Сообщение на тему: «Реализация в ДОУ проекта «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
материал

Тихомирова Татьяна

Городской семинар-практикум «Здоровье и безопасность детей в летнее время» /Сообщение на тему:  «Реализация  в ДОУ проекта «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»  Подготовила воспитатель первой квалификационной категории  МБДОУ д/с №46 г.о. Кинешма Тихомирова Татьяна Викторовна

                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской семинар-практикум

«Здоровье и безопасность детей в летнее время»

Сообщение на тему:

«Реализация  в ДОУ проекта «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Подготовила:  воспитатель

первой квалификационной категории  

                                  МБДОУ д/с №46 г.о.Кинешма

                                                Тихомирова Т.В.

Май 2016г.

                                                                                             Безопасности формула есть:                                                                  

                                              Надо видеть, предвидеть, учесть                                                                                 По возможности – все избежать,                                                                                              

 А где надо – на помощь позвать!                                                                                      
 

            Проект  «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»  реализуется на базе МБДОУ №46 городского округа Кинешма.

Наш детский сад - это 174 малыша от 2-х до 7 лет, и каждый со своими интересами, вопросами, капризами и радостями. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности

               Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

              Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

             Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

            Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

В результате важности проблемы безопасности  детей нами,   воспитателями -  Белышевой, С. А.,  Тихомировой  Т. В.,  Ивановой  В. И.  был разработан и создан долгосрочный проект «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников».

Тип проекта:  познавательно – ориентированный

Участники проекта:   педагоги, работники детского сада, воспитанники старшего дошкольного возраста  и их родители.

           Новизна проекта заключается в том, что освоение дошкольниками опыта безопасности жизнедеятельности осуществляется  через взаимодействие педагогов ДОУ, родителей воспитанников, социумом. Это позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса в решении данной проблемы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обозначенные критерии оценки могут быть использованы при определении целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию, а также для разработки основной  образовательной программы дошкольного образования.

               В проекте показан путь адаптации федеральной программы «Безопасность» к условиям конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей правилам безопасного поведения, насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Цель проекта:

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Этапы реализации проекта

Первый этап: Подготовительный.

Цель: определить основные направления работы.

Второй этап: Организационный.

Цель: составить программу проекта  взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека.

Третий этап. Основной.

Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности,  подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей.

Четвертый этап. Аналитический.

Цель: систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта.

Пятый этап. Заключительный.

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека

Система и последовательность работы представлена тематическими блоками:

  • Мир вокруг
  • Пожарная безопасность
  • Безопасная дорога
  • Мир вокруг (контакты с незнакомыми людьми,  правила поведения на улице, правила поведения в природе,  контакты с животными, опасные предметы,  один дома,  правила личной гигиены, изучение строения организма, отношение к больному человеку,  детские страхи и т.д.
  • Пожарная безопасность (пожароопасные предметы, правила поведения во время пожара, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях)
  • Безопасная дорога (правила дорожного движения, правила поведения в транспорте)

Предполагаемый результат

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Предметно-развивающая среда

В ДОУ созданы условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения; разработан  перспективный план и конспекты, картотеки игр по  правилам безопасности жизнедеятельности 

Создание  обогащенной предметно-развивающей  среды  в группе рассматривается не только" как условие, но  и главным образом -  как метод воспитания - ибо эта деятельность является  непрерывной, педагогически обусловленной  и совместной с детьми.

В каждой группе оформлен  «Уголок  безопасности», где  имеются:

  • макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор и пр. «Пожарный щит»;
  • плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «пожарная безопасность»,  «Правила личной гигиены» , «Правила поведения при пожаре» и др.;
  • подборка художественной литературы, иллюстраций, картин и др.
  • дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» «Съедобное и несъедобное»  и др.;
  • настольно-печатные игры: «Дорожные знаки», «Светофор», «Собери огнетушитель», «Разрезные знаки», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Опасно-безопасно» и др.;
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Полицейские», «Скорая помощь», «Мой дом» и др.;
  • альбомы,
  • план - схемы, составленные детьми «Безопасная дорога от детского сада до дома», «Оказание первой помощи при порезах»  и др.

Содержание работы по формированию представлений дошкольников ОБЖ строится на следующих принципах:

  • доступность:
  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала
  • систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
  • наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  • динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  • дифференциация:
  • создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком

Работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников входит во все разделы и направления образовательной программы ДОУ:

  • организованные формы обучения – непосредственно-образовательная деятельность,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • культурно - досуговую деятельность,
  • игру.

