Мастер- класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи

Кулакова Юлия Александровна

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения.

 

Задачи:

- расширять знания педагогов о методах мнемотехники как о способе развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_mnemotehnika_1.docx535.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование мнемотехники в развитии связной  речи дошкольников»

Цель:  повышение профессиональной компетенции педагогов в применении технологии мнемотехники в образовательном деятельности с детьми дошкольного возраста в процессе активного общения.

Задачи:

- расширять знания педагогов  о  методах мнемотехники как о способе развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

-  дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Ожидаемые результаты:

 - вызвать интерес педагогов к методам мнемотехники ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Ход мероприятия:

Педагог.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

       Ещё Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

       Слово «мнемотехника» – происходит от греческого и переводится как «искусство запоминания»

       Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

  Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

     Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:

-для обогащения словарного запаса,

-при составлении рассказов,

-при пересказах художественной произведений,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

      И сейчас я предлагаю вам отгадать, какое знакомое всем стихотворение зашифровано на таблице. Предлагаю вам его вспомнить и прочитать опираясь на картинки.

З. Александрова «Мой мишка»

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки,

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

А теперь я предлагаю вам самим составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

  При помощи листа бумаги и карандашей можно очень быстро изобразить рисунки схематично. В данном случае мы будем составлять таблицу на доске маркером. Для этого мне нужен один помощник. Итак, на каждое слово или словосочетание придумываем картинку.

Не переживайте, если вы будете затрудняться, Мы Вам поможем.

«Ёлочка» Н.Нищевой.   (педагог зачитывает, а участник зарисовывает.)

Перед нами ёлочка:

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды,человечки.

    Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запоминается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

    Такие яркие иллюстрации в мнемотаблице необходимы для работы с детьми  младшего дошкольного возраста или  с  теми детьми, которые только что начинают учиться рассказывать по схемам.

(на мониторе высвечиваются образцы других стихотворений)

«Белка-шалунишка»

Скачет белка – шалунишка,

Рвёт с еловых веток шишки,

А, потом на землю – прыг

И отыщет боровик.

Т. Волгина «Подарок маме»

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете,

Маму я люблю.

  Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт, и опираясь на схему, нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак , уважаемые педагоги, кто у нас будет загадывать загадку? А мы с вами будем её отгадывать. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

 

    Что это?

   Цвет

  Форма

 

   Вкус

    Где растёт

    Каков на ощупь

     Что можно приготовить

      Такие таблицы применяются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, которые уже умеют работать по мнемосхемам.

     Помимо этого, мнемотаблицы широко использую при пересказе уже знакомых рассказов и сказок.  Но особенно интересно работать с мнемотаблицей, когда вместе с детьми сочиняешь различные истории.

    И мне бы хотелось вас познакомить с игрой, которая помогает детям не только грамотно составлять предложения, но и  развивать воображение, память и умение сочинять.

    Называется эта игра «Фантазёры».

    Она предназначена для игры с детьми уже старшего дошкольного возраста.

Правила игры заключаются в том, что ведущий игры придумывает рассказ, историю или сказку и зашифровывает её в мнемотаблицу. Опорные картинки могут обозначать в данном случае не слова, а целые предложения и даже часть рассказа.  Главное, что ведущий не рассказывает своё сочинение в слух, а держит в тайне от играков. Далее мнемотаблица передаётся по очереди игрокам и каждый придумывает свой рассказ. Последний рассказывает ведущий игры. Зрители игры оценивают рассказы игроков (картинки для оценивания: плохо – красный, хорошо – жёлтый, зелёный – отлично, кулачёк с поднятым большим пальцем вверх – просто класс!). Чья история самая интересная – тот и становится ведущим игры.

Предлагаю вам поиграть в эту игру.

И так в первом ряду у нас будут игроки. На последующих рядах – зрители.

С вашего позволения, в первом раунде ведущим буду я. Начинаем игру.

-------

Спасибо, уважаемые педагоги.

Заключение:

       Хотелось бы напомнить, как и любая работа с детьми, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Главное – нужно изобразить так  условно-наглядную схему, чтобы нарисованное было понятно детям.

      Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса, дед, бабка и др. – состоят из геометрических фигур. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений (показ схем).

      Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов и сочинения сказок и историй более простым, интересным, творческим.

  В заключение мастер-класса я предлагаю вам с помощью мнемотехники оценить его.

Вывесить таблицу (6 клеток), предложить изобразить свое отношение, свои эмоции, свои пожелания.

(Я рада, что мой мастер – класс вызвал у вас улыбку, удивление, приятные эмоции и т.п….)

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Оргпроект мастер-класса«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»(учитель-логопед Кравцова Я.А., Емельянова Е.В.)...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Задачи:...

Мастер-класс«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

laquo;Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». мастер-класс для педагогов  ДОУ...

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Конспект мастер-класса на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание тек...