Технологическая карта по эксперементированию Плавающие и тонущие в воде предметы. Свойства предметов.
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Титова Татьяна Николаевна@

Технологическая карта по эксперементированию Плавающие и тонущие в воде предметы. Свойства предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_eksperimentirovanie.docx106.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проектирования НОД (экспериментирование)

ФИО педагога

Титова Татьяна Николаевна

Возрастная группа

Средняя группа

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповая, 8-10 детей

Тема занятия

Плавающие и тонущие в воде предметы. Свойства предметов.

Культурная практика

познавательно-исследовательская

Культурно–смысловой контекст

Карточки фиксации результатов опыта с предметами «плавает или тонет»

Планируемые результаты

Дети узнали о плавающих и тонущих в воде предметах, с помощью экспериментальных действий.

Умеют самостоятельно, по инструкции взрослого проводить опыты и фиксировать результаты наблюдения в «карточках фиксации результатов опыта»

Умеют делать выводы в процессе эксперимента.

Цель занятия

Узнать о плавающих и тонущих в воде предметах, их свойствах и отобразить в карточках - схемы полученные результаты.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

1. расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с

помощью экспериментальных действий;

2. самостоятельно по инструкции взрослого проводить опыты и фиксировать результат.

#1047;акреплять умение делать выводы в процессе эксперимента.

3. тренироваться в умении анализировать и самостоятельно делать выводы.

#1074;оспитывать аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность (повторить правила работы с водой, поддерживать позитивное настроение)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: иллюстрация по рассказу Евгения Чарушина «Как Томка научился плавать», алгоритм действий проведения опыта, большая прозрачная емкость, камушки, деревянные предметы, металлические предметы, стеклянные предметы, деревянный конструктор.

Раздаточный материал: одноразовые прозрачные емкости с водой на каждого ребенка, маленькие мячики, камушки, монетки, деревянные палочки (все предметы по 1 шт.), карточки фиксации с картинками на каждого ребенка.

C:\Users\User\Desktop\УЧЕБА 1\4 КУРС\4 курс 2 сессия\Кананчук\ C:\Users\User\Downloads\Screenshot_20230213-160545_Yandex C:\Users\User\Downloads\Screenshot_20230213-160529_Yandex

Этапы (последовательность) деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемые результаты

  1. Мотивационный этап

Проблемная, игровая ситуация, подводящая к целеполаганию

Дети играют в группе, педагог с помощью колокольчика созывает детей. Сообщает детям, что утром Ваня обнаружил новую книгу в книжном уголке и попросил меня почитать эту книгу.

Ребята, вы хотите познакомиться с книгой и послушать вместе с Ваней рассказ «Как Томка научился плавать»?

Педагог зачитывает отрывок рассказа Евгения Чарушина

«Как Томка научился плавать»

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку.

Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

— Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро.

Томка любил играть с мячиком, — это была его любимая игрушка. Шлёпнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Вопросы:

Ребята, скажите пожалуйста, о ком этот рассказ?

Куда пошли дети?

Что делали дети на берегу?

Что делал Томка?

Достал ли Томка камушек?

Какая любимая игрушка Томки?

Куда кинули дети мяч?

Что произошло с мячом?

А с камушками?

Педагог предлагает порассуждать над вопросом: почему камни утонули, а мяч остался лежать на воде?

Актуализация проблемной ситуации.

Создание условий, для проведения опыта, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.

Осознание и осмысление

проблемы.

Подготовка рабочего места.

Дети играют в группе.

Подходят к воспитателю, внимательно слушают педагога.

- ответы детей.

Дети слушают рассказ «Как Томка научился плавать» Евгения Чарушина

Рассматривают иллюстрацию по рассказу.

ответы детей

Мальчик Ваня задает вопрос: А почему камни утонули, а мяч остался лежать на воде?

Дети рассуждают над вопросом.

Маша высказала свое мнение, что это сказка и это просто так придумали.

Появление у детей заинтересованности,

желания принять участие

в опыте или эксперименте.

Дети познакомились с рассказом.

Рассмотрели иллюстрации по рассказу.

Ответили на вопросы.

Дети рассуждали над поставленной проблемой.

  1. Этап формулирования цели опыта

Формулирование цели опыта, выдвижение гипотез

Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.

Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости

Педагог предлагает потрогать, подержать предметы. Подвести детей к тому, что мяч легкий, а камень тяжелый.

Как мы можем проверить, тонут или не тонут эти предметы?

Что нам для этого нужно сделать?

Хорошо, тогда, давайте вспомним с вами правила поведения в нашей детской лаборатории: Нельзя громко говорить, кричать, перебивать. Не мешать соседу, не толкать, аккуратно обращаться с приборами и предметами на столах.

Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).

Выдвижение рабочих гипотез.

Нужно провести опыт и узнать тонут ли предметы разных свойств в центре экспериментирования.

Проговаривают правила поведения в детской лаборатории.

Обозначили цель опыта.

Знают правила поведения в детской лаборатории.

III. Исполнительский

Планирование экспериментальной деятельности

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению опыта.

Подведение детей к выполнению алгоритма действий.

Педагог предлагает рассмотреть схему алгоритм действий, и определить, что нам нужно для опыта и с чего нужно начинать опыт.

Ребята, посмотрите, у вас на столах стоят емкости с водой, рядом лежат различные предметы: маленькие мячики и камушки, так же можно проверит и другие предметы тонут они в воде или нет. Давайте, мы с вами будем брать те предметы, которые нужны для опыта, и приготовим рабочее место для экспериментирования.

Составление алгоритма

действий по проведению

опыта.

Осмысление содержания карты-схемы опыта.

Составлен алгоритм

действий по проведению опыта

Практический этап

детского

экспериментирования.

Формулировка выводов.

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий.

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента.

Фиксация преобразований объекта.

Педагог предлагает начать опыт, брать предметы и класть в воду, фиксировать в карте наблюдений.

Дети, опускают в воду поочередно предметы и проверяют, что тонет, а что нет, фиксируют в карте наблюдений.

Воспитатель подводит детей к выводу, какие предметы тонут, какие нет и почему.

Дети проводят опыт, фиксируют в карте наблюдений, делают вывод.

Дети умеют проводить опыт с водой «Тонет не тонет», умеют работать с картой наблюдений, делать краткий вывод.

IV. Рефлексивный этап

Рефлексия.

Подведение итогов, оценивание результатов.

Спросить у детей: чем мы сегодня занимались?

Какую проблему мы сегодня решали?

С помощью чего мы решили эту проблему?

Смогли ли мы доказать Маше, что камни тонут, а мяч нет?

Почему в рассказе камни утонули, а мяч остался на поверхности воды?

Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения.

Подтверждение предполагаемой гипотезы.

V. Перспективный этап

Организация перехода к самостоятельной деятельности

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Предполагают, что можно сделать в самостоятельной деятельности

Переносят знания в другие виды деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие во второй младшей группе. Чтение детям русской народной песенки «Водичка, водичка…». Знакомство со свойствами предметов и воды.

В детском саду много делается для воспитания здоровых и всесторонне развитых детей. В данном занятии я постаралась объединить  несколько направлений для развития наших ребятишек:  физи...

Технологическая карта к занятию по детскому экспериментированию "Волшебница вода"

Технологическая карта, которая заменит написание конспектов....

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Свойства воды: прозрачность»

Технологическая карта занятия по познавательному развитию  детей старшего дошкольного возраста ...