Картотека дидактических игр и проблемных ситуаций для работы с дошкольниками по технологии ТРИЗ
картотека (средняя группа)

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igrpo_tehnologii_triz.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

и проблемных ситуаций

для работы с дошкольниками

по технологии ТРИЗ

Верхозина Ж.В..

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 города Иркутска

                                                                                              детский сад №102

           Современный мир с его стремительно развивающимися технологиями, огромным потоком информации и новостей требует от человека осмысливания событий, выработки правильных решений и практического их применения в ускоренные сроки. Учить этому необходимо с детства. Ребятишкам 3–6 лет поможет освоить эти непростые навыки адаптированная к дошкольному возрасту технология ТРИЗ — система игр, упражнений и занятий, направленных на совершенствование творческих способностей, воображение, нестандартного мышления. Причём все эти качества призваны помочь детворе не только развиваться творчески, но и применять свои таланты в практической деятельности.

Игра ТРИЗ: «Хорошо – плохо».

Задача: побуждать детей анализировать явления неживой природы и

формулировать проблемы, заложенные в его сущности.

Ход игры:

Воспитатель: Ветер – это хорошо. Почему?

Дети: В жару ветер приносит прохладу.

В засуху ветер приносит дождевые облака.

Когда ветер, можно на парусных яхтах кататься.

Ветер флюгера крутит.

Красиво колышутся листочки на деревьях.

Можно змея запускать.

Ветер семена растений переносит.

Воспитатель: Ветер – это плохо. Почему?

Дети: Когда дует сильный ветер - может быть холодно.

Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять.

Сильный ветер может захлопнуть дверь и нельзя будет попасть домой.

Сильный ветер может захлопнуть открытое окно и от удара может разбиться

стекло.

От сильного ветра могут даже деревья упасть.

Ветер может домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».

Воспитатель: Сформулируйте проблему, возникшую в этой сказке.

Дети: Ветер сильно дует, но при этом он не должен унести домик с девочкой в Изумрудный город.

Воспитатель с помощью фишек фиксирует количество сформулированных

или решенных проблем.

Игра ТРИЗ: «Мое – не мое».

Задача: учить находить общие признаки объектов.

Ход игры:

Каждый ребенок получает медальон с конкретным образом  (в старшем

возрасте достаточно этот образ назвать). Ведущий по очереди бросает детям

мяч и называет какое- то свойство. Если для данного образа это свойство

характерно, то ребенок говорит: «Мое» и ловит мяч. Если нет, то

отбрасывает со словами: «Не мое». Если же ребенок по ошибке «присвоил»

чужое свойство, ему предлагается оправдаться, например: мячик сладкий?

Когда? Если он мармеладный, если это конфета - драже и т.д.

Слова образов на медальонах: велосипед, спасательный круг, сачок, мяч,

удочка, кукла, машинка, скакалка, мороженое, корзинка.

Свойства: холодное, плетеная, быстрый, надутый, говорящая, круглый,

железный, длинная, резиновая, вкусное, сладкое, яркий, цветной и т.д.

Игра ТРИЗ: «Раньше - позже».

Задача: Учить определять зависимость объектов и их действия от времени.

Правила игры: Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят,

что было до этого или что будет после. Можно сопровождать показом

(моделирование действий). Для наглядности можно использовать ось

времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или

назад.

Ход игры:

Воспитатель:  Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Д: Мы одевались на прогулку.

Воспитатель: А до этого?

Дети: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в

строителей, а еще раньше завтракали…

Воспитатель: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Дети: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы…

Игра ТРИЗ: «Где живет?».

Задача: Учить выявлять над - системные связи.

Ход игры: Ведущий называет предметы игрушек или показывает картинки с

игрушками.

Воспитатель: В каких словах живет звук  А?

Дети: Посуда, коляска, кукла, машинка, скакалка ,пирамидка, мишка, зайка и

т.д.

Воспитатель:  В каких словах живет звук  К?

Дети: Кукла, коляска, машинка, зайка, скакалка, зайка…

Игра ТРИЗ: «Хорошо - плохо».

Задача: Продолжать учить детей выделять в предметах и объектах

окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Ход игры:

Воспитатель: Много игрушек – это хорошо? Почему?

Дети:  Можно играть в разные игры , поделиться с друзьями, подарить игрушку другу, обменяться игрушками.

Воспитатель: Много игрушек – это плохо? Почему?

Дети:  Долго собирать после игры, могут потеряться , сломаться, испачкаться, если плохо с ними обращаться и т.д.

Воспитатель: Дружба.

Дети: Хорошо, что есть с кем поиграть, обратиться за помощью в трудной

ситуации, не скучно, интересно и весело.

Дети: Плохо, что нужно делиться игрушками и вкусностями, нужно иногда

уступать и договариваться с друзьями, может быть плохая компания, из

которой сложно выйти.

