Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Краеведение - Веселый рюкзачок"
проект (старшая группа)

 Наталья Владимировна Воронина

Карта краеведческого проекта "Веселый рюкзачок"

старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_proekta_veselyy_ryukzachok.doc621 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_proekt_1.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

(МДОУ «Детский сад № 20»)

Проектная деятельность

с детьми 5 - 6 лет группы компенсирующей направленности (ТНР)

«Весёлый рюкзачок»

авторы: Воронина Наталья Владимировна

Титова Ирина Николаевна

        

Ярославль, 2022г.

Информационная карта проекта

Состав проектной группы

Дети, педагоги и родители старшей группы компенсирующей направленности  (ТНР)

Тип проекта

Познавательно-исследовательский

Сроки проекта

26.09.2022 -31.10.2022 г

Актуальность

Краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста имеет особое значение в формировании у них любви, чувства причастности к своей стране, малой родине и гордости за ее достижения. Историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, к которому необходимо приобщить воспитанников, научить правильно им распоряжаться, сохраняя и приумножая его. Особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что его ежедневное окружение - семья, детский сад, улица, микрорайон, город - имеет колоссальное воздействие на формирование личности, наполняет сознание самими яркими и запоминающимися впечатлениями. Поэтому ознакомление с родным краем выступает, как основополагающее направление образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям и патриотическому воспитанию.

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста целостного представления о родном крае через знакомство с его культурными, природными, историческими особенностями.

Задачи проекта

Расширять представления детей о природе, истории, культуре г. Ярославля.

2. Продолжать формировать представления о себе, своей семье, объектах окружающего мира, как неотъемлемой части родного края (я - Ярославец).

3. Развивать любознательность, познавательный интерес и активность детей к изучению природы, истории и культуры Ярославля.

4. Создавать условия для отражения детьми своих впечатлений о малой родине в продуктивной деятельности.

5. Поддерживать самостоятельность и инициативу детей в изучении особенностей родного города.

Планируемые результаты

Дети имеют представления о достопримечательностях родного края; знают животных, обитающих на территории Ярославской области; имеют представления о связи некоторых сказочных героев со столицами городов Ярославкой области; могут вести беседу; самостоятельно изучают информацию по теме проекта; пользуются дидактическим материалом; делают выводы, обговаривают действия и результаты, представляют свои идеи, достижения. продукты деятельности.

Методы и приемы

Рассматривание альбомов, иллюстраций; беседы, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, чтение, раскрашивание, аппликация, обсуждение, представление продуктов детской деятельности, презентация детских индивидуальных проектов, совместная деятельность с родителями.

Организация предметно-пространственной среды

В работе по реализации проекта особое внимание было уделено предметно-пространственной среде группы.  РППС  была дополнена разнообразными материалами для ознакомления и изучения детьми. Центр познавательного развития включил дидактические игры по теме проекта, иллюстрационный наглядный материал, сувениры, карты, альбомы, сборники открыток города Ярославля и  Ярославской области. В центр художественно-эстетического развития были внесены материалы для творчества, продуктивной деятельности детей. Была оборудована творческая мастерская для реализации деятельности детей в рамках проекта. Центр речевого развития был дополнен художественной литературой, журналами, энциклопедиями, связанными с темой проекта. Были подготовлены  картотеки рассказов и бесед с детьми. Центр социально-коммуникативного развития пополнился народными костюмами, различными атрибутами для воплощения сюжетно-ролевых игровых замыслов детей. Грамотно организованная среда способствовала самостоятельному исследованию, изучению детьми всех материалов по теме проекта. Все сведения, наработки и оборудование  находились в свободном доступе, чтобы каждый ребенок  в любое время мог ими воспользоваться (поиграть, рассмотреть, а также показать и заинтересовать других детей). Дети сами проявляли инициативу, просили рассказать еще что-то интересное о нашем городе. Были заинтересованы в изучении истории, природы и культурного наследия родного края и области. С удовольствием занимались продуктивной деятельностью.

