Познавательная совместная деятельность «Путешествие на северный полюс»
календарно-тематическое планирование по окружающему миру

Морозова Марина Анатольевна

Программное содержание. Обучающие задачи:

1.  Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера.

2.Формировать у детей представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей мыслительную активность, способность наблюдать, описывать, анализировать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

2.  Способствовать развитию интереса к практической деятельности.

3.  Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание интересоваться явлениями природы.

2.  Вызвать радость открытий, полученных из опытов.

Воспитывать выдержку, умение выслушать товарища, способность работать в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putishestvie_na_sever.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная совместная деятельность с детьми старший дошкольный возраст.

Тема: «Путешествие на северный полюс»

Программное содержание. Обучающие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего севера.
  1. Формировать у детей представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей мыслительную активность, способность наблюдать, описывать, анализировать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  1. Способствовать развитию интереса к практической деятельности.
  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание интересоваться явлениями природы.

  1. Вызвать радость открытий, полученных из опытов.
  2. Воспитывать выдержку, умение выслушать товарища, способность работать в группе.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: природная зона, северное сияние, полярная ночь, полярный день, подкожный жир, умка.

Активизация словаря: северный полюс, хищник, белый медведь, морж, тюлень, полярная сова, гагара, гага, тупик, суровая, морозная, клыки.

Индивидуальная работа: добиваться полных ответов, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
  2. Чтение рассказов, стихов о севере.
  3. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
  4. Беседы с детьми о севере.

Методы и приёмы:

  1. Наглядный (мультимедиа, модули, глобус)
  2. Словесный (вопросы, беседа, художественное слово)
  3. Практическая деятельность (опыты)
  4. Игровая деятельность (д\и «Кто живёт на севере»)

Оборудование:

Мультимедийное оборудование; магнитофон;

оборудование для опытов (ёмкости С водой, детский крем, салфетки); фонограмма вьюги,

макет цветка «цветик-семицветик;

слайды с изображением природных зон (северный полюс, джунгли, тундра, пустыня), животных северного плюса(белый медведь, тюлень, морж, птицы),

макет глобуса, плоскостные фигуры животных живущих в различных зонах.

Ход занятия:

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Однажды художникам, живущим, в разных странах предложили нарисовать природу. Когда они выполнили это задание, то все пейзажи поместили на выставке и все люди увидели, что получились совсем разные картины. На одной они увидели суровую тундру (показ слайда), на другой пышные джунгли (показ слайда); на следующей картине пустыню, томящуюся от зноя (показ слайда); ещё на одной океан покрытый льдом, где свирепствуют морозы (показ слайда). Получилось много разных картин (показ слайда), потому что природа на планете разная и в разных уголках планеты сложились разные природные зоны. Природная зона это- часть планеты, где одинаковая погода, природа. Как называется природная зона, в которой живём мы?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Природная зона, в которой мы живём, называется тундра.

Воспитатель: А сегодня мы с вами поговорим о природной зоне, которая называетсяСеверный полюс. Хотите отправиться в путешествие и посмотреть что такое северный полюс?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Да!

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Как же нам отправится в путешествие

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». С помощью чего Женя отправлялась в путешествие?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Жене помогал Цветик-семицветик.

ВОСПИТАТЕЛЬ: И нам тоже поможет, отправится в путешествие Цветик-семицветик. Но прежде чем отправится в путешествие, давайте оденемся теплее.

Дети имитируют одевание зимней одежды. Воспитатель берёт Цветик-семицветик. ВОСПИТ АТЕЛЬ: Как вы думайте, ребята, какого цвета нам нужно выбрать лепесток? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Белого.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! А почему?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Потому что белый лепесток и северный полюс одним цветом. ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, давайте оторвём белый лепесток, закроем глаза и все вместе скажем заклинание.

Воспитатель вместе с детьми говорит заклинание:

Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли Быть, по-моему, вели.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вели, что бы мы с ребятами очутились на северном полюсе. Ребята открывайте глазки, посмотрите мы на Северном полюсе.

Океан покрылся льдом, Волны не бушуют в нём.

Он от края и до края Как пустыня ледяная.

