"Дорожная азбука" программа
рабочая программа по обж (старшая группа)

Колесник Елена Дмитриевна

программа по ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_yazbuka_1.docx38.41 КБ

Предварительный просмотр:

Принято        Утверждаю

на педагогическом совете                Заведующий МБДОУ МБДОУ "Детский сад №84 "Алёнка"        "Детский сад №84 "Алёнка" Протокол № 1 от 30.08.2022                        Фролова М.В.

Приказ № 45 осн/д от 12.08.2022

Программа

дополнительного образования

по ОО "Социально-коммуникативное развитие"

«Дорожная Азбука»

Руководитель: воспитатели

Колесник Е.Д.

Козубская И.В.

Пояснительная записка.

Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах путем совершенствования системы мероприятий, должна приносить ощутимые результаты.

В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ), направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.

Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков. Растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств

личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Основными        целями        изучения        правил        дорожного        движения,        и поведения на улице являются:

  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка;
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Задачи:

  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортной ситуации;
  • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
  • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • научить основным правилам дорожного движения;
  • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Ожидаемые результаты

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса. Воспитательный:
  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Социальный

  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД. Формы работы:

Занятия в кружке по ПДД. Беседы-диалоги

Целевые прогулки. Чтение литературы.

Изготовление и ремонт атрибутов и пособий. Игровые тренинги.

Просмотр видеофильмов.

Перспективный план работы в подготовительной группе.

сроки

Тема занятий

Цели

Сентябрь

1 неделя

Кто есть кто на дороге

Цель: расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного

движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

2 неделя

Как появились правила дорожного движения

Цель: познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их

выполнять.

3 неделя

Как рождаются опасные ситуации на

дороге

Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице.

дороге, и стараться ещё избегать.

4 неделя

Как устроен светофор

Цель: познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать

какие бывают светофоры.

октябрь

1неделя

Знай и выполняй правила уличного движения

Цель: расширять у детей представления о безопасном поведении на улицах города; закреплять знания детей о

правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

2неделя

Безопасный перекрёсток

Цель: дополнить представления детей о движении машин на перекрестке; закрепить знания детей об особенностях движения транспорта и пешеходов на регулируемом перекрестке; зна- комить со знаком «Регулируемый перекресток»; совершенствовать знания детей о значении сигналов регулировщика;                продолжать знакомить        с                правилами

передвижения пешеходов и машин с        помощью

четырехстороннего светофора.

3неделя

Транспорт нашего города 1занятие

Цель: расширять знания о том, какой бывает

транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетономешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; продолжать знакомить детей с особенностями передвижения на подземном транспорте метро и правилами поведения в нем

пассажиров; расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; продолжать знакомить детей с особенностями

передвижения всех видов обще- ственного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»,

«Железнодорожный переезд без шлагбаума».

4неделя

Транспорт нашего города

2 занятие

Продолжать знакомить детей с

особенностями передвижения всех видов общественного транспорта и правилами поведения в нем; закрепить представления о таких дорожных знаках, как

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

ноябрь

1неделя

Моя дорожная грамота. 1 занятие.

Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре; закрепить знания дошкольников о понятиях «пешеход», «дорожные

знаки», «островок безопасности»,

«переход»; закрепить с детьми информационно-указательные и запрещающие дорожные знаки:

«Пешеходный переход»,

«Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место

стоянки», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное

движение запрещено».

2неделя

Моя дорожная грамота. 2занятие

Цель: расширять знания детей о назначении предупреждающих

дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»,

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Регулированный перекресток».

3неделя

Моя дорожная грамота. 3 занятие

Цель: продолжать учить детей различать информационно- указательные, запрещающие и предупреждающие знаки; закрепить

назначение знаков сервиса.

4неделя

О чем говорят дорожные знаки.

