Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Вода - волшебница»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Владимирова Ирина Витальевна

НОД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста. На данной НОД дети знакомятся со свойствами воды и ее значении в жизни людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt2.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему

 «Вода - волшебница»

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель: развитие естественнонаучных представлений детей о свойствах воды, ее значении в жизни людей.
        Задачи:

1.Дать детям представление, что вода: не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет вкуса, испаряется;

2.Развивать дивергентное мышление при выборе способа действия, память, наблюдательность, речь;

3.Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми, прогнозирование;

4.Развивать мелкую моторику рук.
5.Воспитывать самостоятельность в выборе способа действия в ходе экспериментирования.

6.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнения партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.                                                            7.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к воде.

Предварительная работа: Беседа о воде, её роли в жизни человека. Просмотр видеороликов о значении воды в жизни человека. Проведение экспериментов с водой. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».  Использование игр о воде: «Какая бывает вода?» «Четыре стихии», «Разрезанные картинки». Наблюдение за водой на прогулке.
        Материал для занятий: 

Демонстрационный: схемы, картинки, мультимедийный проектор, ноутбук, книги с иллюстрациями о воде, сказочный персонаж «Незнайка», магнитофон, аудиозапись «Звон капели».

Раздаточный: прозрачные стаканчики, разноцветная галька, железные крышки для консервирования, синие и красные круги,  молоко, гуашь, ватные палочки, влажные салфетки, листы бумаги.
        Форма работы: подгрупповая.

Методы и приемы: объяснительно- иллюстративные, словесные, наглядные, художественное слово, поощрение.

К концу НОД дети должны иметь представления:

- о свойствах воды, ее значении в жизни людей.

 Уметь:

-использовать воду по назначению;

- работать в группе, учитывать мнения партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.

Ход НОД: Вводная часть (3 мин)
Воспитатель:
 Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Вы станете маленькими исследователями.  А что мы будем исследовать в лаборатории вы должны догадаться сами.

Включается аудиозапись «Звон капели».

Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? (Капельки падают с крыши, капель. Значит, мы  будем исследовать капельки)

Воспитатель: Чтобы точнее ответить на этот вопрос, вам надо отгадать загадки и из первых букв отгадок составить слово.
1.Он могучий исполин, повелитель всех турбин.
С горных круч всегда срывается и головою вниз бросается. (
Водопад)                                                                                  

2. То похожи на ежей, на слонов и на моржей.

То – на снежный белый ком, на кораблик и на дом.

Они по небу плывут, путешествовать зовут. (Облака)

3. Скачет он на тонкой ножке по листочкам, по дорожке.

Он цветочки поливает, он всю землю умывает. (Дождь)
         
4.Белой глыбой ледяной в океане встал стеной.

Знает каждый капитан как опасен великан. (Айсберг)

По мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет первые буквы на доске.
        Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода)
Правильно, «Вода». Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды. Ребята, скажите, какая бывает вода? (Тёплая, горячая, пресная, холодная, газированная)
        Воспитатель: Что вода делает? (Капает, течёт, льётся, журчит, растекается,  замерзает, тает)
        Воспитатель: Для чего вода нужна человеку? (Что бы пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду)

Воспитатель: Где мы получаем знания о воде? (В быту, в сказках, мультфильмах, книгах, энциклопедиях, спрашиваем у взрослых)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много книг о воде принесли нам  наши друзья из библиотеки семейного чтения.

Дети рассматривают лежащие на столе книги.
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка с грязными руками и щечками.

Основная часть (20 мин)

Воспитатель: Незнайка, ты почему такой грязный?

Незнайка: Да из крана течёт горячая и холодная вода? От холодной я замерзаю, а горячей боюсь обжечься?

Воспитатель: Мы тебе обязательно поможем. Мы сегодня исследуем воду в нашей лаборатории. Я приглашаю тебя к нам. Только, ребята, давайте вспомним правила поведения в нашей лаборатории и расскажем их Незнайке.

Дети называют правила.

  1. Аккуратно работать с оборудованием, так как посуда стеклянная.
  2. Внимательно слушать воспитателя и точно выполнять его указания.
  3. Ничего не пробовать, если это не разрешено.
  4. В конце делать выводы.

Воспитатель: Но прежде всего мы должны помочь Незнайке умыться. Ему, наверное, очень неприятно быть грязным.                                                                      -Какой водой комфортнее  умываться? (Теплой)                                                                      

-Почему плохо умываться холодной водой?  Когда это может быть хорошо?                                                                                                      -Почему нельзя умываться горячей водой? ( Можно обжечься, даже получить ожог).

-Как можно ли помочь Незнайке?                                                                                               Дети делятся самостоятельными предположениями и анализируют их.

  • Налить горячую воду и подождать пока вода остынет (но это долго);
  • поставить холодную воду на батарею, чтобы она согрелась (на это тоже нужно время);
  • смешать холодную и горячую воду ( это быстро и легко).

Воспитатель предлагает детям надеть халаты и пройти в лабораторию.                   Дети подходят к столам,  на которых стоят стаканчики с горячей (1/3 стакана) и холодной водой (1/2 стакана).

Воспитатель предлагает детям осторожно потрогать стаканчики с водой, определить на ощупь, где горячая и где холодная вода. Отметить их, положив рядом с емкостью с горячей водой красный кружок, рядом с холодной - синий. Стакан с горячей водой предлагается накрыть крышкой для консервирования, предварительно определив, что она сухая и чистая.

Воспитатель: Как смешать воду?                                                                                                                                         Можно ли брать в руки емкость с горячей водой?                                                                                       Дети приходят к выводу, что проще всего налить холодную воду в емкость с горячей водой. Подняв крышку со стакана с горячей водой, дети находят на ней капельки.

Воспитатель: Откуда на крышке капли?                                                                                                                                 Дети сами приходят к выводу, что они появились в результате испарения. Осторожно взяв стакан с холодной водой, они доливают ее в стакан с горячей водой. После перемешивания дети сливают всю воду в тазик и предлагают Незнайке умыться.

Делается вывод: для того, чтобы получить теплую воду надо смешать горячую с холодной. В кране тоже можно получить теплую воду, открыв синий (холодный) и красный (горячий) краны одновременно.   Незнайка благодарит детей и предлагает им поиграть.                                                            

Физкультминутка: «Солнышко и тучка».

Тучка по небу гуляла                   (Дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Свои капли потеряла.

Уронила на травинки,                 (Показываем, как падают капли дождя)

На осинки, на рябинки,

На цветочки, на дорожки

И на детские ладошки.                 (Стучим пальчиками по ладони)

Тучке что-то загрустилось                  (Изображаем мимикой грусть)

Она в небе растворилась              (Приседая машем поднятыми вверх                   руками,)

Тут и солнце поднялось,                  (Приподнимаемся, встаем на носочки)

За работу принялось,

Капли стало поднимать,                   («Собираем капли»)

Снова в тучку собирать.                 (Дети берутся за руки)

 Воспитатель предлагает детям  пройти и сесть за столы, приглашая в лабораторию Незнайку.
         Воспитатель:                 1 опыт: «Вода не имеет вкуса».                                                                                                        - Осторожно попробуйте воду из стаканчиков на столе.  
        Воспитатель: Какой вкус у воды? (нет вкуса)

Незнайка: А для меня вода очень вкусная.

Воспитатель: Это ты Незнайка, наверное, очень хочешь пить.

Незнайка: Да, я очень хочу пить.

Воспитатель: Когда хочешь пить, нет ничего вкуснее воды. Продолжим наши опыты.
Воспитатель:  Добавьте в стакан с водой кусочек сахара. Попробуйте. Что изменилось? (Вода стала сладкая)
        Воспитатель: Мы изменили вкус воды. Значит можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса и приобретает вкус положенного в нее вещества.
На интерактивной доске выставляется схема «вода не имеет вкуса»
                                   
2 опыт: «Вода не имеет запаха».

Воспитатель предлагает детям определить запах воды, аккуратно помахав над ней ладонью, создавая поток воздуха.                                                                                                                                                               Воспитатель: Вы чувствуете какой-нибудь запах?   (вода не пахнет)
Воспитатель:  Добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (Вода пахнет чесноком)
Воспитатель: Делаем  вывод, что вода не имеет запаха.
На интерактивной доске выставляется схема.

                                 3 опыт «Вода без цвета, прозрачная!»
Воспитатель: Сравним воду и молоко.
В оба стакана положим по маленькому камешку цветной гальки. В каком стакане мы видим гальку? (мы ее не видим в молоке и видим в воде)
Воспитатель: Делаем ещё один вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.

                                 4 опыт: «Вода не имеет формы»                                                                                                             Воспитатель: Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы? (Это куб и шар)                                                                                                                          

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, изменят ли они свою форму?  (Нет, форма у них не меняется)                                                                                                                                      

Воспитатель: А имеет ли вода форму? Давайте посмотрим, во что налита вода?

( Воспитатель показывает воду, налитую в блюдце, баночку, бутылочку).

 Какую форму она имеет? (Вода в бутылочке имеет форму бутылочки, вода в блюдце имеет форму блюдца)

Воспитатель: Мы наливали воду и в блюдце и в баночку, вода есть у нас в бутылке. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета в который её наливают)

Воспитатель: Вы хорошо поработали,  нужно наши наблюдения занести в лабораторный журнал. Сделайте свои зарисовки.                                                                             Дети делают схематические зарисовки на листах наблюдений.

Заключительная часть (2 мин)

Незнайка: благодарит детей за помощь и полученные знания о воде.

Воспитатель: На этом наша дверь в волшебную лабораторию закрывается. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, и что нового узнали о воде? Что вам понравилось?

- Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использование интерактивной доски в образовательно области познание на тему:"Транспорт".

Развитие кругозора и позновательно- речевой деятельности для младшей группы по теме "Транспорт"Цель: Формировать представление детей о транспорте.Задачи:1.  Образовательные: дать представления о ...

Конспект ООД с использованием интерактивной доски

Цель: Формировать знания детей о домашних и диких животных, их детёнышах. Продолжать знакомить детей с характерными признаками внешнего вида животных, их повадках.Задачи: - систематизировать...

Конспект занятия с использованием интерактивной доски "Тайны леса"

Конспект занятия с использованием интерактивной доски...

Конспект ООД с использованием интерактивной доски в 1-й младшей группе «Домашние животные»

Конспект ООД с использованием интерактивной доскив 1-й младшей группе «Домашние животные»Цель: Формировать знания детей о домашних животных, их детёнышах. Продолжать знакомить де...

Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Обучение с приключением»

Данная непосредственно образовательная деятельность проводится с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Геометрические фигуры". В непосредственно образовательная деятельность  ис...

Конспект НОД с использованием интерактивной доски на тему «Витамины и здоровый организм»

НОД по здоровому образу жизни для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной доски....