Дидактические игры «Животные родного края», «Наша родина».

Подборка наглядно – дидактического материала на тему город Ярославль, Ярославская область.

Подборка материалов для раскрашивания по теме проекта.

Подборка художественной литературы, энциклопедий, журналов  по теме проекта.

Внесение альбомов, сборников открыток для рассматривания «Город Ярославль».

Размещение карты России и карты Ярославской области для рассматривания и изучения.

Организация Творческой мастерской.

Подготовка картотек бесед и рассказов об истории города Ярославля.

Итоговый продукт

Дидактическое пособие «Рюкзачок»

Данное пособие представляет собой раскладную папку, которая в собранном виде имеет форму рюкзака, имеет «лямки» для переноски. Папка легко трансформируется в плоскостное пособие – карту Ярославской области с отмеченными городами и значимыми природными, культурными объектами. В качестве обозначения городов были использованы изображения сказочных героев, имеющих отношение к истории или культурной традиции места (баба Яга – село Кукобой, Мышка-норушка – город Мышкин, царь Берендей – город Переславль Залеский и т.д.). В собранном виде рюкзачок вмещает в себя детские индивидуальные рюкзачки-папки, которые оформляются детьми самостоятельно.

Детские индивидуальные проекты-папки «Веселые рюкзачки»

Каждая папка-рюкзачок имеет три кармана: «история города», «культура города», «природа города». Назначение «кармана» обозначается символом или рисунком по выбору владельца рюкзачка. Наполнение карманов определяется детьми  и их родителями в зависимости от их предпочтений, увлечений, семейных ценностей, особенностей.

Представление своего «рюкзачка» дает возможность ребенку не только совершенствовать свои речевые, коммуникативные навыки, но и представить свой родной край через призму увлечений, истории, традиций своей семьи и семей своих товарищей.

Организация работы над проектом

Подготовительный этап 26.09.22 - 30.09.22 г.:

Подготовительный этап включил в себя беседы с детьми и определение вариантов группового проекта в рамках указанной темы. На утреннем круге в группе было принято решение собрать информацию о том, как появился город Ярославль, чем он знаменит, чем славятся его жители. Дети активно включились в обсуждение, предлагали разные варианты сбора информации и темы для исследования. Было принято решение смастерить «рюкзачки», как у школьников, в которых будет удобно хранить свои находки и творческие работы.

На данном этапе проводилось информирование и привлечение родителей к участию в  проекте. Родителям было предложено совместно с детьми подготовить аппликации, рисунки. Принести семейные, детские фотографии в интересных, значимых местах г. Ярославля. 

Основной этап 03.10.22 - 21.10.22 г.:

На основном этапе проводились мероприятия с воспитанниками по реализации проекта. Осуществлялся сбор материалов (рисунков, поделок, фотографий), подготовленных детьми и родителями по теме проекта. Обсуждали и определяли каким будет итоговый продукт. Выслушивали идеи детей, каким бы они хотели видеть итоговый продукт. Обсуждали возможные варианты и пришли к общему решению, изготовлению дидактического пособия «Веселый рюкзачок». В течение основного этапа каждый ребенок, в процессе самостоятельной деятельности, деятельности с родителями, педагогами, накапливал материал для своего индивидуального рюкзачка. Все работы собирались педагогами и были размещены в группе для обогащения предметно-пространственной среды.

Заключительный этап 24.10.22 - 31.10.22 г.:

На данном этапе дети презентовали свои индивидуальные работы. Совместно с детьми мы подвели итоги проекта, обсудили и обобщили результаты деятельности. Был завершен итоговый продукт - дидактическое пособие «Веселый рюкзачок», который нашел достойное место и применение в развивающей среде группы.

План мероприятий по проекту «Веселый рюкзачок»

п/п

Мероприятие

Цель

Сроки (дата)

проведения

Ответственный

1.

Проблемная ситуация «Чем славен Ярославль?»

Вовлечение детей в совместную деятельность по проекту. Выявление инициатив и предложений детей по определению и проведению группового проекта.

