Познавательное развитие. Художественно-эстетическое развитие "Пожар в лесу"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Ляпина Марина Анатольевна


Представлен конспект интегрированного занятия - Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; декоративное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poznanie.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

НОД Познание, художественное творчество

(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; декоративное рисование)

«Пожар в лесу»

Выполнила: Ляпина Марина Анатольевна, воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»

Конспект НОД «Пожар в лесу»

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально - художественная

Цели. Формирование осторожного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; развитие детского творчества.

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку.

Учить детей составлять простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Развивающие задачи.

Развивать изобразительные навыки при составлении узора по мотивам дымковской росписи, умение использовать разные приемы рисования кистью: полосы рисовать всем ворсом кисти, держа ее плашмя, мелкие элементы наносить кончиком кисти.

Закрепить некоторые правила экологической безопасности.

 Развивать воображение, мышление, речь детей.

Воспитательные задачи.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в обсуждении проблемы.

Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, развивать чувство ответственности за охрану животного мира.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, природе.

Планируемые результаты.

Сформируют навыки культуры поведения в лесу, чувства сострадания и жалости к обитателям природы; научатся составлять узор по мотивам дымковской росписи.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие. Формирование у детей потребности в двигательной активности.

Социально-коммуникативное развитие. Формирование представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Познавательное развитие.  Предпосылок экологического сознания.

Речевое развитие. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. 

Художественно-эстетическое развитие. Развитие декоративного творчества, умения создавать узоры по мотивам дымковской росписи (создание композиций на бумажных силуэтах животных); развитие умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

Материал: плоскостные фигурки, изображающие диких животных: медведь, лиса, еж, белка, волк; птица; иллюстрации на тему "Лесные домики": дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; "Дары леса": грибы, ягоды, орехи, древесина, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; фотографии "Пожар в лесу", «Пожарные тушат пожар в лесу»; аудиозапись мелодии "Танец огня", цветные ленточки, дымковские игрушки в сундучке; гуашь, кисти, тампоны; телефон.

Предварительная работа: занятие по ознакомлению с окружающим "Огонь - друг или враг", чтение сказки "Незатушенный костер", беседа на тему "Лесной пожар", заучивание потешек о животных, разучивание народных изделий, декоративное рисование узоров.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: берлога, логово, гнездо, нора, дупло, лекарственные травы: мать-и-мачеха, ромашка, подорожник; древесина; дымковские игрушки: конь, курочка, барашек, индюк, олень; элементы росписи: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии.

Методические приемы: проблемная ситуация, дидактическая игра, вопросы, беседа, рассматривание иллюстраций, дымковских игрушек; индивидуальная помощь, анализ детских работ, поощрение.

Содержание организованной деятельности.

  1. Дети входят в группу и становятся полукругом перед воспитателем.

В руках у педагога лесная птичка:

- К нам прилетела птичка с известием.

Птичка:

- Беда! В моем доме случился пожар!

Воспитатель:

- А где твой дом?

Птичка:

- Мой дом – это лес. Там горят деревья, гнезда, цветы, кустарники, травы, домики лесных жителей.  (Педагог выставляет фотографию «Пожар в лесу»)

- Ой, я забыла, как они называются.

Воспитатель:

- Давайте, ребята, поможем птичке вспомнить, как называются домики лесных жителей.

  1. Проводится д/и "Найди домик лесного жителя" – картинки с изображением жилищ,  животных и птиц раздаются детям: дупло, берлога, логово, нора, пень, гнездо; медведь, волк, лиса, еж, заяц, белка. Детям предлагается найти домик своему животному (найти пару) и ответить на вопросы: "Кто это? Где живет?»

Птичка:

- Молодцы, ребята, знаете домики лесных жителей, но огонь уже добрался и до птичьих гнезд. Все в огне, птицы улетают, звери убегают. Что делать? Кто поможет?

  1. Воспитатель:

- Наши ребята знают к кому обратиться за помощью. Ну-ка, ребята, кто скажет, кому рассказать о беде, куда позвонить? (Ответы детей: "Надо рассказать взрослым, позвонить пожарным – 01), (пожарный, карточка с номером 01).

Воспитатель:

- Давайте так и сделаем.

Воспитатель звонит в 01:

- Здравствуйте! Это пожарная часть? Горит лес! Срочно окажите помощь! Спасибо. До свидания.

Детям предлагается сесть на модули – подушки.

- Все, пожарные поспешили на помощь лесным жителям. А пока пожарные тушат огонь  в лесу, давайте вспомним: лес – чей дом? Кто в нем живет? (Ответы детей: "Лес – это дом для зверей, птиц, насекомых".)

Воспитатель:

- Да, в лесу живут звери, лесные птицы, насекомые. Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор.

