ПРАКТИКУМ "КУЛЬТУРА РЕЧИ"
материал

ПРАКТИКУМ "Культура речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_kultura_rechidokument_microsoft_office_word.docx64.83 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        детский сад «Радуга»  с.Мамонтово

          28122353                            

        

                                                               

Практикум для педагогов

в рамках программы сопровождения начинающего учителя-логопеда

«Культура речи педагога как компонент профессиональной компетентности»

                                             Подготовили:    

                                 Наставник - учитель-логопед: Хватик Т.М.,

                                 Начинающий учитель-логопед Роор А.А.

                                                         

                                               2020 г.

Цель: повышение компетентности педагогов ДОУ в вопросах профессиональной речевой культуры как компонента педагогического мастерства.

Задачи:

  • способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
  • уточнить и закрепить знания педагогами компонентов правильной речи; приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
  • совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками,
  • заинтересовать молодого специалиста в проявлении активного участия

в работе педагогического совета ДОУ.

Домашнее задание

1. Тесты на определение грамотности речи, как педагогов, так и родителей.

2. Анкетирование среди педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи». Результаты анкетирования озвучить на мастер-классе.

План проведения

  1. Культура речи педагога.
  2. Требования к речи воспитателя ДОУ.
  3. Коммуникативные качества хорошей речи.
  4. Практикум.
  5. Вопросы для обсуждения:
  • результаты анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи»,
  • причины появления и употребления слов-паразитов,
  • способы борьбы с ними.
  1. Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи».
  2. Анкетирование педагогов «Оценка практикума ».

     Культура речи педагога

Выступление учителя-логопеда перед педагогами ДОУ на педсовете.

Уважаемые коллеги, поговорим сегодня о нашей с вами  речевой культуре

     Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

    Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

    Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

     Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

     Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

    Прежде всего, мы, педагоги, должны  постоянно следить за содержанием, образностью и правильностью своей речи. Предлагаю Вам  требования, которые определяет крупнейший российский педагог в области дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева.

Требования к речи педагога ДОУ

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

  • Речь педагога должна быть грамотна, литературна. Следует,  прежде всего,  разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
  • Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь педагога должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
  • Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.
  • Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
  • Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания.
  • Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
  • Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание.
  • Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
  • Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

    Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

   К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его.

   Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей в ДОУ.

  Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

     Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

    Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

     Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую создают в дошкольном образовательном учреждении. Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

     В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи .

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

  • качество языкового оформления речи;
  • ценностно-личностные установки педагога;
  • коммуникативная компетентность;
  • четкий отбор информации для создания высказывания;
  • ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Коммуникативные качества хорошей речи

Учение о качествах речи берет свое начало в трудах античных философов, ораторов, которые разработали целую систему оценок качеств речи - положительных и отрицательных. Например:

  • Теофраст в книге "О стиле" изложил такие достоинства речи, как чистота, ясность, точность, величавость, суровость, торжественность, стремительность, правдивость, мощность.
  • К недостаткам речи Гермоген относил сбивчивость, напыщенность, ребячливость, ложный пафос.
  • По убеждению Цицерона,  оратор мог вызвать восхищение слушателей красотой речи.
  • По мнению Дионисия Галикарнасского, самое важное и совершенное из достоинств речи - уместность.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут быть приняты нами. Но многое заслуживает внимания.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи:

- правильность,

- богатство,

- чистота,

- логичность,

- точность,

- выразительность,

- уместность

  Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю  Вам небольшой практикум, где мы можем показать свои знания в области русского языка и речи.

            Практикум

« Проверь свою грамотность»

  Учитель-логопед    Педагогическое мастерство есть высокий уровень профессиональной деятельности педагога, требующее постоянного совершенствования особенно речевой культуры.

Организация.    Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести практикум в соревновательной форме между командами.

Правильность речи

     Правильность речи - фундамент языковой культуры; без нее нет, и не может быть ни литературно-художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

     Правильность речи - это соблюдение в речи действующих норм языка: произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

    Правильность - это главное коммуникативное качество речи.

Задание 1.Знатоки правильной речи

Опрос обеих команд

Грамматическая правильность.

1.Проспрягать глаголы: бежать, хотеть.

2.Образовать форму повелительного наклонения глаголов:

Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); махать – маши(те), махай(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те).

3.Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:

  • Окна занавешены (тюль)
  • Лицо скрыто (вуаль)
  • Крышу кроют (толь)
  • Вымою голову (шампунь)
  • Голова покрыта (шаль)
  1. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
  • Я встала, сняв ребенка с (колени).
  • В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
  • Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки).
  • Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

Орфоэпическая правильность.