26.09.2022 г.

27.09.2022 г.

Титова И.Н.

Воронина Н.В.

2.

Утренний и вечерний круг

Поддержание детской инициативы, обсуждение и определение планов и мероприятий по реализации проекта. Подведение промежуточных итогов.

28.09.22 г.

29.09.22 г.

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

3.

Рассматривание карты мира и беседа по ней

Ознакомление с картой мира, формирование представлений о многообразии природных зон нашей планеты.

03.10.2022 г. 04.10.2022  г.

Воронина Н.В.

 Титова И.Н.

4.

Дидактические игры: «Животные», «С какого дерева листок», «Народные промыслы» и др.

Закрепление представлений о малой родине, развитие любознательности, познавательного интереса.

05.10.2022 г. 10.10.2022 г. 12.10.2022 г.

Титова И.Н

Воронина Н.В.

5.

Виртуальные экскурсии по родному городу и области.

Ознакомление детей с городами Ярославской области, достопримечательностями, природой родного города.

05.10.2022 г.

06.10.2022 г.

Титова И.Н.

Воронина Н.В.

6.

Рассматривание карты Ярославской области

Ознакомление  с картой Ярославской области, формирование представлений о городах нашей области, в том числе родном городе Ярославле.

10.10.2022 г.

19.10.2022 г.

Титова И.Н.

Воронина Н.В.

7.

Беседа и раскрашивание раскрасок «Сказочные герои Ярославской области»

Формирование представлений о связи сказочных героев и названий, легенд некоторых городов Ярославской области.

11.10.2022 г. 12.10.2022 г.

Титова И.Н.

Воронина Н.В.

8.

Рассматривание сборников открыток «Город Ярославль»

Ознакомление с достопримечательностями и значимыми местами родного города.

14.10.2022 г. 17.10.2022 г.

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

9.

Викторина «Наша малая родина»

Развитие познавательного интереса, закрепление представлений о городе Ярославле.

13.10.2022 г.

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

10.

Настольная игра «Наша Родина»

Расширение представлений детей о родной стране, ее культуре, народах, праздниках.

06.10.2022 г. 13.10.2022 г. 17.10.2022 г.

Титова И.Н

Воронина Н.В.

11.

Отгадывание загадок «Животные нашего края»

Расширение представлений об обитателях родного края, развитие мыслительных процессов.

19.10.22 г.

Воронина Н.В.

Титова И.Н

12.

Творческая мастерская

Изготовление папок - рюкзачков и их наполнение. Развитие самостоятельности и инициативы. Совершенствование навыков изодеятельности.

20.10.2022 г.

21.10.2022 г.

Титова И.Н

Воронина Н.В

13.

Презентация продуктов детской деятельности: Утренний и вечерний круг.

Способствование развитию инициативы, совершенствование навыков представления своей деятельности.

Октябрь 2022

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

14.

Регулярное самостоятельное ознакомление и изучение материалов по теме проекта.

Поддержание самостоятельности, интересов детей, организация  пространства для свободного доступа к тематическим материалам и оборудованию.

Октябрь 2022

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

14.

Презентация детских проектов

Развитие коммуникативных навыков, умения представлять свои работы другим участникам проекта.

24.10.2022 г.

25.10.2022 г.

Воронина Н.В.

Титова И.Н.

15.

Изготовление дидактического пособия «Рюкзачок»

Подведение итогов проекта. Изготовление, оформление и наполнение итогового продукта.

26.10, 27.10, 28.10.2022 г.

Титова И.Н.

Воронина Н.В.

Список использованной литературы

Андреев П., ГенкинЛ., Дружинин П., Козлов П. Ярославль очерки по истории города. - Ярославское книжное издательство, 1954 г.

Баранов В. И., Баунова И. А.,Белоусова Ю. А. Родной край. - Ярославль: Верх.- Волж, 1989.

Безобразова А. Л. Край Ярославский. Ярославское книжное издательство, 1963 г.

