Конспект занятия в старшей группе тема: "Помощь Сороке "Любознайке" (опытно-экспериментальная деятельность)
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кулакова Юлия Александровна

На занятии  дети знакомяться с физическим явлением -магнетизмом, особенностями магнита, обследуют и экспериментируют с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_starshaya_gruppa_lyuboznayka.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

г. Хвалынска Саратовской области

                                                                                                                                         

                                                                                           

 

 

Конспект

занятия в старшей группе

       «Помощь сороке «Любознайке»

(опытно-экспериментальная деятельность)

2014г.

Воспитатель: Кулакова Ю.А.

Тема: «Помощь Сороке «Любознайке» (опытно-экспериментальной деятельности)

Цель: Познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, особенностями магнита.

Задачи:

  • продолжать учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;
  • вовлекать детей в практическую деятельность, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения;
  • закрепить приобретённые знания в практической (экспериментальной) деятельности детей.

Материал: магниты по количеству детей, канцелярские скрепки, гвозди, болтики, шурупы, монетка, два стаканчика на каждого ребёнка, бумага, картон, ткань, фанера, стекло, набор картинок к игре, компасы, помощник воспитателя в костюме сороки, карта.

Ход занятия:

(стук в дверь) Залетает сорока «Любознайка» с рюкзачком.

Сорока: Здравствуйте дети! Я прилетела  к вам за помощью. Посмотрите, какой у меня большой рюкзак, а в нём столько интересных предметов. Я предлагаю вместе разобрать мой рюкзак, вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: Любознайка, мы рады видеть тебя у нас в гостях, и с удовольствием дети тебе помогут. Предлагаю поиграть в игру « Найди нужный предмет».

Сорока достаёт предметы и ложит на ковёр. Предметы из различного материала: деревянные, пластмассовые, резиновые, металлические. Звучит музыка, дети вместе с Любознайкой «летают» по групповой комнате; по окончанию музыки воспитатель предлагает детям взять предметы из дерева, пластмассы, резины и определить их свойства.

Далее воспитатель предлагает взять только предметы из металла.

Воспитатель: Объясните, как вы догадались, что это предметы из металла. Дети перечисляют свойства предметов из металла: гладкие, твёрдые, тяжёлые, блестящие.

Игра заканчивается определением свойств предметов из металла ( гладкий, твёрдый, тяжёлый, имеет металлический блеск).

Воспитатель: «Любознайка, скажи пожалуйста, о каких предметах ты хотела бы узнать больше?

Сорока: конечно о предметах, которые блестят и притягиваются.

Воспитатель: Любознайка, тогда садись и внимательно смотри и слушай, а дети тебе расскажут и покажут интересные опыты (воспитатель обобщает: Эти предметы сделаны из железа).

Воспитатель: Железо обладает волшебным свойством, а каким мы узнаем благодаря опытам по экспериментированию ( читает загадку)

«Этот жадный предмет

Всё железо хватает

Для него нормы нет

Прилипанием страдает»

Воспитатель: Что это?

Дети: магнит.

Воспитатель: Что такое магнит?

Дети: К магниту притягиваются железные предметы

Воспитатель обобщает: тело, длительное время сохраняющее намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.

Исследовательская работа.

Воспитатель предлагает взять магниты и с помощью их найти предметы, которые к ним притягиваются. Дети проверяют действие магнита. Дети и Любознайка послушайте , я расскажу вам одну легенду.

- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других металлов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

-Понравилась вам эта легенда? (да)

-Почему же магнит так назвали?

Обобщение. Пастух Магнас позволил людям впервые ознакомиться с магнитными свойствами тел. Для современной техники огромное значение имеют магнитные материалы. Из магнитного железняка делают стрелки компаса. Подвижная стрелка компаса одним концом всегда указывает на север, где находится северный магнитный полюс земли, другим концом- на юг, где находится южный магнитный полюс. На некоторых языках магнит называют «любящий камень» из-за притягивания железных предметов, но объяснит причину притягивания никто не мог. На протяжении многих лет учёные изучают магнит, пытались делить его на части, чтобы разъединить полюсы, но ничего не выходило. Любой, даже самый маленький кусочек магнита, всегда оказывался целым магнитом с двумя полюсами, способный притягивать.

Практическая деятельность детей.

« Поиграли мы с утра

Заниматься нам пора

Но не лепкой и не чтеньем

Ждёт нас опыт, наблюденье»

Воспитатель предлагает провести опыт с магнитом.

