Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями «Квест - игра в ДОУ «Очевидное – невероятное»
классный час (подготовительная группа)

Каляганова Любовь Андреевна

Квест игра с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_12_gruppa.docx163.49 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Проект

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

«Квест - игра в ДОУ «Очевидное – невероятное»

Разработали педагоги

старше-подготовительной группы

                                                                              компенсирующей направленности (ОНР)

                                      Комиссарова Н.Е.

                                   Каляганова Л.А.

2023 г.

Проект

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

«Квест - игра в ДОУ «Очевидное – невероятное»

План:

  1. Актуальность
  2. Содержание проекта
  3. Информационные ресурсы
  4. Приложения:
  • Приложение 1. Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
  • Приложение 2. Анкета для родителей. Детское экспериментирование в семье.
  • Приложение 3. Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности».
  • Приложение 4. Информация для родителей для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию «Чего нельзя и что нужно делать?!»
  • Приложение 5. Сценарий совместной деятельности детей и их родителей, квест «Очевидное – невероятное»

Актуальность

В семье, образно говоря,

закладываются корни,

из которых вырастают потом и ветви,

и цветы, и плоды.

Семья - это источник, водами которого

питается полноводная река нашей страны.

В. Сухомлинский.

Для успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольном учреждении необходимо создать условия взаимодействия с родителями (законными представителями) детей по вопросам образования ребенка, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

           На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.    

           Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных мероприятий. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест. Образовательные возможности квест-игр в полной мере отвечают требованиям ФГОС ДО.

      Квест - это увлекательная приключенческая игра, в которой чтобы достигнуть определенной цели необходимо решать самые разные задачи: творческие, активные, интеллектуальные и т.п.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети и их родители полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.  Игры-квесты поискового типа— эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Через совместную игровую-поисковую деятельность квеста, игроки приобретают различные навыки, умения, учатся применять в деятельности; задействован поиск и систематизация информации по теме, проведение экспериментальной исследовательской деятельности в окружающей действительности.

 В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Квесты способствуют развитию коммуникативных взаимодействий между всеми игроками (участниками игры).

Для выбора темы квеста проводим тестирование детей и анкетирование родителей по выявлению интереса к экспериментаторской деятельности в детском саду и домашних условиях, в природе. (Приложение 1 и 2). По результатам тестирования видим, что детям старшего дошкольного возраста интересна экспериментаторская деятельность, дети проявляют любознательность, познавательную активность, у них формируется умения делать умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. По анкетированию родителей по вопросу «Детское экспериментирование в семье» обратили внимание, что родители в домашних условиях не пытаются удовлетворить жажду детей к познанию нового, неизведанного.

Для повышения компетентности родителей (законных представителей) старших дошкольников проводим консультацию «Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности» (Приложение 3). В помощь родителям для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию оформляем информационную папку-передвижку «Чего нельзя и что нужно делать?!» (Приложение4). Для поддержания интереса детей и их родителей к экспериментаторской деятельности, для повышения компетенции родителей в этом вопросе, для обогащения сотрудничества родителей и детского сада решили организовать и провести семейный квест «Очевидное-невероятное» (Приложение 5.)

          Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель, воспитанники (старшие дошкольники) и их родители (законные представители).

           Цель: эмоциональное сближение родителей и детей, создать для участников атмосферу праздника

Задачи:

- объединить интересы взрослых и детей, побуждать детей и родителей к активной совместной деятельности, к познавательному общению в рамках спортивно-познавательной игры;

- укрепление семейных связей между детьми и их родителями (законными представителями) через организованную совместную познавательно-исследовательскую деятельность;

-повысить компетентность родителей организацией совместной с детьми деятельности по экспериментированию с объектами неживой природы;

-поднять эмоциональный настой игроков, способствовать сближению взаимоотношений между педагогами, детьми и их родителями.