Букарев Е. П. Люблю тебя, мой Ярославль! Методические рекомендации для занятий по краеведению в дошкольных образовательных учреждениях. - Ярославль: Академия развития, 2007 г.

Город - красавец на Волге стоит история Ярославля в стихах и рисунках. - Ярославль, 2006 г.

Журнал «100 наша история великих имен, Ярослав Мудрый», 2011 г.

Знакомим дошкольников с архитектурой Ярославля. Методическое пособие. Ярославль, 2006 г.

Михайлова - Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов. Москва. Просвещение, 2017 г.

Нянковский М. А. Азбука для маленьких ярославцев: для старшего и младшего дошкольного возраста. - Ярославль: Академия развития, 2007 г.

Обнорская Н. Н. Сказки, которые живут в Ярославле. Цитата Плюс, 2014 г.

Орлова А. А. Ярославль: истории для детей. - Рыбинск: Медиарост, 2019 г.

Патриотичексое воспитание детей дошкольного возраста: материалы из опыта работы: сот. и ред. Л. В. Кокуева. - Ярославль: ИРО, 2006 г.

Приложение 1

Беседа на тему: "Мой родной город Ярославль»

Цель беседы: расширение представлений детей о родном городе Ярославле.        

Задачи:

Закрепить знания о родном крае.

Развивать воображение, фантазию во время беседы.

Формирование любви к малой Родине.

Предварительная работа: Беседы о родном городе, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном крае, экскурсии по улицам города, слушание стихов о родном крае.

Методические приёмы: беседа, рассматривание фотографий и иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов, анализ работы.

Ход беседы:

Воспитатель:

Почему я люблю свой город?

Удивительно сказочный край,

Где луна на макушке у ёлок,

Где поверьте, поистине рай.

Небо, воздух, скалистые горы,

Звонкий ключ родниковых вод,

Безграничны лесные просторы

И запас драгоценных пород!

Здесь семья, и друзья, и работа

Привилегий достаточно здесь.

Здесь еще не больная природа

И живая энергия есть.

Всё рассказывать – это поверьте

Не короткая тема, друзья.

Будьте вместе, в прекрасное верьте,

Только искренне верьте, как я.

Пенье птиц вдохновит на рассвете

И согреет багровый закат

И улыбку подарят вам дети.

Каждый будет по-своему рад.

 

Почему я люблю свой город?

Потому, что он нравится мне.

Потому, что он мой, он мне дорог.

Нет другого такого нигде!

Воспитатель:Я очень рада всех вас видеть. У нас сегодня беседа,  посвященная нашему родному краю. Интересно! Как называется  город , в котором мы живем?

Дети: Ярославль?

Воспитатель: Молодцы! Послушайте, пожалуйста, четверостишья о нашем родном городе.

Ярославль- не просто город,

В нем российская душа!

Он, как прежде, ныне молод.

А, как Волга хороша!

Ярославль – живая сказка,

Жить в ней хочется всегда.

Звон малиновый на Пасху.

Дарят всем колокола.

С этим городом, как с лирой

Не расстанусь никогда.

На гербе медведь с секирой,

Нипочем ему года-           (А. Гаврюшкин)

Воспитатель: У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас – это наш город Ярославль. Раньше это был маленький городок, а потом он вырос и поменял свой облик.

( Дети рассматривают фотографии  старого и современного города).

Воспитатель: Очень красиво. Вы любите свой город?

Дети: Да!

Воспитатель: Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир нас окружает: леса, поля, реки, горы, небо, солнце…Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Вначале беседы  я расскажу вам немного о природе и о том, как её нужно охранять.

У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”.

Давайте отдадимся на милость природы. Давайте попробуем, а? Ей ведь обидно, мы даже в летний, легкий дождик прыгаем под зонт. А кто из нас в последний раз сидел в лесу на зеленой траве. В лес идешь как на свалку, консервные банки валяются, по берегам рек и прудов автомобили моют, бутылки разложены.