Цели: продолжать работу по

ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге; расширять у детей представления о назначении дорожных знаков;

знакомить с дорожными знаками:

«Круговое движение», «Въезд запрещен», «Опасный поворот»,

«Разрешено движение только велосипеду», «Разрешено движение только пешеходу».

декабрь

1неделя

Школа моего микрорайона

Цель: дать представление детям о

безопасном пути от дома к школе; учить использовать знания правил

дорожного движения при передвижении без взрослого;

развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части города и во дворе.

2неделя

Опасный перекрѐсток 1 занятие.

Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрѐстке; дать представление о

«регулируемом перекрѐстке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами

передвижения пешеходов и машин с помощью четырѐхцветного

светофора.

3неделя

Опасный перекрѐсток 2занятие

Цель: закреплять знания детей об особенностях движения транспорта на перекрестке; дать представление о том, как переходить улицу на

перекрестке, где нет указателей; учить детей ориентироваться на настольном макете микрорайона.

4неделя

Беседа-диалог

Цель: активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.

Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера (зачем нужны правила дорожного

движения?)

февраль

1неделя

Игра-викторина

«Знаки на дорогах»

Цель игры: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о

сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД;

закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность,

сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми

между собой и окружающими.

2неделя

Игровой тренинг

Цель: развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность.

Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать

ПДД.

3неделя

Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов.

Цель: продолжать объяснять детям

значение жестов сотрудника ГИБДД. Воспитывать внимание,

сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

4неделя

Мы пассажиры

Цель: расширять знания детей о

пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы

останавливаются на специальных

остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения

при ожидании транспорта.

март

1неделя

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее

движение транспорта.

Цель: знакомить детей с разными видами движения на дороге.

Показать и дать попробовать детям на практике, используя автогородок на территории детского сада.

2неделя

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице и

стараться еѐ избегать.

3неделя

Путешествие на автобусе

Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Воспитывать уважительное отношение к

окружающим.

4неделя

Чтение книги А. Иванова

«Как неразлучные

друзья дорогу переходили»

Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

апрель

1неделя

Ребёнок на улицах города

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на дороге, используя правила дорожного

движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях, используя

макеты дорожного движения и транспортную площадку; повторить с детьми правила поведения, предписанные

пассажирам различного вида транспорта, используя различные модели ситуаций; дать представление об автогородке; воспитывать культуру поведения на

улице, взаимоуважение в игре; упражнять внимание и память.

2неделя

Беседа « Если ты потерялся в городе»

Цель: учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью

в данной ситуации.

3неделя

Игра-тренинг «Я потерялся»

Цель: учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной

ситуации.

4неделя

Опасные шалости

Цель: закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте,

на улице, на дороге.

май

3неделя

Просмотр видеофильма

«Пассажиром быть не просто»

Цель: обобщать знания детей по безопасному поведению в

транспорте.

4неделя

Показ сказки « Весѐлые знаки».

Цель: обобщение полученных знаний по безопасности дорожного

движения.

Список использованной литературы:

  1. Кобзева Т.Г. «Правила дорожного движения» /Система обучения дошкольников. Серия: «Методическая работа в ДОУ»
  2. Романова Е. А., Малюшкина А. Б. «Занятия по правилам дорожного движения.
  3. Т.Ф. Саулина «Три сигнала светофора»
  4. Авдеева Н.Н.,Князева О.Л., Стѐркина Р.Б. «Безопасность»
  5. А.Линѐв «У развилки трѐх дорог».
  6. Под ред. Кирьянова В.Н. «Дорожная безопасность».
  7. Г. Н. Элькин «Правила безопасного поведения на дороге».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

КВН ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Правила дорожные – правила дорожные»

Программное содержание:·               в игровой занимательной форме закрепить у детей знания о правилах дорожного движ...

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука»

Программа обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорожная азбука» расчитана на контингент детей дошкольного ...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада Тема: «В стране дорожных дорожных знаков»

Цель занятия.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать умение практически применять их в различных ситуациях.Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироватьс...