Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе «Почему листья осенью желтеют»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Остапчук Яна Владиславовна

Игра-экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.odt28.1 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект игры-экспериментирования в подготовительной группе

                                   «Почему листья осенью желтеют»

Задачи:

  • Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
  • - Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  • - В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • - Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование: Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики. Листья зеленые и других цветов. Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы. Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев. Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев. Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка». Листы бумаги зеленого цвета.

Организационный момент: 

 Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада,вот послушайте: " В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака.

Дети поежились и спросили: - Что случилось?

- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала нам воспитательница. - На дворе осень. - А и правда! - расстроено сказал один мальчик.

- Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!" А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются,воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные. Дети читают стихотворение : С. Коган "Листики". Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: " Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Исследование строения листа с помощью лупы/

 Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние» 

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели, (Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели (Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели. (Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели (Бег с плавными машущими движениями)

И на землю снова сели, (Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?» 

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые. Но вернемся к нашей истории. Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил. А когда ветер успокоился,воскликнул: - Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки. Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.  Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик.

- И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь? И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок. А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем) Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Сюрпризный момент Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо - схема.

- Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок? Ответы детей : кружится, летит, падает.

-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей : он плавает.

- Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло? Ответы детей : лист сломался. Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

- И так наш листок как птица, что делает? Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает? Ответы детей - плавает.

- Наш листок как перо, какое оно? Ответы детей - легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно? Ответы детей – хрупкое. - Молодцы! Расшифровали письмо – схему. Итог: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создадим в группе «Мини-музей осенних листьев». Дети используют отпечатки листьев для создания картины "Осенние листья"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Почему исчезают животные"

ЦЕЛЬ: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир...

Конспект по экологии в подготовительной группе «ЧУДО-ЛИСТЬЯ».

Расширить и систематизировать знания о комнатных растениях...

Конспект НОД по экологическому образованию для детей 3-4 лет «Почему листья осенью желтеют»

Знакомство детей с осенними явлениями в природе. Исследование причины изменения цвета листьев деревьев осенью. Показать детям в ходе экспериментирования зависимость жизни растений от смены сезона....

Конспект открытого НОД в подготовительной группе «По следам осени» Экспериментальная деятельность с листьями

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять  знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Почему листья желтеют и опадают».

Описание и обсуждение с детьми природных явлений осени....

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе на тему: «Осень, осень- в гости просим!»

Осень - очень красивое время года. Поможем детям полюбить красоту  осени. Научим наблюдать, делать выводы, трудиться и играть в игры."Осень, осень -в гости просим!"...

Исследовательский проект «Почему листья осенью желтеют»

Актуальность. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, ясени и липы желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года мы с ребятами люб...