Новизна проекта:

Квест - это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети и их родители полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность,

стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, создает почву для творческого самовыражения. Позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

Механизм реализации проекта:

- анкетирование (тестирование) детей и их родителей;

- самостоятельная деятельность старших дошкольников;

- совместная деятельность старших дошкольников и их родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты нетрадиционной работы с родителями:

  • Родители станут более тесно общаться друг с другом;
  • Родители смогут доверять педагогам и не бояться обсуждать проблемные вопросы воспитания;
  • Наладятся внутрисемейные отношения;
  • Родители повысят свою педагогическую компетентность по организации совместной с детьми деятельности по экспериментированию с неживой природой, по формированию умения выстраивать логические цепочки, проявлять смекалку, находчивость, неординарность мышления;
  • Родители научатся адекватно воспринимать своего ребёнка и правильно реагировать в различных ситуациях.

Преимущества Квеста:

- возможность спортивно-познавательного взаимодействия с родителями;

- заинтересованность родителя во взаимодействии с педагогами;

- конкретный результат педагогической деятельности родителя и ребёнком.

       Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

       Используя технологию Образовательный квест ребёнок:

- добывает знания, выстраивает работу по алгоритму;

- приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде;

- делает собственный вывод;

- пользуется разнообразными источниками информации.

Этапы проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный этап

- диагностирование и тестирование старших дошкольников (Приложение 1);

-анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение 2).

2 этап. Основной этап

-подготовка и проведение консультаций «Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности» (Приложение 3);

- создание информационной папки передвижки «Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать?!» (Приложение 4);

-разработка квеста «Очевидное - невероятное» (Приложение 5).

3 этап. Заключительный этап

-семейный квест «Очевидное - невероятное» для детей старшего дошкольного возраста и их родителей (Приложение 5).

Востребованность проекта:

Педагогическая значимость нетрадиционных форм взаимодействия с родителями:

  • Совместная деятельность детей и их родителей (законных представителей) способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
  • Способствует укреплению семейных связей между детьми и их родителями (законными представителями).

Практическая значимость:

  • Способствует закреплению знаний старших дошкольников в процессе совместной с родителями познавательно-игровой деятельности;
  • Стимулирует у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности;
  • Мотивирует   на создание условий для самостоятельного проведения опытов, познавательной деятельности, поддержания инициативы в выдвижении предположений о причинах природных явлений и способах их проверки;
  • Способствует развитию кругозора детей, обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию словотворчества;
  • Приносит радость и эмоциональное равновесие;
  • Способствует укреплению семейных связей между детьми и их родителями (законными представителями).


Целевая аудитория:

Проект может быть использован, как педагогами дошкольных учреждений для использования нетрадиционных форм сотрудничества с родителями (законными представителями воспитанников), для создания естественно научных представлений у старших дошкольников, закрепления материала; родителями, для организации познавательно – исследовательской деятельности детей дома.

Описание квеста: предлагаю вашему вниманию сценарий семейного квеста. Он проводится в вечерние часы, когда группы свободны и украшены по тематике разных лабораторий. Роли профессоров играют воспитатели и специалисты нашего детского сада. Участники квеста дети и родители старше-подготовительной группы «Сказка». Были приглашены дети с одним взрослым и разделены на 5 команд. Каждый ребенок подходит и вытягивает сразу две ленточки определенного цвета, связанные бантиком. Одну ленточку прикрепляет ребенок себе, а другую он отдает взрослому участнику, с которым пришел на игру. Таким образом мы поделимся на 5 команд. Команды получают маршрутный лист и отправляются по этапам (посещение лабораторий), где профессора предлагают выполнить задания. За правильное выполненное задание команда получает фант. В конце игры подводятся итоги, идет подсчет фантов, выявляется команда победитель.

Информационные ресурсы:

  1. Глушакова О.А., Дедова С.И. Веселые счетные палочки». – М.: Содействие, 2011.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Творческий центр, 2001.
  3. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах механики. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах земного притяжения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. Линка- Пресс, 2004.
  6. Парамонова Л.М. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
  7. Шаширо А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – Санкт-Петербург: Творческий центр, 2009.
  8. Занимательные задания со счётными палочками интернет сайтhttps://yandex.ru/images/search?text=интересные%20задания%20со%20счетными%20палочками%20для%20дошкольников&stype=image&lr=11080&source=wiz

Приложение 1

Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

По методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования

Диагностическое задание. Предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Педагог предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изобразительная деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов, тем выше уровень.

По методике «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая помогает выявить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Баллы

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

«Определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природе» Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н.

