Проект "Ёжики"
проект по окружающему миру

Бурова Эльвина Саматовна

Дети проявляют интерес к  лесному жителю – ежу. Отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке. Отгадывают описательные загадки о еже, самостоятельно рассказывают стихи о еже. Владеют основными движениями при выполнении двигательных упражнений, принимают участие в игре. Вызвали интерес к рисованию ладошками, пальчиками. Активное сотрудничество родителей в реализации проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yozhiki.docx37.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ташаринский детский сад «Лесовичок» Мошковского района

МКДОУ «Ташаринский детский сад «Лесовичок»        

633156, Новосибирская область, Мошковский район, с. Ташара, ул. Гагарина 5 А

тел: (код 8 - 38348)  41 – 253, е-mail:ds_tsh_mos@edu54.ru,

http:// lesovishok2016edusite.ru

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ «Ташаринский детский сад «Лесовичок»

__________________ Т. В. Чугуева

Познавательно-исследовательский проект:

 «Ёжики»

Воспитатель:

Бурова Э.С.

с. Ташара

2024

Срок реализации: краткосрочный.

Вид  проекта: познавательно-исследовательский.

Участники: воспитатели, дети 2й младшей группы.

Цель проекта: Познакомить детей с жизнью ежей через организацию разнообразной исследовательской и творческой деятельности.

Задачи:

  • Формировать у детей представления о жизни ежа, его внешнем виде, питании, особенностях образа жизни в лесу.
  • Формировать представления: много, мало, один (д. и. «Какие ежи?»)
  • Обучение различению формы, величины предметов, соотнесению предметов по цвету.  
  • Учить детей отвечать на вопросы, тренировать в подборе прилагательных к существительному, использовать в активной речи предлоги; учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки.
  • Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста, развивать моторику рук; стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, способствовать активизации речи.
  • Развивать изобразительные навыки в рисовании, лепке, аппликации.
  • Воспитывать заботливое отношение к животным.
  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.

Ожидаемые результаты: Дети проявляют интерес к  лесному жителю – ежу. Отвечают на простые вопросы, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинке. Отгадывают описательные загадки о еже, самостоятельно рассказывают стихи о еже. Владеют основными движениями при выполнении двигательных упражнений, принимают участие в игре. Вызвали интерес к рисованию ладошками, пальчиками. Активное сотрудничество родителей в реализации проекта.

Содержание проекта.

  • Этапы Формы работы.
  • Деятельность педагога.
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями.

Первый этап – организационный.

Определение цели и задач проекта. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. Разработка тематического плана для реализации проекта. Вовлечение родителей к подбору материала по теме проекта.

Второй этап – практический.

Виды деятельности по образовательным областям.

1. Познавательно-речевое развитие.

Рассматривание картин, иллюстраций.

Дидактические игры :

«Найди ежат»

«Какие ежи»

«Сделай колючки»

«Найди ежика»

Чтение стихотворения с показом на фланелеграфе.

2. Художестненно-эстетическое развитие.

Лепка  «А у ежика иголки»

Рисование  в технике печатанья трафаретом «Яблочки, листочки»

 рисование ладошками с элементами аппликации «Запасливый еж»

Слушанье песенок о ежике.

3. Чтение художественных произведений, рассказов, стихов, загадок о еже:

 «Маленький ежик», «Ежик и барабан», «Тихая сказка».

Пальчиковые игры. Выставка совместных с родителями работ.

4. Физкультурно-оздоровительная работа.

 Разминка «Колючий еж», «Топал ежик по дорожке».

Подвижные игры. «Лиса и ежата»

Пальчиковые игры с массажным мячиком.

«Хитрый ёжик», «Птичка и еж».

5. Окружающий мир.

«Рассказ о еже» Создание творческих проектов о ежах (стихи, загадки, иллюстрации, рассказы о встрече с ежом).

Третий этап – заключительный.

Интеграция познавательной, коммуникативной, продуктивной, деятельности на тему: «Вот они какие, ежики лесные».

Выставка совместных работ «Ежики такие разные…»

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ «ЗАБАВНЫЙ ЁЖИК».

 Цель: познакомить с жителями наших лесов – ежами.

Задачи: Отметить характерные черты их внешнего вида; учить получать изображения с помощью отпечатков ладошек; развивать мелкую моторику пальцев; развить воображение, мышление.

