Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников
консультация на тему

Клевина Наталия Ионаса

Здесь в полной мере представлен материал о последовательной работе с детьми по воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

                          Центр развития ребенка Детский сад №2 «Рябинка»

Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

                       Подготовила  воспитатель подготовительной группы №6 «Капитошки»    

                                                                                                     Клевина Наталия Ионаса

                                              г. Москва    г.Троицк, 2016-2017 учебный год

                                                   « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»  

                                                                                                                                                               К.Паустовский

Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны,  для русских людей. Чувство любви к Родине - это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Как же пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Что же значит быть патриотом своей страны?

У В.П.Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он еще не сирота». В.А.Сухомлинский писал «Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать  плохое от хорошего…»

В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно- патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем дошкольном возрасте.

Президент Российской Федерации В.В.Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны: «Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным и ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально- нравственный климат в обществе в целом. В Программе воспитания и обучения в детском саду отмечено, что нравственно- патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание с первых лет жизни любви к родной семье, родному городу, дому, краю.

В нашем образовательном учреждении педагоги уже много лет успешно реализуют в своей деятельности задачи нравственно – патриотического воспитания через введение в воспитательно – образовательный процесс новых форм работы с детьми и родителями. Ведь родители осознают роль родительского воспитания в становлении нравственных качеств личности ребенка.

Мы, педагоги, работающие и приобретающие опыт в этом важном направлении, осознаем, что зачатки нравственных качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать нравственные, духовные, патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания : трудолюбие, милосердие, гуманность.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Последовательность данной работы в нашей группе представлена в схеме: Семья - Детский сад – Родная улица – Родной город – Страна – Права и Обязанности. Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических чувств и общественных отношений.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально – чувственном уровне. Используем такие приемы патриотического воспитания, как этические беседы о городе, родной стране, мире; экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями; рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, других стран; знакомство с элементами национальной культуры; обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей, сотрудников детского сада, других горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города, приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты, как использование наглядного материала (фотографий, репродукций картин, схемы).

Составляя рассказ, нужно включать вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать.

Рассказывая об исторических событиях, мы стараемся не употреблять даты, т.к. детям дошкольникам недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, стараемся употреблять такие выражения: «это было очень-очень давно» или «это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.п.

Следует также помнить, что язык рассказа должен быть простым и понятным детям.  Для этого необходимо объяснять значение незнакомых  cлов.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству.

В своей работе стараемся использовать различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д), так как в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме, так как у детей сохраняется наглядно- образное мышление и для запоминания и усвоения материала нужна опора на визуальные впечатления. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка», «решето», «ухват», четкое понимание детям дает натуральный предмет или хотя бы его изображение, потому что словесное описание дети воспринимают с трудом.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Ведь она способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Для патриотического воспитания детей используем информационно-коммуникационные технологии при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен, стихов.

Решению проблемы патриотического воспитания способствует актуальный ныне метод проектов. Основная его цель- развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В группах целесообразно разработать такие педагогические проекты, как «Родной город», «День матери», «День Победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомить с талантом русского народа, научить детей любить свой город, свою страну и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, заставляют задуматься над отношением к миру природы.                                                                               И, наконец, игра- любимая и увлекательная форма проведения занятий для детей по патриотическому воспитанию. Она зажигает и увлекает, доставляет много положительных эмоций, позволяет в короткое время закрепить большой объем информации.

Но, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«С чего начинается Родина?» (формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем)

Воспитание патриотических чувств – одна из актуальных  и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.Сегодня я затрону тему, которая близка всем п...

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ...

Семинар для воспитателей "Формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников"

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...

Представление опыта работы на методическом объединении «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В данной выступлении воспитатель Ахмадова Элина Жамалаевна делится опытом по формированию у детей любви к Родине, поселку, стране, природе родного края, культурному наследию своего народа. Воспит...

Мультимедийные интерактивные игры как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Одной из наиболее удачных форм подачи познавательного материала патриотической направленности можно назвать применение мультемидийных интерактивных игр....

Мультимедийные интерактивные игры как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Презентация.

    Мультимедийные интерактивные игры - это удобный и эффективный способ предоставления информации с помощью компьютерных  программ...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...