Диагностическое задание. Мини-тесты, в которых ребёнку предлагаются следующие вопросы:

1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы.

2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

6. Расскажи о свойствах магнита.

7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.

8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.

 9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

10. Сравни свойства стекла и пластмасса, их назначение.

Приложение 2

АНКЕТА

Детское экспериментирование в семье

Уважаемы родители!

Данная анкета предлагает Вам выразить свое отношение к методам развивающего обучения, одним из которых является экспериментирование

1. ФИО ребенка 

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых)

б) пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома?

Если да, то, как часто? (часто, редко, всегда, никогда), и какие  

 5.  Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное подчеркнуть):

 - проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

 - оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

 - сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

 -другие методы (какие именно?).

 6.    Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

 7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим)

 8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир или при тесном взаимодействии с родителями?

Приложение 3

Детское экспериментирование и его влияние на развитие креативности

Экспериментирование вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.

              Ребёнку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. д. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по ИЗО.

                 Словесно – логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно – образные способы познания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ, И Я ПОЙМУ». То есть основной особенностью экспериментирования является: познание ребенком окружающего мира в ходе практической деятельности. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, делает сам. Исследовательская деятельность предоставляет возможность ребёнку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему»?

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем полноценнее и быстрее он развивается. «Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Например, при измерении ребёнок узнаёт, что оказывается, при измерении длины стола разными мерками результат будет разным. Или, оказывается, несмотря на разный уровень воды в разных сосудах при измерении воды одной меркой обнаруживается, что количество воды одинаково в обоих сосудах.

Что же можно сделать, чтобы вызвать у детей интерес к познанию окружающего мира?

Звук возникает в результате вибрации – или колебания воздуха

1. Накрой пластиковую банку куском тонкой резины (например, от воздушного шарика) и закрепи его резинкой.

2. Сверху насыпь тонкий слой соли. Теперь скажи что-нибудь или хлопни в ладоши.

В результате вибрации, создаваемой твоим голосом, тонкие крупинки соли начнут подпрыгивать.

Как летает самолёт?

1. Возьми губами кусочек тонкой папиросной бумаги и слегка подуй на него так, чтобы воздух шёл сверху.

Бумага поднимется вверх. То же самое происходит с крылом самолета. Благодаря особой форме крыла воздух, обтекающий его сверху, движется быстрее, чем воздух, обтекающий его снизу. Под крылом самолёта создается давление, которое и порождает подъемную силу.

Как энергия переходит из одного вида в другой?

1. Вырежи из бумаги змею, подвесь её над батареей или другим источником тепла. Что происходит? Почему?

Происходит это потому, что через неё проходит, поднимаясь вверх, нагретый воздух. Горячее тело излучает тепловую энергию – и отдает её воздуху.

Сообщающиеся сосуды

Материал: 2 трубочки стеклянные, резиновая трубочка.

1. Возьми 2 стеклянные трубочки, соедини их резиновой трубочкой и заполни все это водой почти доверху.

2. Теперь ты можешь разносить стеклянные трубочки пошире или сводить их ближе, можешь резиновую трубку оставлять свободно висеть или класть на что-нибудь, все равно поверхность воды в обеих стеклянных трубочках всегда окажется на одинаковом уровне.

Разборчивый гусь

Если к намагниченной иголке подносить магнит, то одним полюсом, то другим. Удивительное дело, к одному полюсу иголка теперь притягивается только ушком, а к другому – только острием. Полюса-то оказывается неодинаковые.

1. Вылепи из кусочка парафина или пластилина гуся. Прилепи гуся к дощечке или куску коры, чтобы он плавал. В тело гуся спрячь намагниченную иглу так, чтобы ушко выглядывало из клюва, а острие из хвостика, т. е. длина гуся должна быть равна длине иголки.

2. Пусти гуся плавать в миску с водой и попробуй подносить к его клюву магнит. К одному полюсу магнита клюв будет притягиваться.

Делаем хронометр

Материал: 2 маленькие баночки с закручивающимися крышками, клей, соломинка, сверло (3 мм).

1. Склей 2 крышки и проделай в них 2 маленьких отверстия.

2. Вставь и зафиксируй соломинки.

3. Наполни банку водой. Вода будет перетекать из одной банки в другую за определенное количество времени.