1.Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.

2.Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.

3.Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.

 Лексическая правильность.

Исправить предложение:

  • Он полный невежа в вопросах искусства.
  • Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
  • Коля является ведущим лидером нашей группы.
  • Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
  • Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
  • Все дети своевременно выполнили заданное задание.
  • Врачиха выписала детям лекарство.

Орфографическая правильность.

Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.

Задание 2.( домашнее задание )

            (Приложение 1 и 2)

Правильность постановки ударений можно проверить в Толковом словаре или в Словаре ударений

(Приложение 6).

Для запоминания постановки ударения в словах можно использовать стихи.

(Приложение 3).

Задание 3. Исправьте ошибки.

Познакомьтесь с приказом

Я одену пальто

Нет носок

Потерялся туфель

Играет значение

Имеет роль

Платье без плечей

Пирожки с повидлой

                                     Богатство речи

Учитель-логопед: Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств: большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм, синтаксических конструкций.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Задание 1.

1-я команда

2-я команда

Заменить слово «ПРИКОЛЬНО» словами-синонимами.

(Интересно, занимательно, здорово, изумительно, забавно, оригинально, поразительно.)

Заменить слово «БЕСИТЬ»

словами-синонимами.

(Раздражать, сердить, злить, выводить из себя, действовать на нервы, досаждать, возмущать.)

Задание 2.Восстановите пословицы

1-я команда

2-я команда

Восстановите вторую часть пословиц.

  1. Любишь кататься…
  2. Не гони коня кнутом…
  3. Без дела жить…
  4. Не пеняй на соседа…
  5. Раз соврал…

6. Кто за Родину горой…

7. Не учи орла летать…

8. Где птица не летает…

Для справки.

А соловья петь; а гони овсом; а свое гнездо знает; тот истинный герой;  навек лгуном стал; люби и саночки возить;  только небо коптить; коли спишь до обеда.

Восстановите начало пословиц.

  1. … от того и наберешься.
  2.  … так и откликнется.

3. … лучше новых двух.

4. … один раз отрежь.

5. … а имей сто друзей.

6. … а неученье – тьма.

7. … пригодится воды напиться.

8. … да удал.

Для справки.

Не имей сто рублей; Как аукнется; Семь раз отмерь; Ростом мал; Старый друг; С кем поведешься; Ученье – свет; Не плюй в колодец.

                            Чистота речи

  Учитель-логопед: Чистота речи - устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных; а также слов иноязычных, которые употребляются без надобности. Вся эта лексика придает речи грубый, фамильярный характер.

   На практикуме оглашаются результаты анкетирования педагогов и родителей «Исследование употребления слов-паразитов в речи» (Приложение 4).

Задание 1. Слова-паразиты. Педагогам предлагается поразмышлять над возможными причинами появления и употребления слов-паразитов и способами борьбы с ними.

Причины возникновения слов-паразитов

  • Бедность словарного запаса. Человеку приходится употреблять лишние слова, чтоб сделать свою речь «более богатой». Как видим, употребление слов-паразитов нисколько не обогащает речь, а наоборот, засоряет.
  • Желание выиграть какое-то время для обдумывания ответа на поставленный вопрос. Иногда даже люди с богатым словарным запасом пользуются таким приёмом.
  • Иногда причиной появления лишних слов в речи является мода на определённые слова. Часто в таких случаях употреблять их начинают даже люди, у которых раньше не было проблем с речью. Не нужно гнаться за модой, избавляйтесь от подобных слов, как только они появляются в вашей речи.
  • Бывает, что перед публичным выступлением человек нервничает, его эмоциональное состояние нестабильное, проще говоря, он находится в состоянии стресса, и чтоб собраться с мыслями, выиграть время, он начинает употреблять различные слова-паразиты. Если это будет повторяться часто, то такие слова зафиксируются в речи и будут её засорять.
  • Боязнь пауз. Очень часто слова-паразиты появляются в момент возникновения паузы, которую человек стремится заполнить. Если даже случилось так, что во время выступления вы забыли текст, не бойтесь остановиться, сделать паузу. Слушатели смогут в этот момент обдумать информацию, которую вы им сообщаете. Эти паузы помогают избавляться от слов-паразитов?

Как же бороться со словами-паразитами?

