Картотека опытов
опыты и эксперименты по окружающему миру

Титова Татьяна Николаевна@

Картотека опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов

ОПЫТ 1

Тема

Вода

Предметная область

неживая природа

Педагогическая цель

Актуализировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Этап формирования

углубленно-познавательный, обобщающий

ОПЫТ 1

Название

Какие свойства?

Детская цель

Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Провести опыт, зафиксировать результат опыта в карточки фиксации результатов опыта, сделать вывод в процессе экспериментирования.

Необходимые

исследовательские умения

Видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, самостоятельно наблюдать и др.

Материал и оборудование

две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она любит играть? На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости.

Чем удобнее наливать?

Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол?

Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.)

Что делает водичка? (Льется.)

Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

− Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).

Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

− Какая вода? (Прозрачная.)

Вывод

Вода прозрачная, без запаха, льется, имеет вес.

«Предметный след»

заполнение результата опыта в карточках фиксации результатов опыта

Исследование в предметно-пространственной развивающей среде

Центр экспериментирования

ОПЫТ 2

Тема

Вода, воздух

Предметная область

неживая природа

Педагогическая цель

Актуализировать представления детей о лёгких предметах, которые не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

Этап формирования

углубленно-познавательный, обобщающий

ОПЫТ 2

Название

«Мой весёлый, звонкий мяч».

Детская цель

Анализировать и делать выводы на основе знаний о лёгких предметах, которые не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды

Провести опыт, зафиксировать результат опыта в карточки фиксации результатов опыта, сделать вывод в процессе экспериментирования.

Необходимые

исследовательские умения

Видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, самостоятельно наблюдать и др.

Материал и оборудование

Ванночка с водой, маленький резиновый мячик, салфетка.

Ход

Поиграем с мячиком в прятки? Помять мячик в ладонях (упругий, мягкий), опустить в ванночку с водой. Что происходит с мячиком? Почему он не тонет? (мяч плавает; он лёгкий). Погружают мяч на дно ванночки, немного придерживают его рукой и резко отпускают. Что произошло с ним? (мячик выскакивает на поверхность воды)

Вывод

Мяч заполнен воздухом, он лёгкий – лёгкие предметы не тонут, вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.

«Предметный след»

заполнение результата опыта в карточках фиксации результатов опыта

Исследование в предметно-пространственной развивающей среде

Центр экспериментирования

ОПЫТ 3

Тема

Вода, человек, рукотворный мир

Предметная область

неживая природа

Педагогическая цель

Актуализировать представления детей о плавающих, тонущих, растворяемых предметах в воде.

Этап формирования

углубленно-познавательный, обобщающий

ОПЫТ 3

Название

Плавает, тонет или растворяется?

Детская цель

Анализировать и делать выводы на основе знаний о

плавающих, тонущих, растворяемых предметах в воде.

Провести опыт, зафиксировать результат опыта в карточки фиксации результатов опыта, сделать вывод в процессе экспериментирования.

Необходимые

исследовательские умения

Видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, самостоятельно наблюдать и др.

Материал и оборудование

Ёмкость для воды (прозрачная), коробочки для складывания предметов, пинцет, салфетки для вытирания, металлические предметы, лоскут ткани, камешек, пластиковая пуговица, стеклянный шарик, соль, сахар.

Ход

Постелите на столе клеенку, налейте в миску теплую воду. Предложите ребенку взять камешек и медленно опустите его в воду. Теперь посмотрите, утонул ли он. Пинцетом ребенок вынимает камешек, кладет в коробочку для предметов, которые тонут. Пусть повторит опыт с деревом и другими предметами. Каждый из них вынимает пинцетом и раскладывает в соответствующие коробочки для плавающих, тонущих предметов. С теми материалами, что растворяются, поступим так: несколько крупинок сахара и соли сухим пинцетом отложим в коробочку для растворяющихся веществ.

Вывод

Ткань и бумага легкая, тонут, когда намокают. Тонут железо, камень, стекло, т.к. эти предметы тяжелые. Не тонет дерево и легкая пластмасса. Растворяются сахар и соль.

«Предметный след»

заполнение результата опыта в карточках фиксации результатов опыта

Исследование в предметно-пространственной развивающей среде

Центр экспериментирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...