: «Поможем Колобку»
Данный конспект дает возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения....