Роль устного народного творчества в развитии речи детей.
статья (младшая группа) на тему

Попова Елена Дмитриевна

Произведения усного народного творчества - большое искусство слова. Чёткая, стройная композиция, увлекательная фантазия сказки, яркие образы героев, выразительный и лаконичный язык. ритмичность, законченность сюжета делают эти произведения высокохудожественными по форме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль устного народного творчества в развитии речи ребенка.

Начало искусства слова в фольклоре.

                                                                         М.Горький.

            Что такое устное народное творчество? «Устное» - передавалось «из уста в уста», так как раньше не записывалась. «Народное» - создано каким-то народом: русским, татарским. «Творчество» - это когда что-то придумывают, творят. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, потешки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребёнка и в наши дни.

     С самого раннего возраста необходимо уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Этому, как ничто другое, способствует непосредственное с ним общение на языке песенок, потешек, колыбельных, которые существовали с незапамятных  времен и переходили из поколения в поколение. Разнообразные по содержанию, они уточняют представления ребёнка об окружающем, незаметно направляют его поведение. Так, в песенке «Сорока – сорока» каши не получает тот, кто не работал: дров не пилил, воду не носил.  Всем и каждому знакомы такие традиционные персонажи, как два веселых гуся, сорока - белобока, коза - рогатая, рева - корова, котик - коток, сова - большая голова, серенький волчок.  Песенки и потешки забавляют ребёнка, сопровождают его игры, развивают чувство юмора, учат мыслить.  Русские народные потешки помогут ребенку с раннего возраста приобщиться к родной культуре, впитать ее с молоком матери, пробудить в нем интерес к чтению, литературе и истории своей родины, развить речь раньше сверстников, не знакомых с фольклором.  Русские народные потешки позволяют малышу как можно раньше понимать родную речь, формируют правильное звукопроизношение и вызывают массу положительных эмоций. Весёлые  потешки связаны с движением и отличаются бодрым ритмом. В народных песенках и потешках имеется большое разнообразие ритмов в зависимости от содержания – это или речитативная считалка, или плясовая потешка, или спокойная колыбельная песня. Первые музыкальные восприятия ребёнок получает от напевов этих песенок. Русские народные песенки и потешки помогают детям  понимать значение слов, особенно при частом их  повторении, где упоминаются части тела, одежды и т.д. Проговаривая их, взрослый показывает на  те предметы, которые называет и ребенок усваивает эти названия быстрее. Они помогают как можно раньше отработать правильное звукопроизношение. Ведь даже в самых коротких потешках постоянно повторяются одни и те же звуки и слова, например: петушок-петушок – золотой гребешок; ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду – потерял пастух ду-ду; киска, киска, киска – брысь,  на дорожку не садись! Кис-кис-кис! Научить ребенка подражанию животным и музыкальным инструментам, что стимулирует его мышление: наши уточки с утра – кря-кря-кря; наши гуси у пруда – га-га-га; подражанию дудочки – ой, ду-ду; свирели – ай, лю-ли; колокольчику – тили-бом; гуслям – трень-брень. Способствуют развитию мышления и интеллекта и обогащению словарного запаса.  Обращение к устному народному творчеству должно быть постоянным, ведь в нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в песенки, потешки,  овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста легче осуществляется с помощью художественного слова. Потешки – часть первых детских игр, в процессе которых ребенок осваивает простейшие движения и жесты. Слово в потешке ведет за собой жест, организует всю игру. Потешки выводят ребенка за рамки его маленького привычного мира, воспитывают его в шутливой форме. Слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учиться говорить, думать общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Потешки можно использовать в качестве физкультминуток с добавлением движений по смыслу текста. Произносить потешки нужно ритмично, протяжно, проговаривая слова. Детям потешки доставляют огромную радость. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка, если ребенок упрямиться и не хочет что-то делать. Потешки помогают ребенку настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Имена в потешках можно заменить на имя ребенка, к которому они обращены. Но самое главное, что дает потешку это – налаживание контакта между взрослыми и детьми. Разучите несколько потешек и ласковым голосом, не громко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь. Разучивая и повторяя их вместе с ребенком, вы станете  непосредственным участником сохранения потешек, поскольку выросший малыш обязательно научит им своих детей. Произведения устного народного творчества всегда будут пользоваться большой любовью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

Фольклор - прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон речи....