Конспект занятия по ознакомлению с природой "Покормим птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ионова Вера Николаевна

 Программное содержание.  Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование. Картинки с изображением зимующих птиц, деревянная кормушка. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, калины, орехи и.т.д.).  магнитная доска, магниты.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

«Покормим птиц зимой»

  Программное содержание.  Расширять представление детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Формировать желание наблюдать за птицами, не мешая им. Развивать познавательный интерес к миру природы. Закреплять знания о повадках птиц. Формировать желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц), развивать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудование. Картинки с изображением зимующих птиц, деревянная кормушка. Корм для птиц (семена тыквы и подсолнечника, овес, пшено; ягоды рябины, калины, орехи и.т.д.).  магнитная доска, магниты.

Ход занятия:

1. Психогимнастика:  (Воспитатель и дети приветствуют друг друга)

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

День хороший наступил,

Настроение подарил.

 

Тихо звучит музыка метели, вьюги. ( воспитатель приглашает детей  пройти на стульчики).

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года, месяц?

Дети: Время года -зима, месяц – январь

Воспитатель: А какие признаки зимы вы знаете? Дети называют признаки зимы:

- Небо серое, солнце светит мало. Если светит - то не греет.

- Все кругом покрыто белым покрывалом- снегом.

- Люди одели теплую одежду- на улице стало холодно.

- Звери в лесу сменили легкие шубки на теплые, зимние. Некоторые звери впали в спячку.

- Зимующим птицам холодно и голодно. Они прилетают ближе к жилью человека.

Воспитатель:  - Сегодня мы с вами поговорим о наших пернатых друзьях, о птицах.

 А вот о каких вы узнаете сами, если отгадаете загадки (на магнитной доске размещены картинки  с изображением птиц).

Слушайте внимательно:

1. Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит,

Ловит каждый шорох чутко,

А как, крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава,

Это ухает - .......Ответ детей: (сова).

Воспитатель: Молодцы!   (Найдите на  картинке сову) 

2. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика........Ответ детей: (синица)

Воспитатель: Молодцы, ребята! ( картинка синицы). Слушайте следующую загадку.

3.Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит......Ответ детей: (дятел)

(Хвалит детей за правильный ответ и находят на  картинке  дятла)

4.Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый  - Ответ детей:  (голубь сизый)

Воспитатель: Молодцы, ребята и эту загадку отгадали. Найдите на картине с  голубя.

5. Найдешь её в своём дворе,

Она на радость детворе.

Ты обижать ее не смей!

Эта птичка - ........Ответ детей (воробей)

Воспитатель: Молодцы! Найдите воробья на картине.

6. Вот птичка так птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.(клёст)

 

7. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это - ........Ответ детей: (снегири)

Воспитатель: Молодцы и эту птицу отгадали.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка Скачет шустрая синица

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Поиграли, отдохнули? (воспитатель приглашает детей пройти на стульчики)

 

 

Воспитатель: Ребята, что можно сказать о птицах, которых вы узнали в загадках?

Ответ детей: Они зимующие.

Воспитатель: Правильно, их называют зимующие. Эти птицы, которые зимуют с нами в городе, они не улетают в теплые края, так как и зимой находят корм. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, отыскивают корм около жилья человека.

Ребята, а кто может помочь птицам зимой?

Ответ детей: Люди.

 Воспитатель: Правильно, люди. А как человек может помочь птицам  (воспитатель выслушивает ответы детей)

А зачем люди делают зимой кормушки для птиц?

Ответ детей: (дети предлагают свои варианты  ответа)

Воспитатель: (обобщает их ответы).  "Люди могут помочь птицам сделать кормушки и подкармливать птиц, чтобы они не замерзли и не погибли в морозы. Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов и снегопадов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. Зимняя кормушка - столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не появится первая зелень.

Ребята ,а сейчас мы с вами рассмотрим кормушку. Какая должна быть кормушка?

 Ответы детей.

Воспитатель: Кормушка деревянная, состоит из фанерного дна с бортиками и жесткий опор, на которых крепится крыша. Бортики достаточно  высокие, чтобы порывами ветра  не сдувало хлебные крошки или семечки. Крыша защищает корм от дождя и снега.  

Воспитатель: (спрашивает у детей) А знаете, как нужно правильно повесить кормушку?

Ответы детей: (выслушивает версии детей).

 Воспитатель: Обобщает их ответы: "Кормушку для птиц можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное - выбрать место, закрытое от ветра и недоступное для кошек.

А, что можно положить в кормушку? Чем можно подкармливать птиц?

Ответы детей:

Воспитатель: Правильно, ребята. Можно подкармливать: семена тыквы, и подсолнечника, овес, пшено; хлебные крошки, сало,ягоды рябины.).

К кормушке будут прилетать разные птицы. У каждой птицы свои предпочтения. Главное не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода, а они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей. Подсыпать корм следует регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. А в новую кормушку птицы прилетят не сразу.

      А сейчас я вам прочитаю стихотворение Александра Яшина

                                   "Покормите птиц ".

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Гость одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

 А остались зимовать

Заодно с людьми.

 Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?  Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, чтобы правильно кормит птиц необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Во время подкормки не сорить, не оставлять у кормушки  пакеты, жестяные банки, коробки.

2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.

3. Кормить птиц ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозные дни нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.

4. Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное  время.

А  вам предлагаю вместе с родителями сделать кормушки и развесить их во дворах.   

 Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня здесь изображено дерево с кормушкой но нет птичек, где же они? Давайте мы с вами наклеим их на веточки. (коллективная работа)

Воспитатель: А теперь предлагаю немного поиграть

 Д\и «Скажи одним словом» Закончи предложения:

У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют ...(длиннохвостая)

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют ...( желтогрудая)

У вороны черные крылья, поэтому ее называют ...(чернокрылая)

У дятла длинный клюв, поэтому его называют... (длинноклювым)

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...(красногрудым)

Д\и «Скажи наоборот» Закончи предложения:

Воробей маленький, а ворона ...

У синицы хвост короткий, а у сороки...

Голубь тяжелый, а воробей...

У синицы клюв тонкий, а у вороны...

 

Итог занятия:

1. Каких птиц называют зимующими?

2. О каких птиц вы сегодня отгадывали загадки?

3.Почему зимующие птицы не улетают на зиму?

4.Чем они питаются?

5.Почему они прилетают к жилью человека?

6. Зачем люди делают кормушки для птиц?

7.Почему зимующих птиц нужно подкармливать?

8.Есть ли кормушки около вашего дома?

Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! Спасибо!

                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности . " ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ".

Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, то можно сохранить их численность...

Конспект занятия " Мы покормим птиц зимой"

В данном конспекте говорится о птицах зимующих и перелётных...

Конспект беседы "Как помочь птицам зимой"

Конспект беседы "Как помочь птицам зимой"...

Конспект занятия "Забота о птицах зимой"

Конспект занятия "Забота о птицах зимой"...

Конспект занятия «Давайте покормим птиц зимой!»

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять и...

Конспект НОД "Как помочь птицам зимой?

Конспект НОД «Покормите птиц зимой» во второй младшей группеЦель: Изучение образа  жизни и поведения птиц зимой. Задачи: Познавательная: Познакомить детей с жизнью зиму...