Экологический проект для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Агапова Альфия Фоатовна

Проект предназначен для детей разновозрастной группы с интеллектуальной недостаточностью в коррекционном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx29.82 КБ
Файл ekologicheskiy_proekt.pptx2.35 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация

«Детский сад №63»

План – конспект  экологического проекта

в разновозрастной группе № 10    для детей с УО

 Тема:  «В кладовой природы»

Составила:

 воспитатель

1 кв. категории

Агапова А.Ф.

Нижнекамск,  2015 год.

Срок проекта: краткосрочный (октябрь 2015 года).

Тип проекта: информационно-творческий

Участники:  5 детей с интеллектуальной недостаточностью разновозрастной группы №10 и их родители.  Воспитатели – Агапова А.Ф., Даутова Р.М.

Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их.
  • Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту.

Актуальность:

Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника.

 Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

Ожидаемый результат:

  • Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах.
  • Развить познавательные способности детей.
  • Воспитать у детей бережное отношение к природе.
  • Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Этапы реализации проекта: проект проходил в три этапа.

  1. Подготовительный этап

Составление перспективного плана проведения ОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников.

Подбор программно – методического материала по направлению работы.

Совершенствование развивающей среды.

Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему.

Работа с родителями: анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.

2. Основной этап

Формы работы по реализации проекта:

Неделя

Организованная  образовательная

 деятельность

Совместная                   деятельность

Самостоятельная   деятельность детей

Работа с семьёй

5.10.15 – 9.10.15

 

Познание: развитие кругозора.«Значение воды в нашей жизни» Цель: уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Познакомить с кругооборотом воды в природе. Кому она нужна, как её используют, как получить чистую воду. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Познание: развитие кругозора.

Экспериментальная деятельность «Такая разная вода». Цель: формирование представлений об агрегатных состояниях воды, её свойствах, реакции организма на разную температуру воды.

Художественное творчество: аппликация «Под водой».Цель: вызвать интерес к изображению подводного мира. Учить вырезать симметричные фигуры подводных обитателей.Развивать воображение чувство композиции.

Просмотр документального фильма о водоёмах планеты.

Наблюдения за дождём, туманом, ручьём, инеем.

Наблюдения за аквариумными рыбками.

Чтение художественной литературы Н. Осипов «В воде и у воды».

Рассматривание картинок и фотографий с изображением водоёмов: океаны, моря, озёра, реки, родники, пруды, болота.

Привлечь родителей к созданию картотеки «Удивительные факты о воде»

Познание: развитие кругозора.«Зачем нужны болота».

Цель:  рассказать детям, зачем нужны болота, каким законам они подчиняются, что там растет и кто там

живёт.        

Познание: развитие                             кругозора.«Целебная сила моря».

Цель: рассказать детям о пользе морепродуктов, использовании морских минералов и солей в медицине.

Д/и «Кто, где живёт?»

Создание «морской аптечки» (альбом иллюстраций).

Просмотр мультфильма «Маша и Медведь. На рыбалке»  

С-р. Игра «Рыболовецкое судно».

П/и «Караси и щука», «Удочка».

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка».

Д/и «Вредно – полезно», «Да – нет».

Совместная деятельность родителей и детей к изготовлению коралловых веточек из подручных средств.

Подобрать иллюстрации для «морской аптечки».

12.10.15 – 16.10.15

Познание: развитие                             кругозора.«Морские чудеса».Цель: познакомить детей с многообразием морских обитателей. Развивать познавательный интерес к подводному миру.

Коммуникация: развитие речи. Литературный калейдоскоп «В царстве Нептуна».

Цель: выяснить какие литературные произведения знают дети по данной теме, обобщить знания о морских и речных обитателях.

Чтение и рассматривание с детьми энциклопедий о морских и речных обитателях.

Чтение и пересказ сказки «Змея и рыба».

Художественное творчество: оригами «Кит».

П/и «Акула», «Море волнуется».

Рассматривание иллюстраций морских обитателей.

Информация в родительский уголок «Это интересно вашим детям».