Делаем песочные часы

Материл: 2 маленькие бутылочки с закручивающимися крышками, клейкая лента, сверло (3 мм), песок (соль).

1. Приклей 2 крышки друг к другу и проделай в них отверстие.

2. Насыпь песок в одну из бутылок.

3. Прикрути крышки к бутылкам. В зависимости от количества песка ты сможешь отмерить 1, 2 или 3 минуты.

Информационные ресурсы:

  1. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. Линка- Пресс, 2004
  2. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах механики. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Златопольский Д.С. Удивительные превращения. Детям о секретах земного притяжения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Шаширо А.И. Секреты знакомых предметов. Лужа. – Санкт-Петербург: Творческий центр, 2009.
  5. Парамонова Л.М. Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
  6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: Творческий центр, 2001.

Приложение 4

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

 «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Приложение 5

КВЕСТ «ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ»

Оборудование и материалы: ленточки 5 цветов, связанные парами, маршруты следования по лабораториям, глобус

Все участники квеста собираются в музыкальном зале.
Ведущие: Уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в этот прекрасный весенний день в нашем детском саду! Как приятно видеть веселые взгляды ребят и взрослых, которые согревают стены нашего учреждения! Сегодня мы пригласили вас на необычное мероприятие - квест, который имеет таинственное название "Очевидное-невероятное". В этот день помещения нашего детского сада превращаются в химические, физические, логические, математические и экологические лаборатории. Знаете, что такое лаборатория, ребята? Это место проведения опытов с водой, со словами и предметами, которые будут на ваших глазах приобретать необычные формы. Сегодня вы научитесь превращать очевидные явления в невероятные.
Ребята, вы готовы к испытаниям? А взрослые? Тогда объявляем квест  "Очевидное-невероятное" открытым!
Звук фанфар
- Итак, в нашем квесте участвуют 6 лабораторий и каждая имеет свой номер. В каждую лабораторию участники заходят в командах по очереди. Значит нам надо разделиться на сколько команд? Правильно на 6 команд.

Начинаем жеребьевку. 
Участникам предлагаются ленты 6 цветов для жеребьевки. Каждый ребенок подходит и вытягивает сразу две ленточки определенного цвета, связанные бантиком. Одну ленточку прикрепляет ребенок себе, а другую взрослому участнику, с которым пришел на игру. Таким образом мы поделимся на 6 команд. Все готовы? Начинаем жеребьевку.
Под музыку дети вытаскивают связанные попарно ленточки, объединяются по цвету ленточек в 6 команд.

- Все нашли друг друга? Молодцы! В каждой команде будет один главный человек –капитан. Определяем капитанов! Капитаны! подходите, пожалуйста, и выбираем маршрутную карту с цветом соответствующим вашим ленточкам. На каждом этапе выдаются жетоны - цветы. И когда вы пройдете весь маршрут, мы ждем вас в музыкальном зале для прохождения финального этапа квеста "Очевидное -невероятное".
Всем участникам желаем хорошего настроения и успехов в решении задач наших необычных лабораторий!
Под музыку все участники расходятся по своим маршрутам.


ЛАБОРАТОРИЯ № 1 «Мыльные пузыри»
Ведущий: -Вы попали в лабораторию, где изучают ВОДУ.

Вода – это жизнь! Большая часть нашей планеты -70% покрыто водой (показ на глобусе). Вода необходима для существования всего живого на планете. Она есть в растениях (90%) и в теле человека (около 70%). Вода не имеет вкуса, запаха, цвета.
Главный потребитель воды на Земле – это человек.
Задание:

Расскажите, как используется вода человеком? (например: для питья, пищи, умывания, различных хозяйственных и промышленных нуждах и т.д.)

- А сегодня мы попробуем использовать воду для развлечения и радости!
Опыт «Мыльные пузыри»

Пузыри легко сделать. Попробуем сделать пузыри разных форм и размеров.

Материал и оборудование: • Чистый контейнер • Вода • Моющее средство • Глицерин (или сахар) • Проволока

Время на проведение опыта: Около 5 минут

Инструкция:

Берем чистый контейнер и смешиваем в нем воду с моющим средством в пропорции 4:1 (Например, на 1 стакан воды ¼ стакана моющего средства)

 Добавляем столовую ложку глицерина или сахара. Хорошо перемешиваем.