А давайте доверчиво войдем в лес и побродим. И пусть льет дождь и промочит нас насквозь, а солнце затем высушит. И пройдем мы мимо маленькой ёлочки и не тронем её, повезет, увидим зайчонка, подойдем к пруду, повезет, увидим рыбку. Давайте говорить с природой на одном языке. Давайте попробуем, а?

Ребята – в лесу, на лугу, у реки – мы гости. Так давайте сделаем все возможное, чтобы после нашего ухода ручей остался прозрачным, лес – здоровым и зеленым, трава пушистой, а наша совесть - чистой!

Ребята, мы  живём в краю, где текут реки и речушки, есть пруды и озера, обширные леса. Все это богатство просит нашей помощи. И это в наших силах. Мы можем и должны беречь и охранять нашу природу. Давайте не будем равнодушными, давайте бить во все колокола. Кто это сделает, если не мы. Начинать будем с самого малого, чтобы сделать наш посёлок  ухоженным и красивым.

Помни!

Пришел в лес, будь в нем хозяином и защитником. Не руби живые деревья, не включай громко музыку. Для разведения костров пользуйся сухостоем и валежником. Не разжигай костер вблизи деревьев, не оставляй его без присмотра. Погасив за собой костер, заложи кострище дерном. Не используй нижних ветвей хвойных деревьев для подстилки. Не врубай топор в дерево, храни его в чехле или клади на хворост. Не оставляй на месте бивака мусор, его надо сжечь, консервные закопать после пережигания.

Воспитатель: Знаете ли вы, что…Сбор макулатуры сохраняет лес?  60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели. Ребята, как вы понимаете то, что здесь изображено? ( воспитатель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам) Оказывая помощь природе, вы ребята можете принять активное участие и в предупреждении дурных поступках по отношению к ней. О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е. Арефьевой «Природа и ее друзья» (воспитатель читает сказку – быль)

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала?  ( выставляет воспитатель картину)

Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома.

Ребята, скоро вы  станете взрослыми, разъедетесь по разным городам. Многие из вас уедут из города! Кто-то просто приедет в гости, а кто-то не захочет уезжать из родных мест и найдёт свое призвание здесь, в нашем городе. Что же здесь все-таки нас держит? Какие глубокие корни связывают нас с этой землей? Много пословиц и поговорок с древних времен отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине:

1. Всякому мила своя сторона.

2. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4. На чужой стороне и весна не красна.

5. Дома и стены помогают.

6. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

7. В гостях хорошо, а дома лучше.

8. Где родился, там и пригодился.

В этих мудрых словах ясно показана преданность к родной земле, желание сделать ее лучше и краше.

А давайте немного пофантазируем. Пройдет много лет, станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашем   городе, каким хотите увидеть его в будущем?

Ответы детей.

А сейчас давайте немного отдохнём, и поиграем.

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Как сделать, чтобы в нашем городе всем дышалось легко и у людей улучшилось настроение?

Дорогие ребята, я приглашаю вас на викторину о природе.

1.Кого называют «санитаром леса?» ( волк)

2.Где живет мышка?

3. Назовите части дерева? ( ствол, ветки, листья, корни)

4.Назовите хвойные деревья нашего края? (ель, сосна, лиственница)

5. Кого называют «санитаром рек? (щуку)

6. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

7. Какая птица лечит деревья? (дятел)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам викторину на тему: «Достопримечательности нашего  города»

1. Место куда многие из вас ходят заниматься спортом (Спорткомплекс)

2. В этом доме много книг обо всем на свете.

А зовется этот дом …. (библиотека) .

3. Чьё имя носит наша библиотека? (А.Гайдара)

4. Главная улица  Заволжского района(«проспект Машиностроителей»)

6. Детские садики  Заволжского района, как называются? («Дельфин», «Золотой ключик», «Солнышко»)

7. Какие памятники в нашем городе вы знаете? (Памятник воинам-

освободителям, памятник В.И.Ленину).

8. Куда многие из вас ходят на концерты и праздничные мероприятия?

