Открытое занятие.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Панфилова Марина Юрьевна

Коренные народы  Прибайкалье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zurgaan_holihoh_tyxeley_hyygedey_seserlig.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЗУРГААН  ХОЛИhOH TYXЭЛЭЙ ХYYГЭДЭЙ СЭСЭРЛИГ 

 

 

 

 

 

Открытое мероприятие 

в подготовительной  группе. 

Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа»  

(познание, кулинария). 

 Выполнила :Воспитатель Марина Юрьевна.П.

Тема «Обычаи и традиции бурятского народа»  

(познание, кулинария). 

 

  Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы,

праздники, игры, жилище, блюда). 

       Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о

важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.  

Учить детей готовить буузы, коктейль, юрту используя схемы

последовательности работы.  

Развивать воображение, фантазию, смекалку. 

 Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по 

ощупать умение детей выполнять работу аккуратно, качественно. 

       Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных

продуктов. 

       Предварительная работа:  

Беседа о празднике Белого месяца; 

Рисование бурятских узоров; 

Украшение бурятского национального костюма узорами; 

Подготовить схемы последовательности использования продуктов при

приготовлении буузы. 

       Материал:  

Бурятские национальные костюмы и головные уборы; 

Схемы приготовления фарша, теста, буузы, коктейля, юрты; 

Фартуки и колпачки, скалки, дощечки на каждого ребенка; 

Буузы, пароварка, одноразовые тарелки, ложки, мука, молоко, пищевой

краситель, жидкость для мытья посуды; мороженное, шоколад, коктейльные

трубочки и стаканчики, блендер; 

Заранее приготовленные продукты; тесто, рис для начинки (вместо фарша); 

Шаблоны юрты, ножницы, клей, дощечки, салфетки. 

DVD с записью народных бурятских мелодий, фильм о Байкале, презентация

Юрты, буузы. 

      Актуальность: 

При всем разнообразии культурных традиций , в мире не так много

праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган

относится к тем праздникам , которые отмечается не во всех уголках нашей

Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и

не знают, что он является символом обновления человека и природы,

открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Если

немного окунуться в историю бурятского народа и их национальной кухни,

то про бурятские позы можно сказать следующее: они хранят в себе

мудрость бурятского народа. По своей форме бурятские позы очень

похожи на юрту. И это не напрасно! Устройство юрты и поз похожи тем, что

в круглом жилище находился очаг, а дым выходил из отверстия проделанном

в крыше. 

Проблема:

«Для чего в буузе дырочка

 

Интеграция образовательных областей:  

«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое

развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Методы и приёмы: игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-

диалог, элементарный опыт, рефлексия. 

         Работа с родителями: 

Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании  Сагаалгана» 

Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии. 

Привлечение родителей к открытому занятию 

Ожидаемый результат: 

     Дети узнали о традициях бурятского народа: послушали о традициях

праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, 

рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в

буузе дырочка. 

      Научились готовить буузы,  коктель, юрту используя схемы

последовательности работы.  

 

Содержание 

 

Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам, давайте с ними

поздороваемся.

Дети здороваются. 

Воспитатель:  ребята как называется страна, в которой мы живем? 

Дети: Россия.  

Воспитатель: Верно. Россия – наша Родина. А как называется республика, в

которой мы живем? 

Дети: Бурятия 

Воспитатель: Правильно, в Бурятии живут люди разных национальностей:

татары, башкиры, буряты, русские и другие. Ребята  город, в котором мы

живем, называется? 

Дети: Северобайкальск 

Воспитатель: да, наш город находится на севере о.Байкал 

Просмотр фильма о том, как появился Байкал 

Воспитатель: а кто коренные жители Бурятии? 

Ответы детей 

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях  

бурятского народа. Национальных праздников у бурят два. Главный — это

традиционный новый год — сагалган. Второй праздник — сурхарбан. 

Сегодня мы поговорим о Сагаалгане- это Новый год по лунному календарю,

в переводе означает Белый месяц.

 

Подготовка к празднованию Белого 

месяца начинается с уборки квартиры, дома, двора, всего хозяйства.

 

Накануне праздника люди обтираются кусочком  теста (только мука и чистая 

вода, никаких добавок!), затем лепят из него фигурку человека (табалан), как 

бы передавая этой символической фигурке все свои болезни, беды, потери и 

возможную «порчу», затем сжигали эти фигурки на священном костре. В

праздник в изобилии на столе появляется молочная белая пища. Главным

украшением праздничного стола будет белая молочная пища, сладкая

выпечка и мясные блюда. Именно ее как символ очищения гостю предлагают

отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в

себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

 

 

Воспитатель: Ребята, а что такое белая пища? 

Дети: молоко, сметана, творог, кефир…. 

Воспитатель: Как вы думаете, что желают люди друг другу? 

Дети: благополучия, богатства, здоровья, удачи. 

Звучит музыка, входят модели в костюмах. 

