Выступление на педсовете "Приобщение детей к социокультурным нормам"
материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Выступление из личного опыта на педсовете.     Воспитание чувств патриотизма процесс сложный и длительный. Но любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Приобщение детей к социокультурным нормам"

     Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей.  В его процессе  осваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

   Приобщение детей к социокультурным нормам является одним из основных принципов ФГОС.  При написании программы детского сада мы учитывали специфику социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.  Социокультурное развитие ребенка по ФГОС  осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, у детей формируются первичные представления о культурных традициях своего народа.

Нами были поставлены задачи:

1. сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, к природе родного края; к культурному наследию своего народа;

2.воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям;

3) воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.

    Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условия, в которых ребенок непосредственно проживает, воспитывается, и здесь очень большую роль играет семья, ведь первыми и главными воспитателями детей являются родители.

 А. С. Макаренко говорил: «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека».

    Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 44) – сказано о том, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ДОУ существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей.

          Итак,   семья – это первая среда, формирующая личность ребенка. Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Поэтому мы проводим консультации, беседы, анкетирование с родителями, устраиваем тематические выставки.

Такие темы: «Чем занять ребёнка дома», «Учим вместе с детьми», "Учимся играя", «Семь правил мудрого родителя», «Права ребёнка на игру в семье», «Что делает мужчину хорошим отцом», «Наказание ребёнка», «Искусство быть родителем».

      Для изучения традиций семьи проводим с детьми  такие беседы: "Чем занимались в выходные дни, "Как провели отпуск", "Чем угощает тебя бабушка", «Наши бабушки и дедушки», « Мамы разные важны, мамы разные нужны", «Моя любимая мама», "Моя семья", «Профессии наших родителей».

 Также неоднократно делаем выставки рисунков "Наши папы - бравые солдаты", "Мамин портрет", "Моя семья". Каждый год проходит "День открытых дверей.

     На праздник "День Матери", "8 Марта", "День защитника Отечества" дети делают подарки своими руками.  Не оставляем без внимания  бабушек и дедушек и не забываем про день пожилого человека. Дети с удовольствием учат песни, стихи, инсценировки, чтоб поздравить своих родных. В прошлом году весело прошёл праздник День Защитника Отечества. Папы вместе с мальчиками активно соревновались в различных эстафетах.

    Также  родители не остаются в стороне и помогают детям участвовать в конкурсах- поделок, изготовленных своими руками: "Новогодняя игрушка", "Символ года", "Осенние фантазии", "Вторая жизнь вещей", "Ярмарка народных умельцев".

     Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России и только потом — жителем планеты Земля. Идти надо от простого к сложному, от близкого к далекому.

    Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.  Родина – это, в первую очередь, город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Чувство любви и уважения к малой и большой Родине воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия.

         Родители  недостаточно уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети, соответственно, не владеют достаточной информацией обо всем этом.  Поэтому данные задачи решаются у нас во всех видах детской деятельности: на НОД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Мы воспитываем детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщаем к фольклору, знакомим с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны. Организуем с детьми праздники такие как : "День смеха", "Масленица", "День защиты детей". Родители принимают в этом активное участие, помогают с атрибутикой. Знакомим детей с Правами ребёнка.

        У каждого народа свои сказки, свои обычаи и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. « Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Так как, нашу группу посещают воспитанники 10 национальностей, мы читаем сказки народов мира, разучиваем хороводные и подвижные игры, изучаем обычаи.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Особое внимание уделяем нашему Северу. Сотрудничаем с городским Музеем. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

В  познавательной зоне у нас есть:

  • Флаг России.
  • Герб России.
  •  Глобус.
  •  Физическая карта России.
  •  Герб Москвы.
  •  Гимн России.
  • Портрет Путина В. В.
  •  Герб и флаг Ямала
  • Герб и флаг нашего города - Лабытнанги
  • Фотоальбом «Мой город».
  • Альбом "Ямал - моя Родина"
  • Сувениры народов Севера
  • Предметы декоративно-прикладного искусства.
  • Произведения писателей Севера, русских писателей
  • Произведения русского народного творчества
  • Кассеты с записью сказок
  • Презентации

     Проводим беседы, смотрим презентации «Земля - наш общий дом», «Знакомство с глобусом», «Дети разных национальностей»,. «Моя родина-Россия», «Мы россияне», «Север зовёт". Знакомим детей с родным городом, краем, природой, бытом и традициями народов Севера, с символикой России, используя при этом презентации.

    Устраиваем выставки рисунков. Например: "Мой Ямал", "Полярная ночь" и др.

 Играем в дидактическая игры: "Рассели животных на земном шаре", " Кто поможет малышу?", " Назови материк",

     Творческие игры, путешествия: "Отправляемся на Север", "Тундра зовёт", "Путешествие по городам России".

        Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. О войне надо рассказывать детям, начиная с дошкольного возраста. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше

В свою работу включаем беседы: «Этот День Победы», «Георгиевская ленточка», «Майский праздник День Победы отмечает вся страна», «Наша Армия родная!», Слушаем песни военных лет, учим стихи, устраиваем встречи с ветеранами, рассматриваем иллюстрации  книг, рисуем рисунки, проводим экскурсии к памятнику защитникам Родины, возлагаем цветы.

     Воспитание чувств патриотизма процесс сложный и длительный. Но любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О приобщении детей к социокультурным нормам А . С. Макаренко «Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идет только обработка человека». Воспитатель: Поздняк А. Л. Выступление на педсовет

Слайд 2

«День Защитника Отечества»

Слайд 3

Праздник с папами «Кто сильнее?»

Слайд 4

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Слайд 5

День защиты детей

Слайд 6

Поделки из бросового материала

Слайд 7

Ярмарка народных умельцев

Слайд 8

Конкурс «Новогодняя игрушка»

Слайд 9

К.Д.Ушинский «...воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

Слайд 10

Мой ЯМАЛ

Слайд 11

Лабытнанги – город детства!

Слайд 12

Тундра зовёт

Слайд 13

Знакомство с Ямалом – краеведческий городской музей

Слайд 14

Гербы городов и поселений Ямало-Ненецкого автономного округа

Слайд 15

Рисунки «Мой ЯМАЛ »

Слайд 16

Я помню, я горжусь

Слайд 17

Поздравляем ветеранов

Слайд 18

Рисунки «День ПОБЕДЫ»

Слайд 19

Рисунки «Наша АРМИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства» Опыт работы.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государстваСоциальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему ...

Выступление по теме: «Становление социокультурных норм у детей младшего дошкольного возраста»

Свое выступление я хотела бы начать со слов А.С. Экзюпери: «Я пришел в этот мир, чтобы быть любимым, чтобы н научиться жить в нем и продолжать оставаться любимым». Ребенок младшего дошколь...

Приобщение детей к социокультурным нормам через знакомство их с русскими народными музыкальными инструментами (Реферат)

Сформированность социокультурных норм является важнейшим показателем целостной личности. Педагоги все чаще задумываются о будущем подрастающего поколения. Что же их ждет впереди? Какое наследие им дос...

Приобщение детей к социокультурным нормам семьи и общества через классику детской литературы

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотноше...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»

В дошкольном возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Поэтому...

Тема недели: «Права детей в России». Цель: приобщение детей к социокультурным нормам семьи, общества и государства в части соблюдения прав детей.

Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной  деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

laquo;Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства»....