Природа
материал по окружающему миру (старшая группа)

Шатова Алёна Владиславовна

Существует такая наука – экология, которая изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания, в том числе и взаимную связь между человеком и природой, которая существовала всегда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchestvuet_takaya_nauka.docx177.89 КБ

Предварительный просмотр:

Существует такая наука – экология, которая изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания, в том числе и взаимную связь между человеком и природой, которая существовала всегда. Как же взаимосвязаны человек и природа?  Описание: связь между человеком и природой

Во-первых, природа удовлетворяет потребности человека в пище, воде, воздухе, без которых люди жить не могут и поэтому эта связь между природой и человеком вечна и неизменна. Засухи и неурожаи даже для современного человечества составляют проблему, а для людей прошлых веков они были настоящим бедствием.

   Во-вторых, особенности окружающей природы формируют сам образ жизни человека. Жизнь людей, живущих, например, на берегу моря, отличается от образа жизни населения лесных или горных районов, а народы Севера вынуждены организовать свой быт и трудовую деятельность совсем иначе, чем южные народы. Соответственно и прогрессировало в своём развитии население различных районов планеты в зависимости от природных условий проживания.
     В-третьих, природные ресурсы оказывают огромное влияние на экономическое развитие человечества. По-настоящему глобальные масштабы эта связь между человеком и природой приняла в последние два столетия, когда людям для обеспечения своей жизнедеятельности стали необходимы такие полезные ископаемые, как уголь, нефть, уран и так далее. Экономика десятков стран, а следовательно, и жизнь миллионов людей сегодня зависит от наличия в недрах их территорий этих природных ресурсов.

        В-четвертых, человек всё ещё зависит от различных стихийных изменений, происходящих в природе. Резкое изменение климата, землетрясения, ураганы способны кардинально повлиять на жизнь населения целых районов земного шара.
      Однако связь между природой и человеком взаимообразна. Человечество своей деятельностью тоже воздействует на природу и, к сожалению, чаще всего это воздействие негативно, то есть, наносит природе ощутимый и иногда непоправимый вред. Сегодня в сферу своей производственной деятельности люди вовлекают практически все существующие природные ресурсы – земные недра, горные породы, верхние слои почвы, водные запасы, леса и даже воздух. Такое «вмешательство» в установившиеся в течение сотен тысяч лет естественные природные процессы может привести и часто приводит к катастрофам, которые принято называть экологическими. Например, к пересыханию рек, высыханию озер или глобальному загрязнению окружающей среды в результате аварий на различном техническом оборудовании.

       Взаимодействие человека с природой может быть гармоничным только тогда, когда мы уважительно и бережно относимся к ее дарам. Люди составляют единое целое с окружающей средой, поэтому должны нести ответственность за свои действия и оценивать их последствия.

Через природу возникает баланс. Это важно с точки зрения и физическогого и эмоционального развития.

«Умение наблюдать формируется только на природе» -М.Монтессори

Уважительное отношение к окружающему миру, желание ухаживать за растениями, животными

Возникает чувствово единения с природой

В мегаполисах возникает дефицит общения с природой

«Дети, которые растут в природных условиях их уровень развития координации в разы отличается от городских детей»

Кристина Гутьерас-исследование

Хосе Коралис-Мадридский университет, кафедра психологии, провел исследование о наличии стресса при отсутствии взаимодействия с природой

У детей, находящихся во взаимосвязи с природой уровень креативности намного выше

Родителям:

-выезды на природу

-прогулки в парках

-иппотерапия, канистерапия

-наличие домашних животных

-при прогулках обращать внимание на явления природы, на сезонность

-на развитие насекомых (гусеница-бабочка)

Растения

На вопрос, что называть растением, нет однозначного ответа. Первым на этот вопрос попытался ответить древнегреческий философ и учёный Аристотель, поместив растения в промежуточное состояние между неодушевлёнными предметами и животными. Он определил растения как живые организмы, которые не способны самостоятельно передвигаться (в противоположность животным)

Растительное разнообразие

        Науке известно огромное количество представителей флоры. Вид растений – это те организмы, которые имеют некоторые общие признаки, передающиеся по наследству. К примеру, одновидовыми считаются ландыши: майский, серебристый, закавказский. Таким образом, классифицируются не только растения, но и животные, а также прочие живые существа. Вид объединяется в род, род – в семейство, семейство – в порядок, порядок – в класс, класс – в отдел, а тот, в свою очередь, – в группы. Высшие растения – это те организмы, которые имеют сложную дифференциацию. Они разделяются на корень, листья и стебель (или ствол). Полной противоположностью высшему царству являются низшие растения – те, которые живут в воде, не имеют корней, цветов, стебля. Они могут быть как одноклеточными, так и очень большими, достигая 50-60 м в длину. Такая генеалогия присуща всем растениям без исключения.