- А какую пользу приносит лес человеку? (На доске  - картины на тему «Дары леса»

Ответы детей: "Лес очищает воздух, делает его чище; в лесу люди отдыхают, укрепляют здоровье; в лесу люди собирают грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи; лес дает человеку древесину, пушнину.").

- А какой вред наносит пожар природе? (Ответы детей: "Погибают животные и растения, загрязняется воздух".).

Птичка:

- Правильно, ребята! А еще на месте пожара очень долго не растут растения и не селятся животные. Подумайте, от чего мог загореться лес? (Ответы детей: " Не потушили костер. Баловались со спичками. Бросили окурок.")

- Еще лес может загореться, если долго стоит сухая жаркая погода без дождей. Или от удара молнии.

Воспитатель:

- Чтобы в лесу не случилось пожара, всегда надо помнить правила поведения в лесу. А они такие (показ картинок): 

1. нельзя разводить костер;

 2. не играть со спичками;

 3. после пикника обязательно надо собрать весь мусор и увезти с собой.

  1. Физминутка "Спасем своих друзей".

Под музыку девочки с красными лентами в руках изображают пламя, пожар, а мальчики имитируют действия пожарных – тушат пожар. Каждое движение сопровождается словами: «все быстрее разгорается огонь, пламя все жарче и сильнее, пожарные заливают огонь…»

После игры дети садятся за столы.

Воспитатель:

  1. - Да, лес надо беречь и ценить. С давних времен люди любили ходить в лес не только собирать грибы, ягоды, лечебные травы, но и слушать пение птиц, любоваться полевыми цветами, наслаждаться тишиной, лесными запахами. Им так полюбились разные животные, что люди стали своим детям делать игрушки, которые изображают этих животных.

- Может вы, ребята, вспомните, из чего делали эти фигурки? (Ответы детей: "Из дерева, глины, соломы, ткани", картинки - народные игрушки)

- Человек лепил и вырезал фигурки не только диких, но и домашних животных.

  1. - Давай, птичка, заглянем в чудесный сундучок и посмотрим, какими они были.

- «Футы, нуты, лапки гнуты.

Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!»

Под мелодичную музыку открывается сундучок, воспитатель достает игрушки, а дети называют их. (Конь, курочка, барашек, индюк, олень и др.)

- Что это за игрушки? (Дымковские)

- Из чего сделаны? (Из глины)

- А вам хотелось бы побыть мастерами-художниками и расписать игрушки красками?

- Но чтобы работа ладилась у всех, давайте вспомним, какими элементами дымковской росписи украшены эти игрушки? (педагог показывает образцы элементов дымковской росписи, а дети называют их: колечки, кружочки, точки, клетка, волнистые, прямые линии)

- А какие цвета вы будете использовать в росписи? (красный, синий, желтый, зеленый).

  1. Пальчиковая гимнастика:

«Ежик.»

Ёжик, ёжик, где ты был?          «ёжик»

Долго по лесу бродил.                «деревья»        

Встретил белку и синичку,        «белка», «синичка»

Мишку встретил и лисичку,        «медведь», «лиса»

Всех, кого нашел в бору,        

Пригласил в свою нору.        «нора»

  1. Самостоятельная работа детей 

(У детей на столах силуэты дымковских игрушек-животных):

- Придумайте узор для украшения фигурки, используя элементы дымковской росписи.

Оказание индивидуальной помощи воспитателем.

  1. Рефлексия.

Рисунки помещаются на столе-выставке.

Птичка:

- Какие замечательные получились животные, вас всех можно смело назвать хорошими мастерами. Вы замечательно постарались. Спасибо вам, ребята, за то, что вы утешили меня, что так много знаете и умеете. Я надеюсь, что вы запомнили правила поведения в лесу: после отдыха затушить костер, не играть со спичками, за собой увезти мусор. Надеюсь, что вы всегда будете любить животных и беречь природу. А теперь мне пора улетать.

- До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ» Тема: «Масленица-кривошейка». Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи. Вид проекта: творческий.

Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».Задачи:1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;2. развивать художественно – творческую деятельн...

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...

Конспект открытого мероприятия с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Дружные Медведи»

Конспект открытого мероприятия с учетом интеграции образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое ...

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие на тему: «Путешествие в Страну ЗДОРОВЬЯ» подготовительная к школе группа

Непосредственно- образовательная деятельность  по образовательной области физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие на тему: «Путешествие в Страну ЗД...

конспект НОД «Путешествие в осенний лес» с детьми средней группы с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (с использованием ИКТ)

Непрерывно образовательная деятельность«Путешествие в осенний лес» с детьми средней группыс интеграцией образовательных областей«Речевое развитие», «Познавательное р...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...