В совместной деятельности  с педагогом  дети получают новые теоретические  знания по   изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи, моделируют и решают ситуации (НОД, беседы, экскурсии, рассказы, моделирование ситуаций,

игры-эксперименты, чтение художественной литературы,

просмотр тематических фильмов, мультфильмов и др. Например, систематическое проведение учений  эвакуации по пожарной безопасности. Беседа «Пожар. Что делать?» . Экскурсия к светофору

Художественное творчество:  Лепка «Кошкин дом»  Лепка «Мы пешеходы»  Аппликация «Мой город»

Во время  самостоятельная деятельность дети закрепляют полученные знания через

дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрации, альбомы и раскраски по ОБЖ,  настольные макеты, моделирующие улицу, дороги, пожарный щит, сюжетно-ролевые игры, сюжетный конструктор и др.

В нашем детском саду проводятся тематические недели, месячники по безопасности Тематические развлечения и досуги:  «Берегись огня», «Нельзя играть вблизи дорог», Азбука безопасности»,  «Пристегни, а то потеряешь»

Организуются выставки совместного детско-родительского творчества:

конкурс творческих работ «Помни правила движения, как таблицу умножения!»,

конкурс детского творчества по пожарной безопасности «Юные таланты за безопасность»,
«Огонь- друг- огонь-враг»

В летний период закрепляем полученные знания,  умения,  навыки  по ЗОЖ и ОБЖ., дети учатся применять их на практике.  Мы используем наглядные, словесные и практические методы. Летом дети проводят большую часть времени на прогулке, поэтому считаем необходимым проводить беседы о правилах поведения на улице,  в природе, рассказывать о правилах дорожного движения.  Развиваем основы экологической культуры ребенка, воспитываем  любовь и бережное отношение к природе.


Особая роль  в нашем проекте отведена взаимодействию с семьёй  

Цель:  повысить уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста  основ безопасности жизнедеятельности;  воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей,
их эмоциональное благополучие
   Мы разработали  для родителей консультации, памятки поведения в той или иной ситуации (например: «Основы безопасности», «Осторожно, весна!», «Безопасность зимней прогулки», «Стой! Опасность!», «Один на улице или безопасная прогулка», «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей», «Если ребёнка ужалила пчела», «Прогулки в природу», «Опасная жара», «Выезд на природу», «Фликеры детям купите родители, пусть на дороге их видят водители», «Внимание! Ядовитые растения», «О летнем отдыхе детей»  и др.

Памятки: «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения при пожаре», «О мерах безопасности в период весеннего паводка и на тонком льду»  и др.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможны лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных: мы вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе с детьми познаём, удивляемся, делаем новые открытия.

В ДОУ существует, функционирует система работы по формированию элементарных  основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста,  в результате чего, у детей имеются знания:

  • О правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;
  • О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;
  • О здоровом образе жизни.
  • Развиты познавательные, коммуникативные и регуляторные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В результате проекта у детей:

  • Повысилась личная уверенность ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;
  • Дети стали внимательнее  друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;
  • Возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;
  • Повысился экологический уровень детей.

Идет накопление опыта по подбору необходимой информации по данной теме. Полученный опыт позволяет избежать несчастных случаев.

Педагоги  совместно осуществляют воспитательно-образовательный процесс по данному  направлению.

Родители вовлечены в  воспитательно-образовательную  деятельность.

У детей  развиваются основы  безопасности жизнедеятельности.

            Считаю, что комплексная реализация данного проекта очень результативна, поэтому мы будем  продолжать работу по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников"

В консультации раскрыты методы и приемы по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников....

Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».

Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос:  "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...

Тема по самообразованию: "Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников".

Тема по самообразованию : " Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников"....

Краткосрочный проект «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников» в средней группе «Ягодка»

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта....

конспект квеста по теме основы безопасности жизнедеятельности дошкольника "правила поведения в экстремальной ситуации"

повторить с детьми правила поведения в экстремальных ситуациях;способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и кбезопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых пра...

Проект «Мой безопасный мир» (по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников) на 2022-2023 учебный год

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: «Как обе...

Сообщение из опыта работы для педагогов «Основы безопасности жизнедеятельности через метод моделирования и элементы поисково-исследовательской деятельности»

Основу здоровья человека составляет безопасное поведение. Обучение безопасному поведению должно начинаться в раннем возрасте, формироваться в дошкольном и раннем школьном возрасте, стойко закрепляться...