 Возьмем проволоку и согнем один конец в виде кольца.  Обмакиваем кольцо в жидкость и дуем.

Можно сделать мыльные пузыри при помощи собственных пальцев. Сделаем круг при помощи указательного и большого пальцев. Аккуратно обмакиваем этот круг в жидкость и попробуйте надуть пузырь. А теперь попробуем сделать отверстия разной формы: сердце, ромб, очки, и дуем пузыри разной формы.

Участники команд проводят опыты с мыльными пузырями, стараясь растягивать и придавать им различную форму.

Результат: Мыло в мыльном растворе уменьшает силы поверхностного натяжения и позволяет поверхности воды растягиваться и создавать пузыри.

ЛАБОРАТОРИЯ №2 «Страна математики»
«Происшествие в математической стране»

Время на проведение опыта: Около 5-7 минут

Материал и оборудование: карточки типа «Домино» цветные, карточки с точками от 1 до 10, карточки с цифрами от 1 до 20; картинка Солнышко на палочке.

Участников встречает профессор математики.

Профессор: - В стране математики случилась беда. Злой колдун Неуч погасил солнышко и все цифры перепутались. А чтобы никто не смог добраться до солнышка сломал волшебные мостики-лучики. Сможете ли вы помочь построить мостики из волшебных карточек?
1. Карточки типа «Домино» перемешаны и беспорядочно раскиданы. Необходимо выбрать карточки определенного цвета и выложить из них «дорожку».
2. Карточки с точками от 1 до 10 необходимо расположить так, чтобы количество точек на них было от одного до десяти.
3. Карточки с цифрами от 1 до 20 нужно расположить в убывающем порядке .
4. Когда все карточки правильно разложены и все задания выполнены солнышко «поднимается».

Участники согласно заданию, выкладывают лучики солнца с помощью карточек, оценивают свои результаты, радуются результату.
Профессор всех благодарит и прощается с гостями.


ЛАБОРАТОРИЯ № 3 «Плавает-тонет»

Опыт «Научи яйцо плавать»

Время на проведение опыта: Около 5 минут

Материал и оборудование: две банки с водой, чашка с солью, столовая ложка, сырое яйцо

Ведущий: - Знаете ли вы, что нам с вами под силу научить плавать яйцо? Вы хотите в этом убедиться?

Инструкция: Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что происходит? (яйцо тонет, опускается на дно банки).

Во второй банке растворяем несколько ложек соли. Опускаем яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Участники проводят опыт согласно инструкции, делают вывод.

Вывод: Соль повышает плотность раствора. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

ЛАБОРАТОРИЯ №4 «Умники и умницы»
Экспериментирование со счетными палочками с использованием ИКТ.

Время на проведение опыта: Около 5-7 минут
Материал и оборудование: слайды «Смешарики», «Домик», «Олень», «Вишенка в стакане», бумага А4 три штуки, счетные палочки три набора.

Ведущий: - Здравствуйте, мы приветствуем Вас на факультете логики. На наш детский сад пришло электронное письмо от Смешариков. Вам хочется узнать, что в нем написано? Оказывается, это задания для смышленых ребят. Справитесь с ними?
Давайте попробуем выполнить эти задания

- задание 1: переложите одну спичку так, чтобы домик повернулся в другую сторону.


hello_html_m473dfdba.jpg

- задание 2: Переложить две спички так, чтобы олень обернулся назад.

hello_html_7d63ef2b.jpg

- задание 3. Переложите одну спичку так, чтобы вишенка выпала из стакана.

hello_html_1a67c1ca.jpg

Ведущий и участники оценивают результаты своей деятельности, радуются и отправляются далее по маршруту.

ЛАБОРАТОРИЯ №5 «Защитники природы»
Экологические фокусы

Время на проведение опыта: Около 5-7 минут
Материал и оборудование: банка с водой, металлические скрепки, магниты.

Доктор Айболит: - Знаете ли вы, что здоровье человека зависит от того, насколько чистые наши леса и реки, воздух, земля, моря? Сможете ли вы стать помощниками природы и всего живого на Земле? Чтобы очистить речку от металлических предметов, можно поступить следующим образом: достать металлические предметы со дна реки. А мы попробуем очистить воду от металлических предметов в банке.
Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?

