Технологическая карта на тему Сюжетно-ролевая игра «Банк» (организованная образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности в средней группе)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Голубчикова Наталья Юрьевна

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. Создать условия для ознакомления детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме, формирования умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_bank.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Банк»

ФИО разработчика Голубчикова Наталья Юрьевна

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок».

Возрастная категория обучающихся (группа)

Средняя группа

Тема занятия

Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Цель

Формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. Создать условия для ознакомления детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме, формирования умения творчески развивать сюжетную линию игры «Банк».

Планируемые образовательные результаты

Дети приобретут финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;

Расширятся и обогатятся знания детей о профессиях банковских работников.

Будет значительно обогащена развивающая предметно пространственная среда группы дидактическими материалами и атрибутами

Дети научатся понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей)

Повысится интерес детей к сюжетно-ролевой игре «Банк»

Основные понятия

Основные экономические понятия и категории, (деньги, цена, товар)

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Обсуждение плана игры, распределение ролей, показ образца игрового действия, совет по ходу игры, разъяснение; беседа о содержании предстоящей игры, помощь в распределении ролей, подборе атрибутов, обучение ролевому поведению.

Средства обучения

Муляжи банковских реквизитов: деньги, пластиковые карты, сберкнижки, квитанции.

Атрибут «Банкомат». Стол для администратора, таблички, бейджики, телефон, стул, компьютер,  папка с документацией. Сумки, шляпы, телефоны. Желтые платки для сотрудников банка, стойка, кассовый аппарат с деньгами, костюмы для: кассира, охраны.

Организационные условия

Разработка конспекта игры «Банк». Организация предметно-развивающей среды, изготовление атрибутов для игры: для кассира; охранников; клиентов.  Изготовление макета банкомата, денег, пластиковых карт. Изготовление табличек-стоек,  бейджиков с изображением специальностей, буклетов.

Учебно-методическое обеспечение

  • Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.    
  • Фундаментальная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://resource.ru/
  • Горяев А.П. и Чумаченко В.В. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие, 2018.
  • Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.
  • Сборник методических материалов: на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования детей 5 – 7 лет – Банк России, 2019

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

По необходимости

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

  1. Организационный   момент. Мотивация к учебной деятельности.

Загадка

В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк.)

Ответы детей - Банк

2.Актуализация  знаний.

Вопросы

Просмотр слайдовой презентации.

А что такое банк?

Банк-это финансовая организация, которая производит различные виды операций с деньгами и ценными бумагами. Здесь деньги не только хранят, но и обменивают, выдают в долг, принимают в оплату за всевозможные услуги. С помощью банков выплачивают заработную плату и многое другое.

3. Сообщение  темы  и  цели.

Стихотворение

Предлагаю вам сегодня побыть взрослыми и поиграть в банк! Послушайте стихотворение о банке.

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

Оформлять кредиты,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Участвуют в беседе, слушают  воспитателя и друг друга.  Поиск решения с помощью педагога.

4. Основной блок

 

Затем воспитатель говорит о том, что в банк на работу требуются сотрудники. Для распределения ролей сотрудников используется прием волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджик с изображением специальности.

Для себя воспитатель выбирает роль управляющего банка.

Организация игрового пространства:

банк (касса, банкомат, охранники);

дом — уголок группы.

Принятие детьми на себя роли.

5. Физкультминутка.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять, (шагают на месте) Будем денежки считать (сжимают и разжимают пальцы) Один и два куплю кровать.  Три четыре, чтоб продукты нам купить (разжимают пальцы по одному) Пять об одежде не забыть (пальцем грозим) Вот мы и посчитали.

Выполняют вместе с воспитателем физминутку.

7. Практическая работа в группах. Игра «Банк».

Внимание банк открывается ровно в 9часов. (открывает двери банка). «Уважаемые клиенты банка! Банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».

Проигрывание ситуаций:

  • «Вежливый консультант»,
  • «Разговор оператора с клиентом»,
  • «Работа кассира»,
  • «Работа инкассатора»,
  • «Как оплатить квитанцию по квартплате в банке»

При затруднении детей воспитатель использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.

Банкир принимает сотрудников на работу и указывает рабочее место.

Оставшиеся дети получают роли клиентов и выбирают соответствующий реквизит – сумочки, атрибуты костюмов и паспорта. Дети занимают свои места – операторы садятся за столы, включают компьютер, охранник осматривает помещение, по рации сообщает, что всё в порядке. Садится у терминала.

Каждый «клиент банка» выполняет необходимую ему операцию (получает кредит, оплачивает квитанции, производит обмен валюты, получает банковскую карточку).

 

Дети учатся

работать на кассе;

пользоваться банкоматом.

В ходе игры происходит обучение детей элементам развития сюжета, принятие на себя второстепенной роли. Дети используют пред-меты-заместители.

8. Закрепление. Итог

Стихотворение

(звенит звонок)

Уважаемые клиенты банка,  через 5 минут банк закрывается.

Организационный момент. Все сдают ключи, становятся в полукруг.

Работа с деньгами – ответственный труд,

Порой нелегко нам бывает.

Есть те, кто копейку всегда берегут,

Есть те, кто про всё забывают!

А наша задача – свой ключик найти

К потребности денежной вашей.

Чтоб вам захотелось к нам снова прийти,

И чтоб был ваш дом полной чашей!

Работа с деньгами – ответственный труд.

Он необходим в наше время.

А наши сотрудники – не подведут.

Мы в наше призвание - верим!

(Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами): «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.

  Уважаемые сотрудники! Время работы банка закончено. Прошу всех сдать ключи и вернуть деньги в сейф.

Формируются взаимоотношения в игре, доброжелательное отношение друг к другу,  вежливость.

Рефлексия

Воспитатель предлагает  обсудить  впечатления  детей от участия в игре, повторить новые слова, которые использовались детьми в ходе игры, рассказать какую роль детям больше понравилось играть и т.д.

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе

Интернет-источники и литература

Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

Играем вместе: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 40 с.

Сборник методических материалов: на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования детей 5 – 7 лет – Банк России, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей средней группы "Описание потерявшихся зайчат по картинкам"

Программное содержание:Связная речь: формировать умение составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки.Словарь и грамматика: упражнять в подборе глагола к сущес...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности по теме "Что такое деньги" с детьми старшей группы

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста; ознакомление детей с историей возникновения денег; создание условия для закрепления полученных экономических знаний....

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности на тему: «Что такое цена?

Цель: знакомство с понятием «цена», «деньги», с историей возникновения денег их предназначением, расширение знаний о том, что служило деньгами древних людей. Зад...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе «Поможем Коту Матроскину открыть молочный магазин»

Современная жизнь обязывает свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и экономическое в...

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...