Тренинг для родителей и детей с ОВЗ «Мы счастливы, когда мы вместе»
план-конспект занятия по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Боярских Юлия Александровна

Тренинг для родителей и детей с ОВЗ «Мы счастливы, когда мы вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley_i_detey_s_ovz_schastlivy_vmeste.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей и детей с ОВЗ

«Мы счастливы, когда мы вместе»

Цель: Гармонизация отношений родителей и детей с ОВЗ, повышение педагогической компетентности родителей, помочь родителям и детям ощутить удовольствие от совместной деятельности, помощь семьям по адаптации и включении детей с ОВЗ в общество.

Задачи: Повысить жизненный тонус родителей и детей. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком. Сформировать адекватную самооценку у родителей и детей. Развить у детей навыки социального общения. Научить родителей и детей действовать согласован. Развить у детей координацию движений.

Участники: родители, дети, воспитатели.

Организационный момент: все участники тренинга сидят в импровизированном круге из стульев. Материалы: листы бумаги формата А4, художественные принадлежности (краски, фломастеры, карандаши и т. д., листы бумаги для записей, ручки и чистые кисти, игрушка, маски сказочных персонажей.

Педагог-психолог:

«Добрый вечер уважаемые родители! Я благодарю Вас за то, что вы пришли на практическое занятие с элементами тренинга под названием «Мы счастливы, когда мы вместе!». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая и дружная семья.

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Именно об этом мы сегодня и поговорим, над этим и поработаем.

Предлагаю Вам, поучаствовать в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка. Я надеюсь, что вы еще лучше станете понимать своего ребенка, еще более трепетно начнете относиться к его переживаниям, научитесь еще больше понимать интересы и желания друг друга.

Итак, начнем наше занятие с приветствия друг друга. Проведем разминку «Подари улыбку».

Разминка «Подари улыбку»

Родители и дети становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Данное упражнение способствует снятию психологических барьеров, присутствующих в общении, установлению эмоционального контакта.

Упражнение 1 «Моё имя». Цель упражнения: создание доброжелательного микроклимата в группе. Первый участник берет в руки зайчика и называет себя так, как бы ему хотелось, чтобы его называли участники на протяжении всего занятия. И так все по очереди, начинает воспитатель.

Упражнение 2 «Надежное плечо». Цель упражнения: формирование чувства доверия в группе, снятие нервного напряжения. Участникам предлагается встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Затем закрыть глаза и медленно раскачиваться, сначала влево, затем вправо, делать упражнение нужно аккуратно, чтобы не толкнуть своих соседей, стоящих по левую и правую стороны. В каждую сторону сделать по два-три раскачивания. Воспитатель выполняет задание вместе с участниками. Затем открываем глаза и улыбаемся друг другу.

 Упражнение 3 «Мой прекрасный ребенок». Цель упражнения: формирование у родителей положительного настроя на занятия по детско-родительским отношениям, повышение самооценки родителей, умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку. Каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди каждый представляет своего ребенка. Начиная каждую характеристику со слов: «Мой ребенок прекрасен потому что…».

После того, как каждый родитель презентует своего ребенка. Начинается рефлексия упражнения. Было ли сложно отыскать положительные характеристики в своём ребенке? Как Вы можете объяснить трудности, которые возникли во время выполнения этого упражнения? Искренние ли Ваши характеристики, или же вы включили в список характеристики, которые Вы скорее хотели бы видеть в своём ребенке? Спасибо за ответы.

Упражнение 4 «Портрет». Цель упражнения: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация. Под приятную и спокойную музыку родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Начинают по очереди «рисовать» лицо. Начинает взрослый, осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем. Затем чистой кисточкой. Затем ребенок также «рисует» мамин (папин) портрет.

 Упражнение 5 «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком и при беседе с ним, и при чтении художественной литературы и во многих других моментах.

Педагог-психолог: «Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми».

Трем родителям предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй - лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает сказку эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается педагог предлагает родителям ответить на вопросы: Что Вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза?

Педагог-психолог: «Также происходит и при общении с нашими детьми».

 Упражнение 6 «Диковинные цветы». Цель упражнения: активизация механизма самопознание. Звучит музыка «Звуки природы» (например, звуки леса, звуки цветочной поляны и т. д.). Педагог-психолог предлагает участникам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза. Себя необходимо представить на волшебной полянке, на которой растут самые разнообразные цветы – от самых экзотических (волшебных из сказок и не только) и до самых обычных комнатных и полевых растений, которые просто радуют глаз. Необходимо присмотреться и выбрать тот цветок, который больше всего вам понравится. Этот цветок нужно повнимательнее рассмотреть: какие у него лепестки, какого они цвета, какой у него стебель, один ли у него цветок или же это соцветие. Нужно почувствовать аромат этого цветка. Внимательно оглядеться и посмотреть, что произрастает вокруг этого цветка. Затем после выполнения задания необходимо рассказать участникам группы о том, что удалось увидеть на цветочной поляне.