Показ костюмов. Воспитатели: Куткина Д.Ю., Чжан О.В., Бартош О.Н. 

Воспитатель: давайте рассмотрим национальные бурятские  костюмы. 

Воспитатель: каждый орнамент на костюме означает, что либо (небо, силу, 

богатство и т.д.) 

Бурятская п/и: 

 «Иголка, нитка, узелок».

Играющие становятся в круг, держась за руки. 

Выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом, то забегают

в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали

или не правильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта

группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та

тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от

друга. 

Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их нужно не

задерживая пускать и выпускать из круга и сразу же закрывать в круг. 

Воспитатель: отгадайте загадку: 

Ребенок: Юля П. 

В доме лишь одна стена, 

Очень круглая она. 

До того она кругла – 

Ни единого угла. 

Дети: Юрта 

Воспитатель: Верно (выставляет макет юрты), рассказывают о юрте

Слава П., Данил. Т .,Василиса Б.: 

    Юрта – основное жилище кочевников – скотоводов. Остов юрты состоит

из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Войлок – 

прочный материал, изготовленный из шерсти овец или верблюдов 

 (материал, из которого делают валенки). Чтобы получить из шерсти

войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем

спуталась. Ребята почувствуйте, какой войлок на ощупь, на что он похож? 

     Юрта – круглая, многогранная постройка с каркасными стенами из

вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим перекрытием,

опирающимся на раму, через которую выходил дым или попросту «дымник».

В центре юрты располагается котел для приготовления пищи – казан.

Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола.

Естественно, что в холодные и дождливые дни верхнее отверстие юрты

должно быть плотно закрыто. 

Воспитатель:  Чем покрывали юрту? 

Дети:войлоком 

Воспитатель: Из чего изготовлен войлок? 

Дети: шерсти 

Воспитатель:  Куда выходил дым? 

Дети: дымник 

Воспитатель: Как назывался котел, для приготовления пищи? 

Дети: казан 

Воспитатель:  А теперь немного отдохнем. 

Физминутка: 

 «Юрта» 

Юрта, юрта, круглый дом, 

Побывайте в доме том! 

(Дети становятся в круг).

Гости явятся едва – 

(Подняли руки).

В печку прыгают дрова. 

(Наклонились, подкладывают).

Печка жарко топится. 

(Прыгают в круг).

Угостить торопится 

(Прыжки назад).

Ладушки, ладушки, 

(Хлопают в ладоши).

Круглые оладушки! 

(Все кружатся) 

Воспитатель: Ребята мы с вами расмотрели национальные бурятские

костюмы, поиграли в национальную бурятскую игру ,познакомились с

жилищем. Ребята назовите пожалуйста национальное блюдо бурят. 

Дети: Бууза,поза. 

Включается слайд (бууза) 

Воспитатель: На что похожа буза? 

Включаю слайд (буза и юрта) 

Воспитатель: Чем похожа бууза и юрта? 

Ответы детей 

Воспитатель: А если заклеить дырочку, что будет? Как вы думаете? 

Ответы детей 

Воспитатель: А если закрыть дымник,что произойдет? 

Ответы детей 

Воспитатель: давайте вспомним, что нам нужно для приготовления буузы 

Дети: фарш, тесто 

Воспитатель: а давайте проверим 

Игра, какие продукты нужны для приготовления теста и фарша. 

Воспитатель: Молодцы справились с этим заданием. 

Ребята у нас в группе оборудованы три мастерские, в одной из них вы

можете научиться лепить позы, во второй поэкспериментировать с белой

пищей – молоком, и в третей вы научитесь конструировать юрту из бумаги. 

У меня есть карточки, на которых изображены наши мастерские, проходите

выбирайте ту карточку с рисунком мастерской, в которую бы вы хотели

попасть. А теперь мы отправляемся в нашу мастерскую (проходим в группу) 

Воспитатель: давайте повторим правила безопасности. 

Дети приступают к своей деятельности:

Учатся лепить буузы.  

экспериментируют с молоком и пищевыми красителями и средством для

мытья посуды. 

Конструируют юрту из бумаги. 

Рефлексия: звучит звоночек 

Воспитатель: Ой ребята, кажется наши позы сварились, проходите в

спальню и посмотрим что у нас получилось.(рассматриваем буузы и колобок

 бууза без дырочки) 

Воспитатель: Как вы думаете, а нужна ли в буузе дырочка, почему, зачем? 

Ответы детей 

Воспитатель: на что похожа бууза? 

Ответы детей 

Воспитатель: Что такое Юрта? 

Ответы детей 

Воспитатель: В какую игру мы сегодня играли? 

Ответы детей 

Воспитатель: Какие бурятские праздники вы знаете? 

Ответы детей 

Воспитатель: что вам больше всего запомнилось, что бы вы хотели

повторить? 

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся

с нашими гостями. 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ 

ООД «Обычаи и традиции бурятского народа» (познание, кулинария). 