Опыт: «Притягивание друг к другу»        

Воспитатель предлагает поработать в парах. Для опыта берутся учебные магниты (с обозначением полюсов синих и красных цветов). Каждой паре детей предлагается соединить магниты и сделать выводы (разноименные полюсы магнита притягиваются, одноимённые- отталкиваются).

Опыт «Не замочив рук». Действует ли  магнит через другие металлы? – Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?

Воспитатель: А поможет нам в этом удивительная план- карта. Давайте изучим нашу карту. Она подскажет нам, как правильно провести наш опыт.

Что надо сначала сделать? ( налить воды в стакан)

-Что потом? ( бросить скрепку в стакан)

-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.

-Расскажите, что вы сделали и что получили. ( Скрепка следует за движением магнита вверх).

-Что же двигало скрепку? ( Магнитная сила)

- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?

-Магнитные силы проходят через стекло.

Физминутка: «Зима»

Вьюга веет над полями (поднимают руки, покачивают ими)

Над горами и лесами (Руки на пояс)

Вправо, влево посмотри (повороты)

Сидят на ветках снегири (машут руками)

Очень холодно зимой (ёжатся от холода)

Птицам хочется домой ( приседают один раз)

Мы покормим снегирей (имитация)

Птицам будет веселей ( подпрыгивают 6 раз на месте, ритмично хлопая в ладоши)

Опыт: « Скоро весна!»

(на столах для каждого ребёнка кораблик, в нём скрепки)

Воспитатель: Ребята, подскажите, как можно без волшебства заставить кораблик двигаться?

Дети: Подуть, с помощью рук, с помощью магнита

Воспитатель: Из какого материала сделаны кораблики?

Дети: из бумаги.

Воспитатель: А магнит притягивает бумагу?

Дети: нет, но на кораблике  есть скрепки, а они металлические, значит магнит их притягивает

(дети приводят в движение кораблики, прикладывают магнит под крышку стола, под бумажного кораблика и двигают магнитом его по столу)

Вывод: Магнит действует сквозь препятствие ( стол – это  препятствие).

Сорока: Ой, у меня так устали глазки, даже не могу смотреть опыты

Воспитатель: Мы тебе сейчас поможем

Проводится гимнастика для глаз «Любопытная сорока»

«Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз, а с него свалилась вниз!

Опыт: «Когда магнит вреден»

Дети высказывают свои предложения о том, что произойдёт, если к компасу поднести магнит?- Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?

Проверяю предложения детей экспериментально. Поднесла магнит к компасу, дети видят, что стрелка компаса движется с магнитом.

Объясняю наблюдение: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на ее сильнее, чем земной магнетизм, стрелка-магнит притягивается к  магниту, более сильно действующему на неё по сравнению с Землёй.

Убираю магнит и сравниваю показания компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.

Магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортится, исказится.

 Оказывается и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

 Подведение итогов занятия:

Выводы о свойствах магнита, о том, что магнит не притягивает все предметы подряд; способность притягиваться к магниту зависит от состава металла ( если в составе есть железо, то предмет притягивается). Действию магнита не мешает картон, вода, фанера, ткань; разноимённые полюса магнитов притягиваются, а одноимённые отталкиваются.

Воспитатель: Дети, как вы думаете Любознайка всё поняла из наших опытов?

Сорока: Какие вы умные, так много мне показали и рассказали. Вы хорошо поработали, много я узнала о магните благодаря вам. За ваши старания подарю вам подарок- диск с мультфильмом  «Лунтик и его друзья» о магните.

(сорока улетает)

Воспитатель: Я, превращаюсь в магнит, а вы- крибле-крабле-бумс- в железные шарики. Я вас примагничиваю – притягиваю к себе – и увожу за собой смотреть мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Помощь космоцентру».

Цель занятия: создание условий для использования математических представлений разного содержания в игровых ситуациях....

Непрерывная образовательная деятельность Продуктивная деятельность (рисование) старшая группа Тема: «Помощь гостье Гжель»

Цель: Формирование умений рисовать  гжельские узоры.ЗадачиОбразовательные:1.Формировать умение рисовать цветок по мотивам гжельской  росписи.2. Расширять представление об истории возникновен...

Конспект занятия по ФЦКМ по теме «Помощь бабушке Федоре»

Конспект занятия по ФЦКМ по теме «Помощь бабушке Федоре»...

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе Тема «Помощь другу» по хэр

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)...