Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»
план-конспект занятия по окружающему миру

Каляганова Любовь Андреевна

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_glina.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №50 «Дюймовочка» г. Заволжье

Конспект занятия-экскурсии

по ознакомлению с окружающим

в мини-музее  «Русская изба»

для детей  старшего дошкольного возраста

на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

                                                             

Подготовила:

    воспитатель Каляганова Л.А.

   

2023 г.

Программное содержание: Рассказать детям об истории глиняной посуды. Познакомить с названиями и для чего использовались разные виды посуды. Учить детей различать и правильно называть глиняную посуду, используемую в быту в древней Руси. Познакомить детей с назначением разных видов глиняной посуды. Пополнять словарный запас детей. Развивать познавательный интерес, желание узнавать новое. Воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа, уважение к культурному наследию.

 Материалы и оборудование: Игрушки  бабушка и дедушка, посуда: крынки, кувшин, жбан, кашник с длинной ручкой, кашник чернолощеная керамика, крупник, опарница, миска, рукомойник, горшок.

Ход занятия:

Воспитатель:  Мои друзья, сегодня я приглашаю вас в наш мини-музей «Русская изба». Мы часто приходим сюда на экскурсии и много всего знаем о том, как жили люди в старину. А помогают нам узнавать об этом наши любимые бабушка и дедушка.  Устраивайтесь поудобнее! (Дети садятся на лавки)

Воспитатель: Смотрите, а вот и бабушка с дедушкой. Ой, а что они нам принесли? Да это же волшебный сундучок с загадками. Давайте откроем его, и попробуем отгадать  загадки, узнать, о чем они хотят нам сегодня рассказать.

1. В земле родился, В огне закалился, В печке сгодился. (горшок)

Воспитатель: Это горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить. Почему по-вашему в загадке  говорится «В земле родился»? А где берут глину?

Воспитатель: «В огне закалился» Что это значит?

Дети: Значит, что его обожги в печи.

Воспитатель: «В печке сгодился»? Как это понимать?

Дети: Значит в нем можно готовить.

Воспитатель: Обратите внимание на форму горшка — она напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании. Воспитатель: Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты, например крупу — было можно.

 Воспитатель: Про такую посуду наша следующая загадка.

 2. Был ребенок— не знал пеленок, Стал стар— пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)

Воспитатель: Горшочки с ручкой назывались «кашник».  В нашем музее есть два разных кашника. Интересно их сравнить. Один с прямой ручкой, а другой с круглой, один маленький, такие в старину называли махотка, горшенятко, малыш, другой побольше и другого цвета, потому, что это чернолощеная керамика. Их изготовление отличается от изготовления обычной керамической посуды. Изделия формируют, обжигают и лощат (натирают) с помощью гладкого инструмента. Потом происходит самое интересное: их помещают в печь с тлеющими головешками и, без доступа воздуха долго остужают. Изделия как бы прокаливаются и пропитываются копотью насквозь. Они хорошо держат влагу и ароматы, в них получаются вкусные блюда.

Предложить  детям потрогать и рассмотреть горшки — кашники.

 Напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно.

Воспитатель: Еще один вид горшка — это опарница. В нем готовилась опара под кислое тесто. Наливали теплую воду, клали закваску, добавляли муку и оставляли киснуть в теплом месте.

(Предложить детям посмотреть опарицу)

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в гончаров - мастеров, которые лепят глиняную посуду.

 Пальчиковая гимнастика.

Глину мы сейчас достанем, (хватательными движениями «достают» глину)

 Разминать ее мы станем, (сжимают и разжимают кулачки)

 Слепим мы горшки и миски, («лепят» складывают вместе согнутые ладошки.) Обожжем мы их для близких. (сжимают и разжимают ладошки от себя)

 Кушать из посуды станем, («кушают»)

Мы трудиться не устанем! («грозят» пальчиком)

Воспитатель: Ребята, а в сундучке есть еще загадки.

3. Там хранится молоко И не киснет там оно. (крынка, кринка)

Дети: Крынка

Воспитатель: Правильно, это крынка. Главное назначение крынки состояло в хранении молока: парного и холодного. Благодаря тому, что структура глиняной посуды пористая, в ней продукты как будто «дышат», и благодаря этому дольше остаются свежими. Особая конструкция крынки способствовала отстаиванию сливок в узкой части кувшина. Здесь их можно было легко собрать для последующего приготовления сметаны и сливочного масла. Крынку делали без крышки, поскольку посуду было принято закрывать только марлей или тканью. Крынка конструировалась по такому принципу, чтобы ее можно было легко обхватить рукою в узкой части.

 (Предложить детям потрогать крынки, напомнить, что это экспонаты и обращаться с ними надо очень осторожно).

 Воспитатель: Открываем сундучок, а там новая загадка.

4. Воду, квас или кисель, И для взрослых, для детей, Налить хозяин поспешил, В пузатый глиняный…..(кувшин).

 Воспитатель: Правильно, кувшин, который есть у всех нас дома. А знаете ли вы, что у кувшина есть «брат» называют его жбан, он похож на кувшин, но отличается по форме, в нем в старину носили людям, работающим в поле воду или квас.

(Предложить рассмотреть детям  кувшин и жбан)

 Воспитатель: В нашем мини — музее есть еще «родственник» кувшина его называют крупник. Как вы думаете, почему его так называют?

Дети: Потому, что в нем хранили крупу.

 Воспитатель: Правильно, в таком глиняном крупнике очень хорошо хранилась любая крупа.

Воспитатель: Снова открываем сундучок и достаем новую загадку.

 5. Мастера ее слепли, В жаркой печке закалили, Наливают в нее суп, Кто узнает? Как зовут? (миска)

Дети: Тарелка.

Воспитатель: Нет, тарелок в старину не было, а были миски, или как их еще называли — мисы. (дети рассматривают миску)

 6.  Есть последняя загадка, Удивит ее отгадка. С двумя носиками чайник, На веревочке качальник. В него воду наливают, Всем умыться обещают. (Рукомойник)

Дети: Умывальник.

Воспитатель: Правильно, это умывальник или, как его еще называли — рукомойник или рукомой. Его тоже чаще всего делали из глины. В него наливали воду, которую приносили из колодца. Под ним ставили деревянную лохань, куда сливалась вода. Считают, что два носика нужны, чтобы быстро помыть руки ребятишкам, которых в семьях было много.

(Предложить детям рассмотреть рукомойник)

Воспитатель: Благодаря  загадкам из сундучка дедушки и бабушки  мы с вами узнали много новой  керамической посуды, которую своими руками изготавливали и использовали люди в деревнях. А теперь мы поблагодарим дедушку и бабушку и попрощаемся с ними. Будем  с нетерпением ждать следующих загадок и знакомства с глиняной посудой! И вечером , когда у нас будет свободное время можно попробовать нарисовать кашник, крынку, миску, кувшин с помощью красок. Вы готовы? Тогда до вечера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема "Морской конек"

Познакомить детей с морским коньком (внешний вид, образ жизни, особенности поведения).Расширить знания детей о Красной книге.Воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект логопедического занятия по формированию навыков правильного звукопроизношения у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в Простоквашено». Дифференциация звуков Р – Рь ».

Методическая разработка логопедического занятия  может использоваться логопедами в работе по коррекции звукопроизношения как на подрупповых так и на индивидуальных занятиях с детьми старшего дошк...

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие-Лепка» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Гжельская посуда»

Конспект НОД образовательной области «Художественно-эстетическое развитие-Лепка» для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Гжельская посуда»...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»

Задачи:Обучающие:Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, мат...