Художественное творчество:коллективное рисование «В подводном царстве».

Цель: систематизировать знания детей о внешнем виде морских обитателей, передавать эти знания в рисунке. Учить рисовать  в нетрадиционной технике – ладошками. Воспитывать умение работать сообща.

Художественное творчество: лепка «Рыбки резвятся».

Цель: закрепить знания о внешнем виде рыб, учить работать в технике пластилинография, отрабатывать приёмы раскатывания и сплющивания пластилина. Упражнять работать стекой.

Просмотр документального фильма «Жизнь морских животных».

Продолжать наблюдения за аквариумными рыбками.

Рассказывание детям о морских обитателях.

Чтение художественной литературы Ганейзер «Чудо-юдо».

Экспериментальная деятельность «Загрязнение воды».

Рассматривание иллюстраций морских обитателей.

Д/и «Ползает, летает, плавает».

Запись родителями  документаль- ного фильма «Жизнь морских животных».

Выставка рекомендуемых для чтения детям книг о жизни морских животных.

19.10.15 – 23.10.15

Познание: развитие                             кругозора «Знакомство с Красной книгой».

Цель: познакомить детей с Красной книгой, её функцией. Расширить знания детей о растениях, внесённых в Красную книгу.

Художественное творчество: рисование «Дуб – дубок».Цель: познакомить детей с деревьями, внесёнными в Красную книгу; учить создавать образ дерева, находить композиционное решение.

Познание: развитие                             кругозора.Викторина «Знатоки природы».

Цель: закреплять умения узнавать деревья по характерным признакам, развивать память, внимание.

Наблюдения за деревьями на территории ДОО. Чтение энциклопедий о редких видах деревьев и растений.

Рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников и растений, внесённых в Красную книгу.

Беседа «Зелёная аптека».

П/и «1,2,3, к дереву беги».

Д/ и «С какого дерева листок», «Найди дерево по семенам», «Отгадай, что за растение».

Консультация для родителей «Люби и знай свой край».

Познание: развитие                             кругозора.«Будь природе другом».

Цель: познакомить детей с животными, внесёнными в Красную книгу.

Художественное творчество: аппликация «Уссурийский тигр».

Цель: учит вырезать из цветной бумаги, сложенной вдвое голову тигра, формировать бережное отношение к животным.

Рассматривание и чтение книги «Ильменский заповедник».

Д/и «Четвёртый лишний», «Зоологическое лото».

Рассматривание иллюстраций животных, внесённых в Красную книгу.

Д/и «В лесу», «Чей дом».

26.10.15 – 28.10.15

Познание: развитие                             кругозора.«Птицы Красной книги».

Цель: ознакомить детей с редкими видами птиц, внесёнными в Красную книгу.

Познание: развитие                             кругозора.«Насекомые Красной книги».

Цель: ознакомить детей с редкими видами насекомых, внесёнными в Красную книгу.

Наблюдение за птицами и насекомыми на участке ДОО

Прослушивание и узнавание голосов птиц (аудиозапись «Щебетание птиц»).

Художественное творчество: конструирование из бумаги «Стрекоза Дозорщик-император».

Чтение энциклопедий о редких видах птиц и насекомых.

Рассматривание иллюстраций птиц и насекомых, внесённых в Красную книгу.

Просмотр документального фильма о насекомых.

Д/и «Угадай птицу», «Чьё гнездо».

Подбор иллюстраций птиц и насекомых для оформления «Нашей Красной книги».

Скачивание документального фильма о насекомых.

Открытое мероприятие с родителями «Защитники природы».

  1. Заключительный этап. (29,30 октября)

Обобщение результатов работы по экологическому проекту по теме: "В кладовой природы"

Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита проекта на педагогическом совете.

Результат проекта:

Мы вовлекли детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. Формировали нравственное поведение в природе. Обеспечили непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья.

Проект «В кладовой природы» реализовал поставленные задачи частично. У детей с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевая сфера неустойчивая, отмечаются колебания в настроении, поэтому для установления полноценного контакта при реализации экологического проекта требовались дополнительные условия взрослого, побуждения в виде наводящих вопросов, поощрительных суждений. У детей слабо сформированы элементарные экологические знания. Для детей с УО характерна низкая направленность отношения к природе, они не  ориентируются в правилах поведения в природе.

