Познавательно-исследовательский проект "От семечка к огурчику"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Стаценко Елена Витальевна

Познавательно-исследовательский проект "От семечка к огурчику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_semeni_k_ogurchiku.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 «Теремок»

Познавательно-исследовательский проект «От семечка к огурчику»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

От семечка к огурчику

Руководитель проекта

Стаценко Елена Витальевна

Состав проектной группы

Воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители

Город, посёлок, представляющий проект

Посёлок Новомальтинск, Усольский район, Иркутская область

Вид проекта

Среднесрочный (с март по июнь), групповой, познавательно-исследовательский

Основание для разработки проекта

Повысить знания детей о возможности выращивания овощей на подоконнике

Цель проекта

Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

Задачи проекта

- Формировать у детей представление о росте культурных растений.

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

- Воспитывать бережное отношение к своему труду.

- Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

- Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям.

На кого рассчитан проект

Дети старшего дошкольного возраста(6-7лет)

Место проведения

МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок»

Количество участников проекта

Дошкольники 6-7 лет (25 человек)

Форма проведения

В режимные моменты, в самостоятельной и игровой деятельности, беседы, занятия, наблюдения, исследование, трудовые поручения, привлечение родителей

Ожидаемые результаты

- сформированы представления о внешнем виде огурца, жизненно важных условиях для роста и развития огурца: свете, тепле, воде;

- овладели навыками процесса выращивания огурца: посадка, полив, рыхление;

- отражают в речи результаты наблюдений, сравнений;

- в процессе работы над проектом проявляют любознательность, интерес, формулируют интересующие вопросы;

- в группе создаётся «Исследовательская лаборатория» по выращиванию огурцов;

- впечатления о результате выращивания огурца передают в различных видах творческой деятельности.

Сроки реализации проекта

С марта 2020 года по июнь 2020 года

Актуальность проекта

Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений в комнатных условиях. Самый верный способ получить экологически чистый продукт –это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Проблема проекта

Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая?

Гипотеза проекта

Если каждый год наши мамы и бабушки выращивают на подоконниках рассаду помидоров, перцев, баклажанов и цветов и получают отличный результат, то возможно ли выращивание огурца на подоконнике от семечка до плода.

Характеристика проекта

Данный проект рассчитан на расширение и усвоение знаний по выращиванию овощей на подоконнике. Проектная деятельность спланирована с учётом образовательных областей, помогая детям расширить, освоить, осмыслить и повысить новые знания, а также развить интерес к выращиванию овощей на подоконнике.

Вид проекта: Среднесрочный (с март по июнь), групповой, познавательно-исследовательский

Участники проекта: Воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 4 «Теремок»

Сроки реализации проекта: с марта 2020 года по июнь 2020 года

Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.

Задачи проекта:

- Формировать у детей представление о росте культурных растений.

- Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

- Обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

- Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности;

- Воспитывать бережное отношение к своему труду.

- Привлечь к работе проекта родителей воспитанников.

- Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям.

Дидактическое обеспечение проекта:

Презентация «Развитие растения из семени», разработка картотеки опытов по теме проекта, иллюстрации по теме, подбор произведений, оборудование, необходимое для проведения опытов.

Продукты проекта:

Получение урожая огурцов, приготовление к обеду салата из выращенных огурчиков, составление схем наблюдений, заполнение дневника наблюдений за ростом и развитием огурца, фотоальбом «Мы выращиваем огурцы», создание презентации «От семечка к огурчику», создание индивидуальных альбомов «От семечка к огурчику».

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап

Подготовка к реализации проекта.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.

Дети изучают правила ухода за растениями и потребности растений

Проведение беседы с родителями «Участие в проекте «От семечка к огурчику».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки.

  1. Основной этап

На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Подбор методической и художественной литературы:

поговорки, стихи, сказки (Н.Носов “Огурцы”, В.Безладнов “Зеленый огурец”, Ирис Ревю “Стихи про огурцы”, загадки об овощах и т.д.)

Проведение занятий с детьми: «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы»

Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» и др.

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об огурце.

Оформление рекомендаций для родителей по организации наблюдений за растениями.

Ведение дневника наблюдений.

Рисование “Огуречный рай”:

- научить детей рисовать растение, передавая в рисунке все детали (стебель, лист, цветок, усы).

Рисование “Огуречная грядка”.

Аппликация сюжетная «Изумрудная семейка»

Участие в эстетическом оформлении нашей «Исследовательской лаборатории»

Опытно-экспериментальная деятельность: - «Строение растений» - «Размножение, рост, развитие растений» - «Условия, необходимые для жизни растений»:

  • Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./
  • Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/
  • Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/
  • Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

Подбор информации для детей «Это интересно»

  1. Заключительный этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Составление отчета о проделанной работе;

Оформление документации;

Подготовка презентации проекта.

Подготовка к презентации альбома «От семечка к огурчику» (индивидуальная, ребенок-родитель)

В ходе реализации проекта «От семечка до огурчика» были получены следующие результаты:

  1. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  2. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  3. Дети увидели конечный результат своего труда, смогли его увидеть, потрогать и даже попробовать.
  4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  5. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  6. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  7. Родители приняли активное участие в проекте.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «Участие в проекте «От семечка к огурчику».
  2. Консультация для родителей.
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
  4. Участие в эстетическом оформлении «Исследовательской лаборатории».

Список используемой литературы:

Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель,2011

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. -М.: Издательский центр «Академия», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Проект «От семечка к росточку от расточка к яблоне» В рамках XI муниципального конкурса детских проектных работ «Мой проект» в 2021-2022 учебном году Направление: (познавательно-исследовательский)

 Проект «От семечка к росточку от расточка к яблоне»  вид проекта долгосрочный познавательный и интересный ,прививая любовь к природе и умение самостоятельно наблюдать!...