ООД проводила с детьми старшей группы, присутствовало      детей –   

мальчика,         девочек;  возраст – 5-6 лет и 4-5 лет.  Дети легко идут на

контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя. У большинства

детей сформированы предпосылки учебной деятельности. 

    Актуальность:  

        При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много

праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган

относится к тем праздникам , которые отмечается не во всех уголках нашей

Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и

не знают, что он является символом обновления человека и природы,

открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. 

      Цель: познакомить детей с традициями бурятского народа (костюмы,

праздники, игры, жилище, блюда). 

      Задачи: способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о

важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии.  

Учить детей готовить буузы, коктейль, юрту используя схемы

последовательности работы.  

Развивать воображение, фантазию, смекалку. 

 Воспитывать интерес к традициям, уважение к бурятскому фольклору, по 

ощьряют умение детей выполнять работу аккуратно, качественно. 

При  постановке  задач  учтены  принципы  обучения,  программные

требования,  тема  и  цель,  уровень  подготовленности  детей,  их  жизненный

опыт. Для реализации каждой задачи были логично и грамотно подобраны и

применены  методы  приёмы,  помогающие  решить  в  интересной  и

занимательной  форме  программные  задачи:  игровая  ситуация,  постановка

проблемы, беседа-диалог, экспериментальная деятельность, конструирование 

рефлексия. 

На протяжении всей ООД прослеживается интеграция образовательных

областей:

Физическое развитие – физминутка, п/и.

          Социально-коммуникативное  развитие  –  создана  интересная

обстановка для общения, сотрудничество со сверстниками, педагогом в ходе

решения проблемных ситуаций, игр. 

Речевое развитие – развитие диалогической речи, пополнение словаря. 

развитие  диалогической  речи,  использование  художественного  слова,

загадки. 

Художественно-эстетическое развитие – музыкальное сопровождение.

Обогащение словаря: Сагаалган, блюда из молочных и мясных

продуктов. 

          Предварительная работа:  

Беседа о празднике Белого месяца; 

Рисование бурятских узоров; 

Украшение бурятского национального костюма узорами; 

Подготовить схемы последовательности использования продуктов при

приготовлении буузы. 

          Материал:  

Бурятские национальные костюмы; 

Схемы приготовления фарша, теста, буузы; 

Фартуки и колпачки на каждого ребенка; 

Скалки,  дощечки, молоко, пищевой краситель 

Заранее приготовленные продукты; 

DVD с записью народных бурятских мелодий. 

     Работа с родителями: 

Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании  Сагаалгана» 

Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии. 

Привлечение родителей к открытому занятию 

     Ожидаемый результат: 

Дети узнали о традициях бурятского народа: послушали о традициях

праздника Сагаалган, рассмотрели национальные бурятские костюмы, 

рассказали о жилище бурят, поиграли в бурятские игры, выяснили для чего в

буузе дырочка. 

Научились готовить буузы,  коктейль, юрту используя схемы

последовательности работы.  

Санитарно-гигиенических  условия  соответствуют  нормам,  влажная

уборка  и  проветривание  помещений  проведены  до  занятия,  свет  и

температура    в  помещении  в  норме,  материал  безопасен,  эстетически

оформленный, соответствует возрасту детей. Быстрая сменяемость приемов и

смена поз в течение ОД позволили избежать утомляемости детей. 

                   Все этапы ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме 

 В  начале  ООД  был  создан  положительный  настрой  к  предстоящей

деятельности, в процессе которого, дети поприветствовали присутствующих

гостей и друг друга. 

Основная часть началась с просмотра фильма о том, как появился Байкал. 

Общение  с  детьми  строила  на  одном  уровне,  «глаза  в  глаза»,  а  не

доминировала  над  ними.  Во  время  занятия  отрабатывались  навыки  поведения

детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д.,

поведение  детей  на  занятии  регулировала  и  направляла,  поддерживала  у  детей

интерес к занятию на протяжении всего времени. 

На протяжении всей НОД учитывались индивидуальные и возрастные

особенности детей: дети воспринимали материал на слух, визуально, тактильно.

Дети с более высоким уровнем развития таким как: Слава П., Данил Т., Василиса

Б.  было  предложено  рассказать  о  Юрте.  Робких  детей  подбадривала,  хвалила.

Следила,  чтобы  речь  моя  и  детей,    была  грамотная,  четкая,  эмоционально

окрашенная. 

С  целью  поддержки  детской  инициативы,  детям  было  предложено

самостоятельно выбрать вид деятельности.

На  этапе  рефлексии  формировала умение  детей  рассказывать  о  своих

впечатлениях, о деятельности. 

Анализируя деятельность детей, отметила, что они проявили

познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации

деятельности, использовали имеющие знания и умения. Смена вида деятельности

на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость детей.  

Считаю, что дети с поставленными задачами справились полностью.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...