«Утренний круг» в развитие когнитивных и коммуникативных возможностей дошкольников
консультация

      

  

         «Утренний круг» по программе «От рождения до школы» (под редакцией     Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой) - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.      

    Авторы Программы рекомендуют проводить утренний круг в форме развивающего общения (развивающего диалога). Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в старшем дошкольном возраст от 10 до 20 минут.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Задачи :

  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности
  • Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения ставить задачи, искать пути решения.
  • Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
  • Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день

     Структура «Утреннего круга»

  1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».

2. «Новости дня»: обмен информацией.

3. Игра по теме периода.

4. Планирование деятельности.

    «А что у нас ?!»

Жёсткой рамки нет, равно как нет чётко  закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.   Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

Мои задачи

  • Для развития детского сообщества: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Для развития навыков общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение )
  • Учёт индивидуальных особенностей детей: создавать  равные возможности для самореализации всем детям  (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным)

Приветствие

Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день.

        Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, моделирую, то есть показываю, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому действию.

«Давайте поздороваемся» Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

-Приветствия с передачей предмета ( мяч, волшебная палочка, или другой значимый для детей предмет.)

«Назови имя друга»    

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг!

Мячик ты передавай,

Имя друга называй!          

Обмен информацией

Обмен информацией – дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

 И это одна из любимых частей утреннего сбора для детей–  это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

- Новости о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

-  о плане деятельности на текущий день

-   День рождения, посещение гостей, достижения детей и …

  • Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для этого можно предложить детям правила : говорим по одному, или говорит только тот, у кого в руках микрофон; у кого имя начинается на «О», кто сегодня приехал на автобусе,у кого маму зовут Юля, кто …

Игра

  • пальчиковые
  •  дидактические
  •  словесные
  • игры-шутки 
  •  игры-пантомимы
  •  загадки 

 «Разные слова»

Прошу детей назвать

 сладкие слова (конфета, сахар....)

тяжелые слова (гиря, штанга....),

мягкие слова (пушинка, облако...)

весёлые слова (смех, улыбка...)

 «Какой звук встречается чаще всего»

Дети проговаривают  вместе со мной

Шла с базара кошка,  У ежа – ежата,

У кошки – лукошко. (ш)  У ужа – ужата. (ж)

 Ритмическая игра «Топ – хлоп»

Хлопками и притопами задает несложный ритм.

Для начала берется самый простой ритмический рисунок:

«хлоп – топ». Ритм пускается по кругу.

Составление плана дня

  • Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

-Проблемная ситуация, позволяющая всем детям поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением проблемы:

Картотека проблемных ситуаций

  • в повседневной жизни (культура поведения, культура общения)
  • в художественных произведениях
  • Сказка «Волк и семеро козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

  • в исследовательской деятельности

- «Свойства магнита»

   Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из других материалов ?

  •  в соблюдении ПДД в картинках

 Список литературы:

  • «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Свирская Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: (метод. Пособие) / Лидия Свирская.
  • Издательство «Линка–Пресс»,2010.–240с. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. / Под ред. Н. В. Мальцевой.–Самара. 2004.–52с. Программа «Сообщество».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_krug.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

       «Утренний круг» в развитие когнитивных и коммуникативных возможностей дошкольников

  

         «Утренний круг» по программе «От рождения до школы» (под редакцией     Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой) - это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.      

    Авторы Программы рекомендуют проводить утренний круг в форме развивающего общения (развивающего диалога). Рекомендовано организовать перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение в старшем дошкольном возраст от 10 до 20 минут.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.

Задачи :

  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности
  • Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения ставить задачи, искать пути решения.
  • Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы сообщества, планировать свою и совместную деятельность.
  • Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
  • Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день

     Структура «Утреннего круга»

  1. Приветствие или «Минутка вхождения в день».

2. «Новости дня»: обмен информацией.

3. Игра по теме периода.

4. Планирование деятельности.

    «А что у нас ?!»

Жёсткой рамки нет, равно как нет чётко  закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хорошо вместе, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.   Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время.