- Берем магнит. Затем надо постараться вести магнит по внешней стенке банки ближе к скрепке. Что вы наблюдаете? (Скрепка следует за движением магнита вверх). Что же двигало скрепку? (Магнитная сила).

Участники проводят опыт согласно описанию, делают вывод, умозаключение.

Вывод: магнитные силы проходят и действуют через стекло.

ЛАБОРАТОРИЯ №6 «Волшебные слова»

Время на проведение: около 5-7 минут

Материал и оборудование: карточки со словами «коза – кора – корь – конь», «Лиса – липа – лупа – луза – лоза – коза», «Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна», «

Ведущий: - В нашей лаборатории могут происходить превращения со словами. Например, если в слове «лак» заменить гласную букву «а» на букву «у», получится совершенно новое слово «Лук». А вы хотите попробовать превращать одни слова в другие?

1. Задание: превратить слово «коза» в слово «конь».

 Коза – кора – корь – конь
2. Задание: превратить слово «лиса» в слово «коза».

Лиса – липа – лупа – луза – лоза – коза

3. Задание: превратить слово «аист» в слово «луна».

Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна

Участники выполняют практическое задание, радуются результату.

По окончании заданий квеста все участники и руководители лабораторий собираются в музыкальном зале.
Ведущие: Мы очень рады, что вы успешно прошли все испытания! Много нового узнали, ребята? А взрослые? Уважаемые профессора, вы довольны сегодня успехами своих учеников? А теперь поаплодируем друг другу за общие старания!
Вот и настало время финального этапа квеста «Очевидное - невероятное».
Звучат фанфары
Уважаемые участники, все вы получали жетоны-цветы. Внимание! Слушайте задание!
На каждом цветочке в серединке вы видите иллюстрацию. А теперь попробуем догадаться, какая песня спряталась в вашей картинке. Как только зазвучит знакомая мелодия, команда с нужной картинкой и все мы весело запеваем куплет отгаданной песни. Теперь слушаем внимательно музыку!

1. «Голубой вагон», слова А.Тимофеевский,  музыка В. Шаинский
2. «Антошка», слова  Ю. Энтин, музыка В. Шаинский
3. «Улыбка», слова М. Пляцковский, музыка В. Шаинский. 

4. «Чунга-Чанга», слова Ю. Энтин, музыка В.Шаинский
5. «Мы едем, едем, едем…», слова С. Михалков, музыка М. Старокодомский.
6. «Я на солнышко лежу…», слова С. Козлов,  музыка Г. Гладков.

Дети и взрослые поднимают вверх цветы с картинками песен, поют куплеты.
Ведущие: Все прекрасно справились с финальным заданием! Молодцы! Поаплодируем друг другу.
После такой веселой песенной разминки  приглашаем всех на общий танец!

Общий танец «Весь мир танцует чикурику!» (Наталия Миединова) 
Ведущие: А теперь настает торжественный момент вручения наград нашим победителям. Уважаемые профессора, какая команда сегодня самая лучшая?
Профессор: После совещания мы приняли единогласное решение. Все команды проявили смекалку, удивительные знания в решении сложнейших задач и заслуживают высшей оценки и награждения призами! 
Звучит музыка. Команды выстраиваются  шестиугольником. Профессора под музыку вручают дипломы капитанам команд квеста,  участникам медали и воздушные шары, приглашают всех участников на совместное чаепитие.
Ведущие: Наш квест «Очевидное - невероятное» прошел дружно, весело и  интересно! Дорогие наши гости! До новых интересных встреч в нашем детском саду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза...

нетрадиционные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников

Одной из форм взаимодействия с семьей в контексте ФГОС является психолого-педагогическая акция....

Нетрадиционные формы взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов «Семья Я»

Привлечь родителей к анализу семейной эмоциональной атмосферы, к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка. Вызвать желание родителей к сотрудничеству и совместной деятельн...

Презентация «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями».

В предложенном материале представлены нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. Опреджелены задачи, подробно рассмотренны цели и виды сотрудничества....

Статья "Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями"

Опыт работы с родителями , как проектная деятельность по новым ФГОС...