Из чего состоит растение

Каждое растение имеет свою уникальную структуру. В зависимости от вида она изменяется. Одни из них одноклеточные, а другие имеют сложную систему строения. К примеру, дерево – это растение, принадлежащее к высшей категории. Оно имеет несколько составных частей и является одним из самых сложных представителей флоры. Несмотря на это, большинство растений состоит из корня, стебля или ствола (у деревьев и кустарников), листьев, изредка – цветов, из которых могут развиться плоды. Некоторые виды, например, шиповник, розовые кусты и акация, имеют колючки. Они выполняют защитную функцию для растений, чтобы их не могли съесть животные или повредить люди. Описание: вид растений это

Подземная и надземная часть растений

 Корень растения – это основной источник жизненных сил. Он чаще всего находится под землей и питает организм влагой и полезными веществами. Без этой части растение просто погибнет. Благодаря корню можно размножать некоторые виды растений. Без него они погибнут. К примеру, папоротник, даже если он был выкопан из земли, на следующий год снова может вырасти недалеко от того места, где рос его предшественник. От корня отходит стебель. На нем располагаются остальные части, которые имеют высшие растения. Это важная составляющая живых организмов, ведь по ней в листья, цветы и плоды поступает вода, минеральные вещества, циркулирует растительный сок. Если корню не хватает полезных веществ, стебель будет вялым и неразвитым или вообще погибнет. Надземными побегами, хоть и видоизмененными, можно назвать почки (зачатки стебля, из которых вырастают побеги), колючки (короткие побеги с острым концом – роза, шиповник), усики (виноград), кладодии (у кактусов) и псевдобульбы (утолщение около грунта у некоторых орхидей). –

Подземные стебли подразделяются на корневища (разные виды деревьев), клубни (картофель), столоны (адокса), луковицы (лук, лилия), клубнелуковицы (гладиолус). У одних видов они служат только для размножения, у других – опорной базой для листьев. Еще одна часть, которая характеризует высшие растения, – это лист. Так называют наружный орган, который участвует в фотосинтезе, может задерживать влагу и питательные вещества. Описание: корень растения это

Цветок, плод, семя.

Эти части растения называют генеративными, то есть репродуктивными. Именно благодаря им и продолжается жизнь вида на Земле. Когда наступает определенная пора для каждого растения, на нем появляется цветок, значит, этот организм готов к опылению и дальнейшему размножению. Сложная структура цветка позволяет сохранить пестики и тычинки, опылить их, чтобы в дальнейшем на его месте появился плод. Такая метаморфоза присуща плодовым деревьям и некоторым кустам. У других же представителей цветковых именно в самом цветке, у основания пестика, находятся семяпочки, где развиваются семена. Представителями такого вида растений являются пшеница, мак и прочие.        Описание: плод растения это

Зачем нужны растения?

         Без растительного мира не было бы ни животных, ни человека. В этом и состоит их самая главная роль на нашей планете. Растения – это те организмы, которые поглощают солнечную энергию, превращая ее в полезные для себя вещества. Также они характеризуются возможностью перерабатывать воздух. Поглощая вредный углекислый газ, они выделяют кислород. Поэтому можно с уверенностью сказать, что благодаря растениям существует вся земная экосистема. Растения являются пищей для животных и людей. Без них не было бы жизни. По этой причине происходит одомашнивание растений, их окультуривание. Ведь не каждое из них можно употреблять, как, например, это было с картофелем, который рос на плантациях Америки в совершенно непригодном для еды виде. Но когда его завезли в Европу и одомашнили, он стал главным овощем у жителей нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...