Материал: игрушка – ёжик, альбомного листа с изображением ежа без иголок на каждого ребёнка, гуашь черная, зеленая, тарелочки для красок, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение.

 Ёж колючий, словно ёлка,

Носит на спине иголки.

По тропинке ёж бежал,

Коготочками стучал

И пыхтел: «Пых-пых, пых-пых».

В норку влез и там затих.

Воспитатель:

-Ребята, сегодня у нас в гостях ёжик. Познакомимся с ним.

-А вы знаете где он живёт? (Ответы детей). Наткнешься на ёжика в лесу и не сразу догадаешься, что это зверь. Дотронешься до ёжика – он  сразу оживет: зафыркает, запыхтит и даже уколет руку.

-А какой же ёжик? (Ответы детей).

-А колючий он потому, что защищается от волка, лисы, медведя. Когда ёжик слышит опасность, то сворачивается в клубок. Спрячет мордочку, живот и лапки. Попробуй, подойти к нему.

Пальчиковая игра «Ёжик».

Ёжик, ёжик колкий,

Покажи иголки. Вот они. (Выпрямить пальцы – ёжик показал колючки)    

Ёжик, ёжик колкий,

Спрячь свои иголки.

Раз – и нет иголок. (Прижать пальцы – ёжик убрал иголки).

Воспитатель раздаёт заранее приготовленные листы с изображением ёжика без колючек.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите на своих ёжиков. Чего не хватает? (Ответы детей).

-Так давайте же поможем ёжикам стать снова колючими!

Воспитатель показывает технику печатания ладошкой. Для этого детям надо опустить в чёрную гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Далее пальчиками можно печатать травку, окунув палец в зелёную гуашь.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь все ёжики стали колючими. А теперь давай те немного поиграем с нашими ёжиками.

Подвижная игра «В лесочке».

Повторяя за воспитателем, дети имитируют движения по тексту.

Воспитатель:

Мы гуляли по лесочку (шагают на месте)

И заметили вдруг кочку  (наклоняются вперед)

Странным показалось (приседают)

Кочка закачалась (покачивают головой  из стороны в сторону)

Подошли мы посмотреть (смотрят на ежика)

Стали глазоньки тереть (трут глазки)

Кочка развернулась, в ежа обернулась (поднимают руки вверх и растопыривают пальчики).  

                     

Воспитатель: А теперь нашим ёжикам пора домой. До свидания!

Конспект занятия по лепке «А у ежика иголки».

Раздаточный материал: соленое тесто, семечки.

Ход занятия:

Обыграйте ситуацию: к детям в гости пришел из леса маленький ежик.

Воспитатель: Посмотрите, какой грустный ежик. Давайте его развеселим — сами превратимся в ежиков».

 Покажите детям, как нужно сцепить вместе пальцы рук. Пальцы прямые — «колючки» торчат вверх. Пальцы согнутые — ежик свернулся в клубочек. 

Воспитатель: Ребята, ежик по-прежнему грустит. Чем же он так расстроен? Ответьте за ежика: «Мне скучно, нет у меня друзей. Не с кем мне поиграть. Помогите мне, пожалуйста, ребята!

Предложите малышам помочь ежику — сделать ему друзей. Покажите детям, как нужно круговыми движениями между ладоней скатать большой (размером с углубление в ладошке ребенка) шар из пластилина. Если у малыша не получается — начните делать шар сами. Пусть дети выполняют посильную для них работу: втыкают семечки в спинку ежика, катают маленькие шарики для глаз, носа и ножек. Получившиеся детали прикрепите к вылепленным фигуркам ежиков сами. Поиграйте с ребятами в ежиков: вы будете говорить за одного ежика, дети — за остальных ежей. Предложите «ежикам» пойти в лес собирать грибы и яблоки. Вылепите вместе с детьми маленькие грибочки и яблочки и наденьте их ежикам на иголки.

Занятие по аппликации «Запасливый еж»

Задачи:

- создание в группе эмоционально комфортной атмосферы;

- развивать ориентировки в пространстве, координации движений, моторики рук, восприятия, слухового внимания, творческого воображения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, встретила маленького ёжика. Вот он какой (демонстрация игрушки) Давайте с ним поздороваемся

Дети здороваются с ёжиком.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, ёжик домашнее или дикое животное? Где он живет? А что любит кушать?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, какие вы большие, умные, много знаете! Ребята наш ёжик почему-то очень грустный. Давайте спросим его, почему он такой печальный?

