Самообразование
материал

Панфилова Марина Юрьевна

Самообразование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.  Иркутска  детский сад № 97

Тема самообразования:

«Развитие творческих способностей детей, через театрализованную деятельность ».

Подготовила воспитатель

 1 квалификационной категории

Панфилова Марина Юрьевна

Электронная почта:

                                                                                                             Телефон: 89501061763

Иркутск 2021

Личные данные

Я, Панфилова Марина Юрьевна, работаю в разновозрастной группе.

Образование –среднее- профессиональное.

Педагогический стаж –8лет.

Стаж работы в МБДОУ – 8года.

Стаж работы в занимаемой должности –8лет

Квалификационная  категория – первая

Предполагаемый срок темы самообразования 5 лет (с 09.2022г.  по 09. 2027г.)

«Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей…»

(Б. М. Теплов)

Театрализованная деятельность – один из распространённых видов детского творчества. Именно способность ребёнка к подражанию оказывает позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. 

Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности. 

Одним из методов коммуникативных способностей - учить детей умению общаться, учить культуре общения является театрализованная деятельность. И их нужно развивать.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Цель: повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

- Проанализировать  литературу по данной теме;

  1. Гин,  С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст] / С.И. Гин. М., 2008.
  2. Дьяченко,  О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. М., 2008.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. –  М.: ТЦ «Сфера», 2003.
  4. Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков [Текст]: Практическое пособие / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. –  5-е испр. и доп. –  М.: АРКТИ, 2017.
  5. Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. –  М.: АРКТИ, 2017.

- повысить   собственный уровень знаний путём изучения представленной  литературы;

-  подобрать  методики для диагностирования и коррекции творческого воображения для  детей старшего дошкольного возраста;

- определить  возможные пути развития творческого воображения детей в процессе  коммуникативной деятельности;

- пополнить  дидактические игры  на развитие воображения;

-  для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста разработать консультацию на тему: «Значение развития творческого воображения у детей» и рекомендации по развитию творческого воображения;

-разработать  серию тематических карточек  для детей старшего дошкольного возраста «Развиваем творческое воображение»

Методы и приемы:

1.  Вербальные: Чтение художественной литературы, объяснение, беседа по содержанию произведения.

2.  Наглядные: Рассматривание иллюстраций, фотографии, просмотр мультфильмов и фильмов.

3.  Ситуативно-игровые методы: Игровые ситуации, проблемные ситуации.

Ожидаемый результат:

1. Развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.

2. Дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

3. Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.

4.Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

5. Совместная работа с родителями способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

 Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также  указывают на актуальность развития творческого воображения детей дошкольного возраста, так например:

в документе об организации взаимодействия образовательного учреждения и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03. 94 г. № 35-М., выделены основания преемственности, которые обеспечивают  общую  положительную психологическую готовность детей к освоению программы I ступени, является ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования одним из пунктом в котором является: «формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка».

В рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04. 95 № 46/19-15: «п.3.5.: Программы должны быть  нацелены на: формирование творческого воображения; развитие коммуникативности;

п.3.6. Программы должны обеспечивать:

- создание условий для  развития личности, его творческих способностей;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного  развития ребенка».

В ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.) в пункте 2.6. указано на то, что «…познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности», так же область  речевое развитие включает «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».

Из всего выше изложенного актуальность и значимость процесса  развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений.

 

План по самообразованию на 2022– 2023 учебный год

Сроки

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Подбор литературы по теме, необходимого оборудование и материала. Изучение опыта передовых педагогов.

Изучение в интернете информации. 

Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Информация для родителей:

«Театр в жизни ребёнка»,

«Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка», «Что такое театр»,

«Как читать детям дома»,

«Эмоции и их роль в жизни ребёнка».

«Изготовление театра своими руками».

Создать развивающую предметно-пространственную среду: театральный уголок, литературный, уголок ряжения, уголок психологической разгрузки.

Создание театрального уголка с разными театрами: пальчиковый, настольный, теневой, театр игрушек резиновых, театр маски, конусный театр.

Изготовление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театрализованные игры и этюды, схемы, мнемотаблицы, алгоритмы для рассказывания.

Изготовление атрибутов для театральных игр, этюдов. Изготовление дидактических игр по сказкам.

Сентябрь

Дидактические игры и упражнения.

Беседы о театре:

«История театра», «Что такое театр».

Знакомство с театральными профессиями.

Консультация для родителей по теме:

«Что такое театр».

Знакомство с понятием театр, видами театров.

Октябрь

Работа над мимикой, силой голоса.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Портреты детских писателей, поэтов.

Детская художественная литература по жанрам.

Создать литературный уголок.

Ноябрь

Работа над пантомимикой, речевым дыханием.

Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.

Обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Декабрь

Работа над чувством ритма.

Памятка родителям «Как читать детям дома».

Изготовление костюмов и декораций совместно с родителями.

Инсценировка сказки «Маму надо слушаться».

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Инсценировка сказки

 Консультация для родителей на тему «Значение театрализованной деятельности на развитие ребёнка».

Январь

Картотека театрализованные игры.

Сочиняем сказку сами.

Игры-драматизации.

Побуждать детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Учить передавать через движения тела характер животных.

Февраль

Работа над чувствами и эмоциями.

Изготовление театра совместно с родителями.

Д/и «Эмоции», «Моё настроение».

Знакомство с миром чувств и эмоций.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

Март

Работа над культурой и техникой речи.

Сочиняем сказку сами.

Картотека артикуляционной гимнастики.

Пальчиковые игры.

Театр масок.

Работа над развитием речи, интонацией.

Побуждать детей самих придумывать сюжет для театра.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция).

Консультация для родителей на тему «Эмоции и их роль в жизни ребёнка».

Апрель- Май

Мониторинг детей.

Анкетирование родителей.

Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Дыхательная гимнастика», «Театрализованные игры и этюды».

Показ спектакля родителям на родительском собрании.

Инсценировка сказки

План работы по самообразованию

Свой педагогический опыт предлагаю представить на открытом занятии»

Список литературы:

  1. Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
  2. Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
  3. ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...