(ДК «Добрынина»)

Подводим итоги нашей беседы!

– Я думаю, что задачи урока мы выполнили.

У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ.

 

Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,

Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,

И помни истину простую нас много, а она одна.

– Всем спасибо.

Беседа  для дошкольников  о Ярославской области.

        Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей Ярославской области. 

        Все знают, что из окна девятого этажа видно дальше, чем из окна первого. Но где найти такой огромный дом или такую высокую   башню, чтобы с их верхнего этажа можно было бы осмотреть всю ярославскую землю, увидеть, что ее окружает? Всю нашу Ярославскую область можно окинуть единым взором, если подняться вверх на воздушном шаре.

         Давайте, мы с вами сегодня совершим путешествие на воздушном шаре. Представим себе ясное солнечное утро, мы с вами садимся в корзину воздушного шара. Из корзины все хорошо видно: можно смотреть в любую сторону. Воздушный шар наполним легким газом, гелием, отпустим канат, который удерживает нас у земли, и вот, мы уже быстро поднимаемся вверх. Посмотрите вниз. Наша земля сверху очень похожа на карту. Нам хорошо видны ленты шоссе, ниточки железных дорог. Все, что было на земле большим, вдруг стало маленьким. Широкие реки превратились в узкие голубые ленты. Там и сям голубеют бусины озер.

        Сверху хорошо видно, что живем мы на ровном месте. Как называется такое место на карте? (равнина)

Каким цветом закрашены равнины на карте? (зеленым)

Почему равнину закрашивают зеленым цветом? (она покрыта густым ковром зеленых растений)

        Наш воздушный шар поднимается все выше и выше. И вот уже хорошо видно все пространство. Какая огромная равнина, в центре которой мы живем! Эта равнина называется Восточно-Европейской, а мы ее иногда называем великой Русской равниной.

        Ребята, а давайте представим, что у нас в руках бинокли.  Поднесите бинокли к глазам и внимательно посмотрите направо. Что мы там видим? Теперь переведем взгляд влево. Смотрите, там видно наш детский сад. Наши ребята из младшей группы гуляют. А теперь посмотрим наверх. Какое чисто небо! В хорошую погоду мы с вами путешествуем. А теперь бинокли опускаем и продолжаем наше путешествие.

        Итак, с большой высоты мы увидели, что карта похожа на земную поверхность, когда смотришь на нее сверху. Мы с вами ощутили огромные просторы нашей страны, увидели, что наша Ярославская область лежит почти в центре большой Восточно-Европейской равнины. Давайте поближе познакомимся с равнинами, холмами, возвышенностями, реками и озерами нашей Ярославской области.

        Мы с вами уже говорили, что Ярославская область находится на равнине, но это не значит, что эта местность ровная, как стол. В Ярославской области есть низкие равнины, их называют низинами, на картах их закрашивают в темно-зеленый цвет.

        А теперь, ребята, давайте посмотрим, как много рек нарисовано на карте. Их очень много на Ярославской земле. У реки, как и у дороги, есть начало и конец. Начало реки называется истоком. Исток реки — это то место, откуда она истекает. То место, где кончается река называется устьем. Река может впадать в море, как река Волга, или в озеро. Но чаще река впадает в другую более крупную реку. Скажите, а какая самая большая река протекает через нашу область?

 Недаром наш земляк, известный поэт Николай Алексеевич Некрасов посвятил ей такие строки: «О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?»

        Интересна река, а еще интересней озеро. У реки есть начало и конец, а у озера нет ни конца, ни начала. Если плыть на лодке вдоль берега озера, то приплывешь в то место, откуда начал свое плаванье. В Ярославской области более 30 средних и крупных озер. Самые крупные озера Неро и Плещеево озеро. 

        В нашей области есть не только озера, но и водохранилища. Водохранилище — это большое искусственное озеро, которое построили люди. В Ярославской области есть три водохранилища. Самое большое из них Рыбинское. Плотина Рыбинского водохранилища перегораживает Волгу у города Рыбинска.