Царство холода и тьмы, Царство матушки зимы.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Ребята я вижу льдины давайте присядем и отдохнём.

На северном полюсе холодно в течение всего года. Сурова при рода северного края. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. День и ночь, на северном полюсе не чередуются меняя друг друга, как у нас. Полгода длится полярная ночь.

Это когда днём и ночью темно (показ слайда). Только бледный свет луны и звёзд, а иногда и северного сияния, освещает бескрайние снежные просторы (показ слайда). Ребята, а вы знайте, что такое северное сияние?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: На небе яркие огоньки, небо переливается.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Верно! На небе появляются яркие вспышки, иногда они бывают цветные и переливаются. Послушайте, как описывают северное сияние. Небо пылало, как будь-то неведомая сила, колебала огромный занавес. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища ярко вспыхивали и тут же бледнели (просмотр слайда)

На смену длительной ночи, приходит полярный день (показ слайда) это когда днём и ночью светло. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Оно поднимается невысоко, но его лучи мало прогревают поверхность, покрытую льдом и снегом. Только у берегов лёд взламывается и начинает таять.

А сейчас давайте немножко отдохнём и по гуляем по северному полюсу, рассмотрим его бескрайные просторы.

Проводится этюд под фонограмму ветра и вьюги.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Ой, ребята такой ветер сильный поднялся. Давайте пригнёмся, так легче будет идти. Обхватите голову руками, прикройте ушки. Какая вьюга разыгралась, совсем сбивает с ног, но мы будем хитрее, пойдём правым бочком, левым бочком.,Вот и добрались до наших льдин.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Немножко отдохнули, а наше путешествие продолжается.

Как бы, ни была сурова природа северного ледовитого океана и его островов, здесь обитают многие животные. Скажите, а почему животные могут жить в таком холодном месте.

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Потому, что у них тёплый мех, жир.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Правильно ребята животных живущих на северном полюсе согревает подкожный жир. Давайте повторим все вместе, подкожный жир.

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Подкожный жир.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: На северном полюсе живут птицы. Одни птицы живут здесь круглый год, например, вот эта птица (показ слайда). Кто знает, что это за птица?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Полярная сова.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, молодцы!

А другие слетаются на острова в летнее время, что это за птица? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Гагара.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. А это какая птица? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Тупик.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Молодцы, а эту птицу как называют? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Гага.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Птицы селятся по скалистым берегам, устраивают гнёзда, выводят птенцов. Что это за животное? (показ слайда)

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Тюлень

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, это тюлень. Тело тюленя покрыто коротким мехом. Согревает что тюленя?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Подкожный жир.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Обе пары конечностей преобразованы в ласты. Для чего как вы думайте?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: ЧТО бы тюлень мог плавать и ходить.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Правильно, они ему необходимы для передвижения на суше и для плавания в воде. Ребята, как вы думайте, чем питается тюлень?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Тюлень питается рыбой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, тюлень питается рыбой и моллюсками. Охотясь за добычей, тюлень может нырять на большую глубину.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ:А как называется это животное?

(Показ слайда).

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Морж.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Морж неуклюжее животное. У него очень толстая кожа, покрыта короткими волосками. А, что согревает моржа?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Подкожный жир.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Совершенно верно. Под кожей много жира, который их согревает. У моржей тоже, как и у тюленя не лапы, а что?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Ласты.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно. Но у моржей ласты приспособлены для передвижения на суше лучше, чем у тюленей, поэтому они могут ходить, а не ползать. Посмотрите, у моржа есть клыки, они направлены в низ. Д ля чего моржу клыки?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Моржу клыки нужны, что бы защищаться от врагов, что бы добывать пищу, что бы выбираться на льдину из воды.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно! Молодцы! Скажите, а чем питается морж? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Морж питается рыбой.

Но вот самый главный житель северных просторов. Это самый крупный хищный зверь на земле (показ слайда)

ВОСПИТА ТЕЛЬ: Что это за хищник? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Белый медведь.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сутками бродит великан по снежной пустыне в поисках добычи. На медведей никто не нападает, как вы думайте почему?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Самый большой.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем питается медведь?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Медведь питается рыбой.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Основная пища у медведя рыба, но он может напасть и на тюленя. Белый медведь может часами лежать возле лунки и выжидать, когда же появится тюлень. В середине зимы в заснеженных берлогах у медведицы появляются малыши, их называют - умками, давайте вместе повторим, умка.

