Консультация для педагогов "Развитие пзнавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре".
консультация на тему

Лапина Наталья Владимировна

Педагог  рекомендует игры и игровые упражнения на развитие зрительного и слухового восприятия детей раннего возраста на занятиях по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(консультация для педагогов).

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Движущая сила познавательной деятельности – растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее развивается мозг.

        В этот период особенно активны органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения, которых малыш познает окружающий мир.

        Следует отметить, что именно двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Исследования М.Ю. Кистяковской, Н.М. Щелованова показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Во время ходьбы, бега, лазанья и других движений ребенок сталкивается с целым рядом предметов и познает их свойства (тяжелый, легкий, большой, маленький, длинный, короткий, мягкий, твердый и т.п.), учится ориентироваться в пространстве.

Поэтому, организуя активность детей, особенно на физкультурных занятиях наряду с формированием двигательных умений и навыков, важно акцентировать внимание на развитии зрительного и слухового восприятия.

Развитие зрительного восприятия заключается:

- в закреплении у детей представлений о качествах предметов (форме, цвете, величине);

- умения ориентироваться в пространстве;

- тактильных ощущений.

        Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребенок на физкультурном занятии. Важно грамотно выстроить процесс ознакомления с ними детей, предложив сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал, из которого сделаны. Например, знакомя с мячом или гимнастической палкой, можно предложить обхватить двумя руками мяч, гимнастическую палку, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, синий, гладкий; палка длинная, желтая, деревянная). Дети, воспринимая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

Закрепление основных цветов.

В раннем возрасте дети знакомятся с основными цветами: красным, синим, желтым, зеленым. На физкультурном занятии важно обращать внимание воспитанников на цвет физкультурного инвентаря (мячей, лент, обручей, кубиков, флажков), задавая вопрос: «Какого цвета мяч (лента)?».Знание цвета может закрепляться в подвижных играх.

«Найди свой обруч»

        Детям раздают цветные ленточки (красные, синие, зеленые). В углах комнаты располагают обручи такого же цвета. Дети бегают по залу. По команде «Найди свой обруч!» ребенок должен подбежать к обручу такого же цвета, как его ленточка.

        Закреплению способностей сравнивать и группировать предметы по цвету будет способствовать игровое упражнение.

«Разноцветные мячи»

        Воспитатель рассыпает мячи разного диаметра (25 см, 15 см) и цвета (желтые, красные). В углах зала стоят корзины такого же цвета. Дети должны собрать мячи по цвету.

Закрепление формы предметов.

        Ребенок третьего года жизни усваивает представления о 4-5 формах: шар, куб, треугольник, квадрат. Закрепление умения узнавать и называть форму предметов можно в игровом упражнении.

«Поезд»

 Дети стоят в колонне по одному и держатся за длинную веревку. По сигналу «Поехали!» начинают движение со словами: «Чу-чу-чу». В центре зала рассыпаны кубики и мячи (одинаковые или разные по цвету). После остановки воспитатель предлагает собрать кубики (или только мячи).

        Закрепить умение группировать предметы по форме поможет следующее упражнение.

«Найди домик»

        По углам комнаты стоят корзины с наклейками определенных форм: круг, квадрат, треугольник. По залу разбросаны фигурки. Воспитатель предлагает собрать их и разместить по своим домикам. Затем воспитатель и дети вместе проверяют, все ли фигурки на своих местах.

Закрепление величины.

        Дети закрепляют знания  о размерах (высоте, длине, ширине), знакомясь с понятиями: «высоко - низко», «длинный - короткий», «широкий - узкий». Для развития умения различать и называть контрастные размеры предмета важно акцентировать внимание детей на вопросах:

«Какой мяч по величине?» (Большой или маленький);

«Какой ручеек?» (Узкий или широкий);

«Какие ворота по высоте?» (Высокие или низкие);

«Какая дорожка?» (длинная или короткая).

        Закреплению умения соотносить предметы по величине будут способствовать игровые задания: большие мячи нужно прокатить через широкие ворота, маленькие – через узкие; большие мячи прокатить по длинной дорожке, маленькие по короткой и  игровое упражнение.

«Найди и собери»

По углам комнаты расставлены большие и маленькие корзины. Воспитатель рассыпает большие и маленькие мячи и предлагает детям собрать их: большие мячи в большие корзины, маленькие – в маленькие корзины.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве.

        В подвижных играх, игровых упражнениях ребенок учится ориентироваться в пространстве, овладевая такими понятиями, как: «далеко», «близко», «высоко», «низко», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу» и т.д.  Например, воспитатель обращает внимание детей на ленточки, висящие на шнуре на разном расстоянии (высоко и низко). Или предлагает детям подбросить мяч сначала высоко, а затем низко, или бросить мяч в корзины, одна из которых стоит далеко, а другая близко.

Развитие тактильных ощущений.

На физкультурных занятиях дошкольники с интересом будут закреплять понятия: «мягкий – твердый», «гладкий – шершавый», для этого им можно предложить походить босиком по разным дорожкам: твердой (деревянной) и мягкой (широкой, узкой, длинной, короткой из дермантина и поролона), гладкой (из дермантина или клеенки) и шершавой («пуговичной», с нашитыми кольцами и др.).  Закреплению понятий «тяжелый – легкий) будет способствовать игровое упражнение.

«Тяжелый - легкий».

Воспитатель предлагает детям взять сначала тяжелые мячи (набивные), затем легкие (надувные), диаметром 20-25 см), после этого  сесть около обозначенной черты и покатать по очереди мячи, характеризуя их: «тяжелый», «легкий».

Знакомя малышей с физкультурным инвентарем, важно обращать их внимание на материал, из которого оно выполнен, задавая вопросы: « из чего сделан мяч (кубик, обруч)?». Дети начинают понимать, что мячи бывают резиновыми, пластмассовыми и из ткани, к тому же тяжелыми и легкими, гладкими и с шипами, большими и маленькими.

На физкультурных занятиях важно развивать слуховое восприятие. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Способность улавливать и различать звуки не возникает сама собой, ее нужно развивать. Ребенок учится  различать «звучание» знакомых предметов: бубна, колокольчика, погремушки, барабана. Развитию у детей умения переключать слуховое внимание способствуют игры.

«Угадай, что делать».

У детей в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими, а если звенит тихо – опускают их.

«Беги на носочках».

Воспитатель стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно его звучанию дети выполняют движения: под тихий звук – идут на носочках, под громкий – обычным шагом, под очень громкий звук – бегут.

Вышеперечисленные игровые упражнения и игровые задания можно использовать как на физкультурных занятиях, утренней гимнастики, так и на прогулке. Содержание их способствует развитию у детей активного восприятия, хорошей памяти и мышления.

Материал взят из журнала «Инструктор по физкультуре» №3 – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности детей раннего возраста на занятиях по физической культуре

Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, насколько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается прежде всего в ...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

quot;Развитие творческого воображения у детей  дошкольного возраста на занятиях по физической культуре"...

Методическая разработка на тему " Развитие креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в детском саду"

Методическая разработка конспекта физкультурного досуга  для детей подготовительной группы детского сада по развитию креативности....

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...