Игра ТРИЗ «Теремок».

Задача: Продолжать учить сравнивать объекты. Расширять словарный запас.

Правила игры: Детям раздаются предметные картинки. Один ребенок (или

воспитатель) выполняет роль ведущего и сидит в «теремке». Каждый

приходящий в «теремок» сможет попасть туда только в том случае, если

скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Ключевыми словами являются слова: « Тук – тук. Кто в теремочке живет?»

«Пущу, если скажешь, чем на меня похож (отличаешься)».

Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по

составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Ход игры :

Предметные картинки: игрушки, профессии людей сотрудников детского сада.

Машинка, кукла, мишка, грузовик, коляска, волчок, мяч…

Повар, медсестра, воспитатель, дворник, бухгалтер…

Например:

Ведущий выбрал машинку.

Дети:  Тук – тук. Кто в теремке живет?

Воспитатель: Это я игрушечная машинка.

Дети: А я игрушечная коляска. Пусти меня к себе жить.

1 вариант.

Воспитатель: Пущу, если скажешь, чем ты похожа на меня.

Дети: Я коляска похожа на машинку тем, что со мной играют дети: катают меня по полу. У меня, как и у тебя есть колеса, сиденье, пластмассовые детали. За мной, как и за тобой ухаживают: моют, протирают, сушат.

2 вариант.

Воспитатель: Пущу, если скажешь, чем ты от меня отличаешься.

Дети: Я - коляска, больше машинки по размеру, вожу на себе разные по размеру куклы. Есть детали из ткани, другого цвета.

Игра ТРИЗ «Что умеет делать?».

Задача: Продолжать учить определять функции объекта.

Ход игры:

Воспитатель: Мяч.

Дети: Может катиться, прыгать, скакать, укатиться, потеряться, сдуться,

лопнуть, испачкаться и т.д.

Воспитатель: Воспитатель.

Дети: Может воспитывать, хвалить, играть с детьми, читать книги, рассказывать,

петь песенки, разговаривать с родителями, детьми, другими воспитателями,

гулять с детьми и т.д.

Аналогично можно поговорить о других игрушках и сотрудниках детского

сада.

Игра ТРИЗ «Найди, о чем расскажу».

Задача: Упражнять в навыках описания и сравнения объектов по признакам.

Правила игры: Нужно найти картинку или игрушку по перечисленным признакам. Сначала описывает воспитатель, а потом ребенок.

Вариант:

Воспитатель: «Загадаю человечка, пусть к нам выйдет на крылечко тот, у кого на футболке красный цветок»

Дети: Угадывают.

Воспитатель: Тот , кто угадал, загадывает другого ребенка по внешним признакам.

Ход игры:

Воспитатель: У него круглое лицо, яркая одежда, он всегда улыбается и смешит людей.

Дети: Клоун.

Игра ТРИЗ «Да - нет».

Задача:

Закреплять умение ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Правила игры.

Нахождение игрушки (картинки с изображением игрушки или сотрудника детского сада). Расположение может быть горизонтальное, вертикальное, на плоскости (фланелеграфа или магнитная доска), на сторонах, углах комнаты группы. Дети задают водящему вопросы, используя слова: слева, справа, вверху, внизу, между, посередине…

Ведущий отвечает только «да» или «нет» пока не найдется объект, который

искали.

Игра ТРИЗ «Что из чего».

Задача: Побуждать детей к осознанному отношению к признаку материала.

Правила игры:

Воспитатель называет рукотворные материалы (древесина, пластмасса, резина, ткань, металл…), а дети называют игрушки, сделанные из этих материалов.

Игра ТРИЗ «Обзывалки и прозвища».

Задача: Побуждать детей называть действия и функцию рукотворного

объекта.

Правила игры: Каждый играющий придумывает себе рукотворный объект.

Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем также по очереди

называют свои функции или действия, но не глаголом, а существительным,

образованным от глагола при помощи уменьшительно – ласкательных

суффиксов. Кто не может быстро назвать свое прозвище, выходит из игры в

один круг.

Игра может повториться 5-6 раз, т.е. ребенок вспоминает не менее 5 разных

действий своего объекта.

Ход игры:

Дети: Юла. Крутилка, шумелка, радовалка, заводилка, вертелка.

Дети: Кукла. Сиделка, наряжалка, падалка, заплеталка, модница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

Проблемные ситуации как средство формирования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками»

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление об...

Консультация для педагогов «Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками».

Повышение уровня профессиональных знаний у педагогов методом проблемных ситуаций в работе с дошкольниками....

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками

lМышление обычно начинается с вопроса или проблемы. Проблемная ситуация – это такая ситуация, для решения которой не хватает знаний и данных, поэтому их приходиться искать самому. lПроблемн...