        Наше путешествие подходит к концу. И пока наш воздушный шар приземляется, посмотрите еще раз на нашу землю. Обратите внимание на то, как расположены города и села на ярославской земле. Вот так, разглядывая карту своей родной земли, мы узнаем о ней много интересного и полезного. Все это вам пригодится в дальнейшей жизни. Человек силен знанием своей земли.

        Наше путешествие закончено. Большое вам спасибо.

Приложение 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Проект « Веселый рюкзачок » группа компенсирующей направленности № 1 воспитатели : Воронина Н.В. Титова И.Н. Тип проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: 26.09.22 - 31.10.22

Слайд 2

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Актуальность проекта Краеведческая деятельность с детьми дошкольного возраста имеет особое значение в формировании у них любви, чувства причастности к своей стране, малой родине и гордости за ее достижения. Историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, к которому необходимо приобщить воспитанников, научить правильно им распоряжаться, сохраняя и приумножая его. Особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что его ежедневное окружение - семья, детский сад, улица, микрорайон, город - имеет колоссальное воздействие на формирование личности, наполняет сознание самими яркими и запоминающимися впечатлениями. Поэтому ознакомление с родным краем выступает, как основополагающее направление образовательной деятельности по приобщению к социокультурным ценностям и патриотическому воспитанию.

Слайд 3

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста целостного представления о родном крае через знакомство с его культурными, природными, историческими особенностями. Задачи: 1 . Расширять представления детей о природе, истории, культуре г. Ярославля. 2 . Продолжать формировать представления о себе, своей семье, объектах окружающего мира, как неотъемлемой части родного края (я - Ярославец). 3 . Развивать любознательность, познавательный интерес и активность детей к изучению природы, истории и культуры Ярославля. 4. Создавать условия для отражения детьми своих впечатлений о малой родине в продуктивной деятельности. 5. Поддерживать самостоятельность и инициативу детей в изучении особенностей родного города.

Слайд 4

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Этапы реализации проекта: Подготовительный: 26.09.22 - 30.09.22. Содержание : беседа с детьми и выделение вариантов группового проекта в рамках указанной темы, информирование и привлечение родителей к участию в проекте, планирование действий по реализации проекта, определение методов и приемов работы с детьми, сбор необходимой информации. Основной: 03.10.22 - 21.10.22 Содержание: проведение мероприятий с воспиатнниками по реализации проекта, сбор материалов (рисунков, поделок, фотографий), подготовленных детьми и родителями по теме проекта, обсуждение и определение итогового продукта. Заключительный : 24.10.22 - 31.10.22 Содержание: подведение итогов проекта, обсуждение и обобщение с детьми результатов деятельности, изготовление и оформление итогового продукта, презентация проекта. Итоговый продукт : изготовленное совместно с детьми дидактическое пособие «Веселый рюкзачок».

Слайд 5

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Мероприятия. 1. Рассматривание карты мира и беседа по ней. Цель: ознакомление с картой мира, формирование представлений о многообразии нашей страны.

Слайд 6

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» 2. Рассматривание карты Ярославской области. Цель: ознакомление с картой Ярославской области, формирование представлений о многообразии городов нашей области, в том числе родном городе Ярославле.

Слайд 7

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» 3. Беседа и раскрашивание «Сказочные герои Ярославской области». Цель: формирование представлений о связи сказочных героев и столиц некоторых городов Ярославской области.

Слайд 8

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» 4. Рассматривание сборников открыток город Ярославль. Цель: ознакомление с достопримечательностями родного города.

Слайд 9

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» 5. Настольная игра «Наша родина». Цель: расширение представлений детей о родной стране, ее культуре, народах, праздниках.

Слайд 10

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» 6. Регулярные представления продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации), достижений детей (новые знания, эмоции, впечатления) на утреннем и вечернем кругах.

Слайд 11

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Результаты проекта.

Слайд 12

м униципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20»

Слайд 13

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста....

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....