Мои задачи

  • Для развития детского сообщества: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Для развития навыков общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение )
  • Учёт индивидуальных особенностей детей: создавать  равные возможности для самореализации всем детям  (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным)

Приветствие

Цель этого этапа – создание комфортной эмоциональной атмосферы для всех детей, создание единой общности детей, в которой каждый ребенок чувствует себя принятым и понятым. Этот блок призван решать задачи преимущественно эмоционального и социального развития. Задача педагога – задать детям «правильный» эмоциональный настрой на весь день.

        Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, моделирую, то есть показываю, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому действию.

«Давайте поздороваемся» Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом:

Один хлопок- здороваются за руку,

Два хлопка –здороваются плечиками,

Три хлопка –здороваются спинками.

-Приветствия с передачей предмета ( мяч, волшебная палочка, или другой значимый для детей предмет.)

«Назови имя друга»    

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг!

Мячик ты передавай,

Имя друга называй!          

Обмен информацией

Обмен информацией – дети учатся выражать свои собственные идеи, мысли, чувства, важные для них.

 И это одна из любимых частей утреннего сбора для детей–  это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

- Новости о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

-  о плане деятельности на текущий день

-   День рождения, посещение гостей, достижения детей и …

  • Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для этого можно предложить детям правила : говорим по одному, или говорит только тот, у кого в руках микрофон; у кого имя начинается на «О», кто сегодня приехал на автобусе,у кого маму зовут Юля, кто …

Игра

  • пальчиковые
  •  дидактические
  •  словесные
  • игры-шутки 
  •  игры-пантомимы
  •  загадки 

 «Разные слова»

Прошу детей назвать

 сладкие слова (конфета, сахар....)

тяжелые слова (гиря, штанга....),

мягкие слова (пушинка, облако...)

весёлые слова (смех, улыбка...)

 «Какой звук встречается чаще всего»

Дети проговаривают  вместе со мной

Шла с базара кошка,  У ежа – ежата,

У кошки – лукошко. (ш)  У ужа – ужата. (ж)

 Ритмическая игра «Топ – хлоп»

Хлопками и притопами задает несложный ритм.

Для начала берется самый простой ритмический рисунок:

«хлоп – топ». Ритм пускается по кругу.

Составление плана дня

  • Завершающим компонентом утреннего сбора является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.

-Проблемная ситуация, позволяющая всем детям поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением проблемы:

Картотека проблемных ситуаций

  • в повседневной жизни (культура поведения, культура общения)
  • в художественных произведениях
  • Сказка «Волк и семеро козлят»

Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

  • в исследовательской деятельности

- «Свойства магнита»

   Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из других материалов ?

  •  в соблюдении ПДД в картинках

 Список литературы:

  • «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  • Свирская Лидия Васильевна. Утро радостных встреч: (метод. Пособие) / Лидия Свирская.
  • Издательство «Линка–Пресс»,2010.–240с. Практика проведения утреннего сбора для детей дошкольного и школьного возраста. / Под ред. Н. В. Мальцевой.–Самара. 2004.–52с. Программа «Сообщество».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

"Что нужно знать, чтобы школьником стать!" Развитие когнитивной и эмоциональной сфер дошкольника.

Основная задача психолога в работе с детьми подготовительных групп - это коррекция и профилактика возможных трудностей в предстоящей им не простой школьной жизни. Чем же специалист может им помочь? В ...

«Речевое развитие и формирование коммуникативных навыков дошкольников»

П едагогический совет по направлению "Речевое развитие"...

Музей и стандарт дошкольного образования в развитии социальных и коммуникативных навыков дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогических чтениях "Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы", организованный Городским методичес...

Педагогический совет "Развитие речи и коммуникативных навыков дошкольников через познавательное развитие"

Формирование связной речи дошкольников происходит через познавательную активность.  Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с д...

Мастер-класс «Проектирование утреннего круга с целью воспитания дружелюбия у старших дошкольников»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах проектирования утреннего круга для воспитания дружелюбия у старших дошкольников. Задачи: Познакомить педагогов с технологией утр...

Консультация для родителей "Развитие когнитивных процессов и речи дошкольников с помощью нейропсихологических игр".

Цель: развитие когнитивных процессов и речи дошкольников посредством выполнения нейропсихологических игр"Задачи: - способствовать развитию внимания, памяти, мышления у дошкольников;- создава...