 Упражнение 7 «Ручки-художницы». Мы с вами побывали в месте, где растут диковинные цветы. А теперь давайте еще немного пофантазируем и порисуем. Для выполнения следующего упражнения, необходимо всем объединиться в пары – «мама-ребенок» или «папа-ребенок». Цель упражнения: сплочение родителей и ребенка, раскрытие творческого потенциала, эмоциональное самораскрытие через приемы арт-терапии. Каждой семейной паре предлагается сесть за один стол, родитель и ребенок получают по листу бумаги формата А4, краски, принадлежности для работы с красками. Даётся тема рисунка: «Волшебная полянка». Каждая пара с помощью красок, кистей рук и пальцев (без использования кисточек) рисует волшебную полянку. После того, как все в группе закончат работу, каждая пара должна рассказать о том, что изображено на их картине. После презентации работ, идет обсуждение упражнения. Какие ощущения пара испытала от совместной работы? Были ли какие-то сложности во время работы? Всем спасибо.

Упражнение 8 «Послушный – непослушный». Цель упражнения: психоэмоциональная разрядка. Взрослый сидят на ковре, дети - спиной к ним, между ногами. Педагог-психолог: «Дети представьте, что вы котята. Котята, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда котенок непослушный, он стучит ногами, машет руками – тогда мама его крепко держит, обняв сзади. Когда котенок послушный, тогда мама его гладит по головке, обнимает. Давайте, когда я буду говорить «послушный» вы будете вести себя, как ведут себя послушные котята, когда говорить «непослушный», будете вести себя, как ведут себя непослушные котята. А теперь крепко крепко обнимите своих близких.

Упражнение 9 «Море волнуется». Цель упражнения: научить детей волевым усилием контролировать свои действия, развить координацию движений у детей, развитие согласованности действий родителей и детей. Упражнение выполняется в парах. Воспитатель:

Море волнуется – раз!

Море волнуется – два!

Море волнуется – три!

Морская фигура, на месте замри!

Участники, держась за руки (родитель-ребенок) двигаются, изображают руками «волны». При слове «замри!» участники должны остановиться и застыть в том положении, в каком их застало это слово. Пара в которой хотя бы один участник улыбнулся или пошевелился, выходит из игры.

Упражнение 10 «Чего хотят дети?»

Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.

Педагог-психолог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите свои мысли одной фразой».

 Для этого участники разбиваются на 4 группы и записывают свои ответы на розданных им частях сердцах.

Затем педагог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делать общий вывод, используя фразу «Чего на самом деле хотят дети», которую следует продолжить, перечисляя слова, написанные в сердце – это много любви, тепла и ласки».

Используемая литература:

Истратова О. Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 316 с. : ил. – (Психология);

Светланова И. А. Психологические игры для детей. – Р н/Д. : Феникс, 2014. – Изд. 2-е. – 188 с. – (Мир вашего ребенка);

Фопель К. Энергия пузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем. – Изд. 3-е. – М. : Генезис, 2011. – 240 с. : илл.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"

Приветствия "Давайте поздороваемся!"  , Игра  "Держи мяч", Упражнении  «Щепки плывут по реке», Игра "Обнималочки", Работа за столом, рефлексия...

Тренинг для родителей и детей старшей группы «Мы вместе»

Тренинг для родителей и детей старшей группы «Мы вместе»Подведение итогов....

Детско-родительский тренинг «Мы счастливы, когда мы вместе»

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Игровой тренинг позволяет родителям сделать шаг к познанию своего ребенка....

Тренинг для родителей и детей «Счастливы вместе»

Цель: Гармонизация отношений родителей и детей, повышение педагогической компетентности родителей, помочь родителям и детям ощутить удовольствие от совместной деятельности.Зад...

Групповой тренинг для родителей и детей с ОВЗ "Счастливы вместе"

Групповой тренинг для родителей и детей с ОВЗ.  «Счастливы вместе»....

Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"

Детско-родительский тренинг "Мы счастливы, когда мы вместе"Цель: оптимизация детско-родительских отношений, установление атмосферы доверия и взаимопонимания между родителями и детьми.За...