  • Читайте вслух литературные произведения. Это не только поможет вам расширить ваш словарный запас и избавиться от вредных слов, но и позволит развить дикцию, артикуляцию, избавиться от грубых слов.
  • Существует ещё один действенный способ избавиться от употребления слов-паразитов — штраф за их наличие в речи. У вас должен быть помощник, который при каждом употреблении вами лишнего слова получает вознаграждение (какую-то оговоренную сумму денег), а вы, соответственно, штраф.
  • Научитесь грамотно выражать свои мысли. Для многих людей это является проблемой. Для того, чтобы мысленно составить фразу, а потом её произнести, нужно время. Поэтому человек употребляет слова-паразиты, стараясь получить время на обдумывание и формулирование своего высказывания.
  • Прежде чем произнести что-то (предложение, доклад, рассказ, выступление и т.п.), продумайте информативность и лаконичность речи.           Чаще всего слова-паразиты употребляются в больших выступлениях. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы в вашей речи было больше информации и меньше лишних слов, засоряющих её.

Задание 2.Жаргонные слова

1-я команда

2-я команда

Определить по жаргонным словам, к какой социальной среде они относятся

Шмотки, дискач, клубешник, база, предки, чикса, чувак, потрещать, отпадный, уматово, прёт.

(Молодежный сленг)

Пара, шпора, классуха, контроха, домашка, ботан, историчка, физра.

(Школьный сленг)

Труден и своеобразен компьютерный сленг, используемый у программистов и пользователей Интернет. Давайте вместе попробуем разобраться.

«винда» - операционная система Windows

«дрова» - драйвера

«сервак» - сервер

«клава» - клавиатура

«проги» - программы

«юзер» - пользователь

«хакер» - взломщик программ

«джобать» - работать

«заглючил» - перестал работать

         

      Точность речи

   Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления.

   Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным выводам и действиям, к нарушению речевой этики, а иногда к грубости, ссоре.

Задание. Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее.

1-я команда

2-я команда

(на катере) - Вы на следующей пристани ...?

(Сходите.)

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ...?

(Выходите.)

Пояснение:

        Когда пароход (катер) причаливает к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят.

        В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пассажиры входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Выразительность речи

Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Задание 1. Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

1-я команда

2-я команда

Всякому овощу свое время.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

2.Произнести фразу с разными интонациями.

1-я команда

2-я команда

«Здравствуйте!»

Официально

С восторгом

«Это я!»

Таинственно

Виновато

«Умница! Молодец!»

Иронично

Огорченно

«Вы поняли меня?»

С угрозой

Сухо

«До встречи!»

Нежно

Кокетливо

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Подведение итогов – создание коллажа «Культура речи»

А сейчас мы обобщим знания, полученные на мастер-классе. Мы будем создавать картину. Лист ватмана крепится на мольберт. Один логопед читает стихотворение, а второй по содержанию текста прикрепляет к листу ватмана заготовки с помощью двустороннего скотча.

Культура речи

Солнце – это воспитатель! (прикрепляется изображение солнца)

Он образец красивой речи.

Освещая путь детишкам, (прикрепляются фото детей).

Лучики бегут навстречу.

Облака для нас – общение. (Прикрепляются 2 облака с надписью «вербальное общение» и «невербальное общение».)

В них своё хитросплетение.

Это поза, жесты, взгляд,

Слова, мимика, контакт. (Прикрепляются капельки с надписями.)

Солнце капелек коснулось.

Что за чудо-красота?

Засияла речь игриво,

Появилась радуга.(Прикрепляется изображение радуги.)

Семь компонентов нашей речи

Запомнить просто и легко.

Лишь вспомни радугу на небе,

И станет на душе светло.

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота,

А выразительность какая!

Ведь от неё поёт душа!

Сей стих приобретет известность.

И в этом есть свой толк, уместность. (Записываются выделенные слова на каждой дуге радуги.)

Туча темная – ошибки. (Прикрепляется изображение тучи.)

Будем исправлять все дружно. (Прикрепляется изображение зонтика над фотографиями детей.)

Вот задача педагога –

И светла будет дорога!

Чтоб гордились русской речью,

Её величеством и силой.

Ну, а знания о речи

Только радость приносили!

  Получилась необычная картина! Всем понятно, насколько важно знать все аспекты культуры речи и правильно ими пользоваться. Только тогда речь наших воспитанников будет грамотна!

             

Спасибо всем за активное участие! Хочется верить, что это встреча ещё раз напомнит нам о бережном отношении к собственной речи, речи педагога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...