Дети спрашивают ёжика, утешают его, говорят ласковые слова.

Воспитатель: А вот что мне рассказал ёжик. Он живет в лесу и на полянке, возле его норки раньше росло много грибов. Ёжик решил собрать грибочки, но их кто-то уже собрал, ёжик очень огорчился. Кто же ему поможет найти грибочки?

Дети предлагают ёжику свою помощь.

Воспитатель: Давайте посмотрим что лежит у нас на столе.

(Нарисованный ежик, детали-яблочко, грибок, листик, клей, кисточка, салфетка)

Воспитатель: Посмотрите, как я буду делать ежику запасы!

Предложить детям повторим это вместе.

Пальчиковые игры

 «Хитрый Ёжик»

Хитрый ёжик, хитрый ёжик

На клубочек он похож,    (сложить пальцы замком)

На спине иголки

Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал,

Нам колючки показал. (повертеть ежика вправо и влево)

А колючки тоже

На ежа похожи (поднимать и опускать пальцы)

На ежа мы поглядим,

Молока ему дадим, (тарелочки ладошки)

Но не тронем колки

На спине иголки (грозят пальчиком).

 «Птичка и ёж»

 Птичка водичку клювиком пьет   (указательные пальчики-клювики, постучать ими по краю столу)

Ёжик без ножек на животе ползет (ладошки скользят по столу)

Вдруг у ежика выросли ножки,

И побежал он по дорожке. (пальчики-ножки, постукивая ими по столу показать как ножки бегают)

 Игры с массажным мячиком

 Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,  (подбрасываем вверх  и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол,  (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)

 Ежика возьмем в ладошки   (берем массажный мячик)

И потрем его слегка,  (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки,  (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока.       (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу,   (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –  (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.          (прижимаем ладошки к себе)

 Художественная литература.

Загадки детям.

 Сердитый недотрога, живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной.

Смотри: лежит под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да вдруг побежала.

 В клубок свернется

 Взять не дается.

Как колючий колобок

В этом домике зверек

Его в руки не возьмешь

Потому что это-…

Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно….

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

(Еж)

Лежала между елками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала.

(Еж)

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

(Еж)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ежик)

  

Иголки лежали, лежали

Да под стол убежали.

(Ежик)

 

Хоть и круглый, а не мяч.

Рта не видно, а кусач.

(Ежик)

Сам он круглый, а не мяч,

Рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь,

А зовется это. (еж)

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

 

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж)

Чтение стихотворения с показом на фланелеграфе.

«Маленький ежик»

Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине листок несет,

(Прикрепляет к ежу листок)

 Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине листок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

 Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине грибок несет,

(Прикрепляет к ежу грибок)

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине грибок несу,

Самый сильный я в лесу,

Не боюсь саму лису».

 Маленький ежик,

Четверо ножек.

На спине лису несет,

Песенку поет:

«Туфты, туфты, туфты, туф-

На спине лису несу,

Самый сильный я в лесу,

Победил саму лису».

 Г. Виеру «Ёжик и барабан»

С барабаном ходит ёжик

Бум – бум – бум!

Целый день играет ежик,

Бум – бум – бум!

С барабаном за плечами,

Бум – бум – бум!

Ёжик в сад забрел случайно,

Бум – бум – бум!

Очень яблоки любил он

Бум – бум – бум!

Барабан в саду забыл он

Бум – бум – бум!

Ночью яблоки срывались

Бум – бум – бум!

И удары раздавались

Бум – бум – бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум – бум – бум!

Стихи для заучивания наизусть

Дождик вылился из тучки, 

Вымыл ежику колючки.  

Еж доволен - сыт, умыт, 

На кроватке сладко спит!

Ира просит: "Ежик, Еж! 

Ты мне платьице сошьеш?" 

Еж ответил из-под елки: 

"Ниток нет - одни иголки!"

Ежик мчался по дорожке,

А за ним бежал Сережка.

Протянул Сережка ручку,

Ежик выставил колючку:

«Осторожнее малыш!