ДЕТИ: Умка.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Мать их кормит молоком, а сама ничего не ест и не выходит из берлоги добывать пищу пока не потеплеет. Белые медведи хорошо плавают, ныряют и бегают по льду. Ребята, как вы думайте, почему медведь не скользит по льду?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Медведь может ходить по льду, потому что на лапах есть мех. ВОСПИТАТЕЛЬ: Что бы легче было, держатся на льду, его лапы покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

Когда медведь из воды вылезает на льдину, он встряхивается. И от него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз. Мы с вами знаем, что происходит с водой на морозе.

Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт. Я вас приглашаю в нашу лабораторию, там мы проделаем опыт.

Дети подходят к столам для про ведения опытов.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В ёмкость с водой опустите руку в воду и теперь достаньте. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. А если бы сейчас ударил мороз, эта вода во чтобы превратилась ?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: В лёд.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова отпустите руку в воду и выньте её. Что вы заметили?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Образовались капельки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вода уже не покрывает руку, она собралась капельками. А теперь слегка стряхните руку. Что происходит?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Капельки слетают с руки.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Вы сами увидели, как капельки слетают с руки. На руке воды не остаётся и значит, она не превратится в лёд. А теперь объясните случай с медведем.

 ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Мех у медведя покрыт жиром и не даёт меху намокнуть.

ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Правильно, у медведя каждый волосок меха покрыт жиром, когда медведь выходит на льдину из воды вода собирается капельками и он их стряхивает. Как много мы с вами сегодня узнали о Северном полюсе, но нам пора возвращаться домой. И в этом нам опять поможет Цветик-семицветик. Какой лепесток отрывала Женя, когда возвращалась домой?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Женя оторвала зелёный лепесток.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Отрываем лепесток, закрываем глаза и говорим все вместе заклинание.

Воспитатель вместе с детьми говорит заклинание:

Лети, лети лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, Быть по - нашему вели.

Вели, что бы мы с ребятами очутились в группе.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие, мы с вами в садике. Вам понравилось путешествовать?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Скажите ребята, где мы с вами побывали? ОТВЕТ ДЕТЕЙ: МЫ сегодня были на северном полюсе.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Что можно сказать о природе северного края, какая она?

 ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Суровая, морозная, снежная, холодная, ледяная. ВОСПИТА ТЕЛЬ: Что такое северное сияние? Опишите его.

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Северное сияние-это вспышки света. Они бывают белые и цветные.

 ВОСПИТ А ТЕЛЬ: Что такое полярная ночь?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Полярная ночь- это, когда днём и ночью темно. Нет солнышка, светит только луна и звёзды.

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Что такое полярный день?

ОТВЕТ ДЕТЕЙ: Полярный день- это когда солнышко не прячется, а светит и ночью и днём.

ВОСПИТАТЕЛЬ: На северном полюсе живут животные, мы с вами узнали какие. Я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Кто живёт на северном полюсе». Вы должны сейчас выбрать тех животных, которые живут на северном полюсе, и заселить их на него.

Проводится игра «Кто живёт на северном полюсе»

ВОСПИТ АТЕЛЬ: Молодцы! Все справились с заданием. Мне понравилось наше сегодняшнее путешествие, вы хорошо работали, отвечали на вопросы, путешествие наше закончилось. Я вам раздам сейчас животных,  дома разукрасите .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Конспект совместной деятельности" Путешествие по России"

Цель: углубление и уточнение представлений о Родине - России...

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт -Петербургу"

Конспект НОД на закрепление знаний детей о Санкт- Петербурге....

Конспект по познавательному развитию Тема: «Путешествие на северный полюс» (старшая группа)

«Путешествие на северный полюс» Цель:        Познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера.Задачи: 1.     Формировать ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие на Северный полюс» с детьми среднего дошкольного возраста

Задачи:Систематизировать знания детей об особенностях природных условий на Северном полюсе;Расширение представлений детей о разнообразии животного мира Северного полюса.Продолжать знакомить ...