Список использованной литературы:

  1.  Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001
  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
  3. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
  4. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
  6. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
  8. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
  9. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
  10. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
  11. Сайты интернета для воспитателей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по экологии Тема «В кладовой природы» Составила: воспитатель 1 кв. категории Агапова А.Ф.

Слайд 2

Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры . Задачи : Познакомить детей с объектами живой и неживой природы, учить узнавать, различать и называть их. Развивать наблюдательность, интерес к объектам природы. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на её красоту .

Слайд 3

Актуальность: Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически осуществляемо, оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребёнка – дошкольника. Мы выбрали эту тему, так как она понятна по своему содержанию детям: знакомит с объектами живой и неживой природы, развивает наблюдательность, воспитывает бережное отношение к природе. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, творческую, продуктивную.

Слайд 4

Рисование «В подводном царстве» «Дуб-дубок» Лепка «Рыбки резвятся» Аппликация коллективная работа «Под водой» Конструирование «Стрекоза» Д/И «Кто где живет» « Да-нет » и др. С/ р игры«Рыболовецкое судно» П /и «Акула» «Море волнуется» и т.д. Развлечение «Знатоки природы» «Такая разная вода» «Загрязнение воды» «Значение воды в нашей жизни» «Зачем нужны болота» Составление описательного рассказа «Как вести себя в лесу» Составление описательного рассказа «Целебная сила моря» Экологический проект «В кладовой природы» «Знакомство с Красной книгой»

Слайд 5

1 Подготовительный этап Составление перспективного плана проведения ОД и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников. Подбор программно – методического материала по направлению работы. Совершенствование развивающей среды. Подбор и изготовление дидактических игр на экологическую тему. Работа с родителями: анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома, проведение консультаций, изготовление дидактических игр на экологическую тему.

Слайд 6

2. Основной этап Формы работы по реализации проекта

Слайд 10

Ожидаемый результат: Создать развивающую среду для овладения детьми новыми знаниями о природных богатствах. Развить познавательные способности детей. Воспитать у детей бережное отношение к природе. Овладение ребёнком эстетической и экологической грамотности при использовании и созерцании природных богатств.

Слайд 11

Результат проекта: Мы вовлекли детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране. Формировали нравственное поведение в природе. Обеспечили непрерывность экологического образования в системе: ДОО – семья. Проект «В кладовой природы» реализовал поставленные задачи частично. У детей с интеллектуальной недостаточностью эмоционально-волевая сфера неустойчивая, отмечаются колебания в настроении, поэтому для установления полноценного контакта при реализации экологического проекта требовались дополнительные условия взрослого, побуждения в виде наводящих вопросов, поощрительных суждений. У детей слабо сформированы элементарные экологические знания. Для детей с УО характерна низкая направленность отношения к природе, они не ориентируются в правилах поведения в природе.

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью по теме "Птицы"

Занятие по формирование счётных навыков, умения наглядно сравнивать множества, уравнивать  их двумя способами. Направлено на формирование пространственных представлений, произвольного внимания, п...

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ А.Н.Кудрявцева ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с интеллектуальным недоразвитием не развивается полноценно без специального обучения [1].В системе коррекционно-педагогической п...

«Особенности образовательной деятельности учителя – дефектолога по развитию речи с дошкольниками, имеющими интеллектуальную недостаточность средней степени»

В данной публикации описываются особенности работы по развитию речи в  процессе педагогической деятельности учителя - дефектолога. работающего с дошокльниками с интеллектуальной недостаточностью....

Изобразительная деятельность как средство психического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Взгляды ученых на необходимость занятий изобразительной деятельностью дошкольников с ЗПР....

Проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей".

Педагогический проект "Сенсомоторное развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью - взаимодействие педагогов и родителей"  - представляет собой опыт работы в группе "Особый ребёнок"....