Я ведь ежик, А не мышь!

Зверь колючий я лесной,

Не гоняйся ты за мной»

Дидактические игры

«Расположи ежиков по размеру»

«Дорисуй ежу иголки»

«Разрезные картинки»

«Покажи ежику дорогу»

«Назови членов семейки»

«Что едят ёжики?»

Обыгрывание стихотворения «Ежик и барабан»

Цель: Приобщить детей к традициям общения (приветствие обхождение, прощание).

Задача: Поощрять игровое взаимодействие со сверстниками активизировать в речи употребление прилагательных (красивый, румяный, сочный, сладкий, душистый) побуждать соотносить с глаголом выразительные движения, развивать речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный  аппарат.

Материал: Игрушки: ежик, барабан. Яблоки – большое и маленькое.

Ход занятия.

 Расставив полукругом стулья, в центре которого небольшой стол. Воспитатель: Посмотрите ребятки, кто это к нам пришел в гости? Правильно - это ёжик. А теперь все вместе скажем: «Здравствуй, ежик»! Мы тебе рады. С нашим ежиком, у которого есть барабан (выставляет игрушку на стол, рядом с ежиком) случилась удивительная история. Слушайте внимательно стихотворение

 «С барабаном ходит ёжик»

Стихотворение читается 2 раза, дети имитируют игру на барабане, сопровождая ее звукоподражаниями.

Воспитатель:

Вот такие яблоки барабанили ночью (показ).

Это яблоко, какое? Правильно, большое, а то. (ответы)

Как барабанили яблоки по барабану? Скажем все вместе;

Бум- бум – бум. А еще барабан «умеет говорить» «трам – там -там», «трим - тим – тим»

Большое яблоко падая, издает звук «трам – там - там» (показ, а маленькое – «трим – тим – тим» (показ).

Поиграем в игру про ежика и барабан (обращается к кому-либо?

Ты исполнишь роль ежика. Покажи, пожалуйста, как ежик с барабаном ходит по саду. Молодец! А дальше в стихотворении говорится, как ежик забыл свой барабан. И ушел; как упало большое на барабан. Скажем все вместе: трам – там – там. А как сыплются маленькие яблоки? Правильно трим – тим –тим.

А теперь мы поиграем, я вас разделю на две группы. Одна группа – это большие яблоки, другие – маленькие…Вот ты исполнишь роль ёжика, а я буду называть действия ёжика, яблок, а вы – исполнять их. Ёжик ходит по саду. Забыл свой барабан. Просыпались большие яблоки. Побегайте, покажите, как сыплются маленькие яблоки. Маленькие яблоки упали на землю. Садимся.

В сад вернулся ежик и собрал яблоки в корзину. Ест он яблоки и приговаривает; «Какие они румяные, сочные, вкусные, сладкие, душистые».

Воспитатель: Вы так правильно выполняете все задания, что ёжик предлагает разыграть игру «Что изменилось?». Правило игры: вы должны запомнить, как расставлены предметы на столе и закрыть глаза. Я делаю перестановку (большое яблоко укладывается в корзину). Что изменилось? (ответы). Правильно, большое яблоко лежало на столе, а сейчас оно в корзинке.

 Рассказ о еже.

 Дети слушают рассказ воспитателя. (Сопровождается показом картинок)

«В лесу под деревом живет ежик. Еж колючий. У него много иголок. Он сворачивается клубочком и спит. Не видно ни головы, ни ножек. Когда вокруг тихо и ежику некого бояться, то он разворачивается, появляется головка, ножики, и ежик отправляется искать себе пищу. Он ест травку, ягоды, мышей. Как-то еж зашел в сад, где играли дети. Испугался он ребят, свернулся клубочком. Дети увидели ежа и закричали: «Мама, к нам ежик пришел!» Мама вынесла в миске молоко, поставила перед ежиком, ежик осторожно вытянул головку и стал пить молоко из миски. Вот какой интересный еж!»

- Ребята, кто изображен на картинке? (Еж) Какой еж? (Колючий, маленький) Что несет на себе еж? (Листок, грибок) Что ест еж? (Траву, ягоды, мышей, молоко) А кого ежик боится? (лису) А что делает ежик, когда ему страшно? (Он сворачивается в клубочек)